Агрессия в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:05, реферат

Краткое описание

Проблемой нашего исследования является поиск возможностей профилактики и коррекции агрессии подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования - подростковая агрессия как явление. Предмет - причины, методы профилактики и коррекции агрессии подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Цель настоящей работы - изучить явление агрессии в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Агрессивность: понятие, причины возникновения и формы ее проявления 5

2. Психофизиологические характеристики подросткового возраста 10

3. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома 16

Заключение 20

Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

     Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости между практикой семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

     Многие  специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания:

     1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

     2. Физическое, психологическое или  сексуальное насилие по отношению  к ребенку или по отношению  к одному из членов семьи,  свидетелем которого стал ребенок.  В данном случае агрессивного  поведения ребенка может рассматриваться  как механизм психологической  защиты или являться следствием  научения (копирование родительской модели отношений).

     3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость  с их стороны).

     4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

     5. Наличие специфических семейных  традиций, может стать причиной  агрессивности ребенка. Речь идет  об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей,  и культивировании этих качеств  (моделей воспитания), как единственно  верных. По сути дела, речь идет  о социальной изоляции ребенка,  которая в свою очередь приведет  к деформации картины мира, искажению  индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

 

2. Психофизиологические характеристики подросткового возраста

 

     Подростковый  возраст характеризуется глубокими  изменениями, которые влияют на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Изучением особенностей подросткового возраста занимались ученые различных отраслей: медицины, психологии, психиатрии, социологии. Особенного внимания заслуживают работы таких  ученых, как Л. С. Выготский, В.Е. Смирнов, Л. И. Божович., А. Н. Леонтьев. Несмотря на разную расстановку акцентов, практически все они сходятся в одном: подростковый возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов. Пожалуй, лучше всего о противоречивости личности в этот период сказал А. Фрейд: "Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны".

     Современные психологи (Р.С. Немов, Б.С. Волков) границами подросткового возраста считают период с 11-12 до 15-16 лет и, прежде всего, связывают его с перестройкой, происходящей в организме ребенка (половым созреванием), а также психологическим кризисом, который получил название "пубертатный".

     Пубертатный кризис может возникнуть и в 11,и  в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно для  ребенка, и для близких ему  взрослых. Поэтому подростковый возраст  иногда называют затянувшимся кризисом. Половое созревание зависит от эндокринных  изменений. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства  других эндокринных желез. Увеличиваются рост и вес, изменяются пропорции тела. Это приводит к некоторой подростковой угловатости, часто в это время дети ощущают себя неуклюжими, неловкими. Повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания. Характерны сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.

     В связи с быстрым развитием  возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного  мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного  тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния  и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно короткий период времени, буквально  падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются  на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Эмоциональный фон  становится крайне неровным, нестабильным. С настроением и эмоциональным  состоянием тесно связана способность  подростка выполнять не только трудную и нежелательную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

     Половых гормонов у подростков вырабатывается больше чем у взрослых людей, что  вызывает усиление секреции желез надпочечников, обычно вызывающей мобилизацию защитных сил организма. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей степени осознают истоки этого возбуждения, у девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, поддержке, любви).

     Благодаря бурному росту и перестройке  организма в подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей  внешности. Формируется новый образ  физического "Я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все  расстраивает, а иногда приводит к  чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. На образ физического "Я" и самосознание в целом  оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием  оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает  более благоприятные возможности  личностного развития. Даже девочки  с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки  физического созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со никами. К мальчикам с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. У них чаще появляется низкая самооценка и появляется чувство отверженности. Желательный образ "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Образ идеала зачастую оказывается несколько противоречивым, поскольку сочетает в себе качества, как взрослых, так и сверстников. Причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по этому поводу.

     Одним из самых важных новообразований  подросткового возраста является чувство  взрослости - отношения подростка  к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые свои стороны от вмешательства родителей. Зачастую в этот период авторитет родителей сильно снижается, складываются особенные отношения со сверстниками. Ведущей деятельностью в период отрочества становится интимно-личностное общение. Для самих подростков особенно значимым является дружеское общение, в котором происходит поиск понимания, принятия, сходства интересов и проблем. В старом фильме "Доживем до понедельника" представление о счастье мальчик выражает одной фразой: "Счастье — это, когда тебя понимают". В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой "реакции группирования". Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам.

Главные мотивационные линии этого возрастного  периода, связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".

     Все перечисленное свидетельствует  об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается  вопрос "Кто я?" Подросток пытается понять себя и, проявляя разные, часто  противоположные, качества, открывает  в себе все новые и новые  черты. Большинство психологов отмечают противоречивость подросткового характера. С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них  неустойчивостью поведения, его  зависимостью от внешних влияний  связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми. Ш. Бюлер пишет: "Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования и бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения".

     При положительном разрешении кризиса  равновесие возвращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, восстанавливается эмоциональная  уравновешенность. Значительно увеличивается  внутренняя самостоятельность, устремлённость в будущее, уменьшается количество нервных срывов, происходит осознание  собственной индивидуальности и  неповторимости, происходит основной процесс социально-психологической  адаптации. Под социально-психологической  адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности подростка со средой, которое характеризуется: сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг него, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения; приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды, причём становление новых приспособительных механизмов ориентировано на гармонизацию взаимодействия личности со средой.

     Достижение  психосоциальной зрелости и адаптация  в социуме являются главным итогом подросткового возраста. Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности  выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических  чертах, свойственных данному периоду  роста и развития. Вместе с тем  с возрастом изменяется отношение  растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого  для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.

     Таким образом, подростковый возраст —  затянувшееся детство, из которого ребенок  с большими трудностями вырастает  и оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

 

3. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

 

     Психическое развитие детей, воспитывающихся в  условиях детского дома, кардинально  отличается от развития детей, воспитывающихся  в семье, и проявляется в нарушении  интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации.

     Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников  детского дома свидетельствуют, что  уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо  сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности  решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического  мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило, вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?", "какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.

     Основными причинами снижения интеллектуального  развития воспитанников детских  домов являются средовые влияния, педагогическая запущенность. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного  общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.

Информация о работе Агрессия в подростковом возрасте