Агрессия в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:05, реферат

Краткое описание

Проблемой нашего исследования является поиск возможностей профилактики и коррекции агрессии подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования - подростковая агрессия как явление. Предмет - причины, методы профилактики и коррекции агрессии подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Цель настоящей работы - изучить явление агрессии в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Агрессивность: понятие, причины возникновения и формы ее проявления 5

2. Психофизиологические характеристики подросткового возраста 10

3. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома 16

Заключение 20

Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

     Проблемы  эмоционально-волевого развития воспитанников  проявляются в нарушении социального  взаимодействия, неуверенности в  себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

     Ребенок, лишенный самого главного для него - материнской любви и ласки, а  в условиях закрытого учреждения - возможности нормального общения  со взрослыми, утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

     У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный  голод: они легко вступают в контакт  с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако в совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку. Это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям.

     Характерными  чертами эмоционального портрета воспитанника детского дома являются пониженный фон  настроения; бедная гамма эмоций, склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных  проявлений, неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности  и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение  все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость.

     Проблема  половой идентификации воспитанников  детского дома.Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового "мы" девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как "они".

     Смутное представление о будущей половой  роли в семье, отсутствие знаний о  различиях полов, равнодушное отношение  к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения.

     К одной из наиболее актуальных проблем  воспитанников интернатных учреждений исследователи относят и трудности социализации детей-сирот. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности. 
 
 
 
 

 

Заключение

     1. Одним из видов проявления  деструктивного поведения является  агрессивность. Агрессивность - это  свойство личности, которое отражает  склонность к агрессивному реагированию  при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия - это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.

     2. На развитие агрессии оказывают  влияние два основных фактора:  образец отношений и поведения  родителей; характер подкрепления  агрессивного поведения со стороны окружающих.

     3. Подростковый возраст является  одним из самых противоречивых  периодов, который характеризуется  глубокими физиологическими и  психическими изменениями. Пограничность данного возраста обуславливает уязвимость подростка к воздействиям окружающей среды.

     4. Психическое развитие детей, воспитывающихся  в условиях детского дома, кардинально  отличается от развития детей,  воспитывающихся в семье, и  проявляется в нарушении интеллектуального,  эмоционально-волевого, полового и  нравственного развития, а также  в нарушенной социализации. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 440 с.

2. Андреева  Г.М. Социальная психология. Учебник  для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006, 435 с.

3. Фролов  С. С. Основы социологии, Юристъ, М. - 2007 г., 423 с.

4. Р.С.  Немов, Психология. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010 г.

5. Волков  Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. М., 2009 г., 356 с.


Информация о работе Агрессия в подростковом возрасте