Проблемы 
эмоционально-волевого развития воспитанников 
проявляются в нарушении социального 
взаимодействия, неуверенности в 
себе, снижении самоорганизованности, 
целеустремленности, недостаточном развитии 
самостоятельности ("силы личности"), 
неадекватной самооценке, неуверенности 
в себе, неспособности выстроить нормальные 
взаимоотношения с окружающими, вплоть 
до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. 
Нарушения подобного рода проявляются 
чаще всего в повышенной тревожности, 
эмоциональной напряженности, психическом 
утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной 
чувствительности к различного рода препятствиям, 
неготовности преодолевать трудности, 
снижении потребностей в достижениях 
и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, 
вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной 
импульсивной активности, эмоциональной 
холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных 
контактов с окружающими, нарастании пассивности, 
депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной 
жизни в сиротских учреждениях вызывает 
у ребенка в старшем возрасте различные 
психические расстройства и нарушения 
социальной адаптации: у одних это тенденция 
к понижению активности, ведущая к апатии 
и большему интересу к вещам, чем к людям; 
у других - гиперактивность с уходом в 
асоциальную и криминальную деятельность; 
у многих наблюдается тенденция вести 
себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь 
к себе внимание при неумении создавать 
прочные эмоциональные привязанности.
     Ребенок, 
лишенный самого главного для него 
- материнской любви и ласки, а 
в условиях закрытого учреждения 
- возможности нормального общения 
со взрослыми, утрачивает врожденный потенциал 
к развитию, становится пассивным. Условия 
воспитания в закрытых учреждениях задают 
ребенку пассивную тенденцию в поведении. 
Его контакты поверхностны, нервозны и 
поспешны: он одновременно домогается 
внимания и отторгает его, переходя на 
агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь 
в любви и внимании, он не умеет вести себя 
таким образом, чтобы с ним общались в 
соответствии с этой потребностью.
     У 
детей в детских домах ярко 
проявляется так называемый эмоциональный 
голод: они легко вступают в контакт 
с любым человеком, который приходит 
в учреждение. Однако в совместной 
деятельности, игре, внеситуативному общению, 
беседе с взрослыми дети предпочитают 
непосредственный физический контакт: 
забраться на колени, обнять, погладить 
по голове, прижаться, взять за руку. Это 
своеобразная форма ситуативно-личностного 
общения, в которой средства общения не 
соответствуют мотивам и потребностям.
     Характерными 
чертами эмоционального портрета воспитанника 
детского дома являются пониженный фон 
настроения; бедная гамма эмоций, склонность 
к быстрой смене настроения; однообразность 
и стереотипность эмоциональных 
проявлений, неадекватные формы эмоционального 
реагирования на одобрение и замечание 
(от пассивности и равнодушия до 
агрессивности и враждебности); повышенная 
склонность к страхам, тревожности 
и беспокойству; основная направленность 
положительных эмоций - получение 
все новых и новых удовольствий; 
непонимание эмоционального состояния 
другого человека; чрезмерная импульсивность, 
аффективная взрывчатость.
     Проблема 
половой идентификации воспитанников 
детского дома.Свою половую принадлежность 
ребенок из семьи устанавливает рано: 
на протяжении дошкольного детства он 
присваивает многие поведенческие формы, 
интересы и ценности своего пола. Стереотипы 
женского и мужского поведения входят 
в самосознание через опыт общения и идентификацию 
с представителями своего пола. В детских 
домах дети изолированы от этих ориентаций. 
Дошкольники уже хорошо знают о своей 
принадлежности к полу, стремятся утвердить 
себя как мальчика или девочку, в этом 
они мало отличаются от детей, воспитывающихся 
в семье. Однако качественно половая идентификация 
имеет существенные отличия. Если дети 
в семье идентифицируются с их родителями, 
с близкими родственниками и со сверстниками, 
то дети, лишенные родительского попечительства, 
идентифицируются, прежде всего, со своими 
сверстниками, т.е. мальчиками и девочками 
из группы. Мальчики в детских домах лишены 
подчас возможности идентификации по 
полу, потому что здесь мало мужчин, не 
с кого брать пример. В силу группового 
"мы" девочки заимствуют агрессивные 
формы поведения. Это форма выживания, 
это форма утверждения себя среди таких 
же обездоленных или среди чужих, которые 
оцениваются как "они".
     Смутное 
представление о будущей половой 
роли в семье, отсутствие знаний о 
различиях полов, равнодушное отношение 
к своему внешнему виду затрудняют 
формирование эталонов, полоролевых нормативных 
ориентаций и стереотипов поведения.
     К 
одной из наиболее актуальных проблем 
воспитанников интернатных учреждений 
исследователи относят и трудности социализации 
детей-сирот. Отсутствие нормальных для 
обычного ребенка контактов (семья, друзья, 
соседи и т.п.) приводит к тому, что образ 
роли создается на основе противоречивой 
информации, получаемой ребенком из различных 
источников. В связи с этим часто возникает 
иллюзорный "образ" социальной роли. 
Формируется ложное представление о своей 
социальной роли как сироты. Эта роль реализуется 
человеком в течение всей его жизни. В 
связи с трудностями социализации не решаются 
и задачи адаптации, автономизации и активизации 
личности. 
 
 
 
 
 
Заключение
     1. 
Одним из видов проявления 
деструктивного поведения является 
агрессивность. Агрессивность - это 
свойство личности, которое отражает 
склонность к агрессивному реагированию 
при возникновении фрустрирующей 
и конфликтной ситуации. Агрессивное действие 
- это проявление агрессивности, как ситуативной 
реакции. Если же агрессивные действия 
периодично повторяются, то в этом случае 
следует говорить об агрессивном поведении. 
Агрессия - это поведение человека в конфликтных 
и фрустрирующих ситуациях.
     2. 
На развитие агрессии оказывают 
влияние два основных фактора: 
образец отношений и поведения 
родителей; характер подкрепления 
агрессивного поведения со стороны 
окружающих.
     3. 
Подростковый возраст является 
одним из самых противоречивых 
периодов, который характеризуется 
глубокими физиологическими и 
психическими изменениями. Пограничность 
данного возраста обуславливает уязвимость 
подростка к воздействиям окружающей 
среды.
     4. 
Психическое развитие детей, воспитывающихся 
в условиях детского дома, кардинально 
отличается от развития детей, 
воспитывающихся в семье, и 
проявляется в нарушении интеллектуального, 
эмоционально-волевого, полового и 
нравственного развития, а также 
в нарушенной социализации. 
 
 
 
 
 
Список 
литературы
1. Еникеев 
М. И. Общая и социальная психология: учеб. 
- 4-е изд., перераб и доп. - М.: ТК Велби, изд-во 
Проспект, 2007. - 440 с.
2. Андреева 
Г.М. Социальная психология. Учебник 
для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006, 435 с.
3. Фролов 
С. С. Основы социологии, Юристъ, 
М. - 2007 г., 423 с.
4. Р.С. 
Немов, Психология. - 2-е изд. - М.: Просвещение: 
ВЛАДОС, 2010 г.
5. Волков 
Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. 
Учебник. М., 2009 г., 356 с.