Разработка проекта "ДИАЛОГ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:25, практическая работа

Краткое описание

Создать программу, выполняющую следующие действия: После запуска программы пользователь вводит свое имя, например, Александр, в прямоугольник с мигающим текстовым курсором и нажимает клавишу Enter.
Появляется вопрос: "Александр, ты любишь читать?". Если пользователь нажмет на клавишу Да, то должна появиться реплика: "Молодец!", если он нажмет на клавишу Нет, то появится реплика: "Почему же? Надо читать".

Вложенные файлы: 1 файл

Практикум Delphi Бурмистров.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Практическая  работа №1

Разработка проекта  ДИАЛОГ

Постановка задачи

Создать программу, выполняющую следующие действия.

Создать программу, выполняющую следующие действия. 
После запуска программы пользователь вводит свое имя, например, Александр, в прямоугольник с мигающим текстовым курсором и нажимает клавишу Enter. 
Появляется вопрос: "Александр, ты любишь читать?". Если пользователь нажмет на клавишу Да, то должна появиться реплика: "Молодец!", если он нажмет на клавишу Нет, то появится реплика: "Почему же? Надо читать".


План разработки программы, №1

1. Открыть новый  проект. 

2. Разместить  на форме экземпляры компонентов  в соответствии с рисунком.  
 
 
 
3. Сохранить код программы и проект под именами, например, Unit2.pas и Pr2.dpr.

4. Запустить  программу, затем закрыть окно  проекта, щелкнув на кнопке  Выход.

5. Выполнить  следующие действия:

 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Form1

Properties

Caption

Диалог

BitBtn1 

Properties

Caption

&Выход

Kind

bkClose

Label1

Properties

Caption

Введи свое имя и нажми Enter

Edit1

Events 

OnKeyPress

If key=#13 then 
begin 
  Label2.Caption:=Edit1.Text +  
  ', ты любишь читать?’; 
end;

Button1

Properties

Caption

Да 
  

Events

OnClick

Label3.Caption:=‘Молодец!’;

Button2

Properties

Caption

Нет 
  

Events

OnClick

Label3.Caption:=‘Почему же? Надо читать.’;

Label2

Properties

Caption

Удалить название объекта

Label3

Properties

Caption

Удалить название объекта


 
6. Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.

Задание для  самостоятельного выполнения, №1

 

Задание

Подсказка

1

Сделать кнопки Да и Нет доступными только после ввода имени и нажатия клавиши Enter.

Значение свойства Enabled кнопок Да и Нет установить равными False, а в процедуруEdit1KeyPressed включить, код:

Button1.Enabled := true; 
Button2.Enabled := true;

2

Удалить имена  компонентов Edit1, Label2, Label3 для обеспечения возможности повторить диалог. 

Разместить на форме еще одну кнопку BitBtn. Установить значение bkRetry свойства Kind, и значение  
&Повторить свойства Caption. 
Ввести программно по нажатию кнопки Повторить пустые строки вместо надписей и имен кнопок:

Label2.Caption := ''; 
Label3.Caption := ''; 
Edit1.Text := '';

3

Ввести дополнительную кнопку Повторить, которая позволяет повторно выполнить задание.  Сделать так, чтобы при повторении диалога строка ввода была бы снова активной.

Ввести команду: 

Form1.ActiveControl := Edit1.


 

Практическая работа №2

Разработка проекта  СПРАВОЧНИК

Постановка задачи

Создать программу, выполняющую следующие действия.

После запуска  программы пользователь выбирает с  помощью мышки или стрелок  название цвета и нажимает клавишу Enter. На экране появляется название цвета на русском языке и код в формате RGB. Программа заканчивает свою работу по нажатию клавиши Выход.


План разработки программы, №2

1. Открыть новый  проект.  
 
2. Разместить на форме экземпляры компонентов в соответствии с рисунком.  
 
 
 
3. Сохранить код программы и проект под именами, например, Unit3.pas и Pr3.dpr.

4. Запустить  программу, затем закрыть окно  проекта, щелкнув на кнопке  Выход.

5. Выполнить  следующие действия:

 

 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Form1

Properties

Caption

Справочник

BitBtn1 

Properties

Caption

&Выход

Kind

bkClose

Label1

Properties

Caption

Справочник записи цвета в формате RGB

Label2

Properties

Caption

Цвет в формате RGB

Label3

Properties

Caption

Удалить название объекта


6. Выделить объект ListBox1, найти свойство Items, щелкнуть на кнопке с тремя точками, расположенными справа от него. В появившемся окне встроенного редактора  ввести названия цветов, каждый на новой строке.

7. Сохранить  набранный текст под именем Color.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора щелкните на кнопке OK. 

8. Выполнить  следующие действия: 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

ListBox1

Events

OnKeyPress

if key=#13 then 
Case Listbox1.ItemIndex of  
0: Label3.Caption:='черный 000000'; 
1: Label3.Caption:='белый FFFFFF';  
2: Label3.Caption:='красный FF0000 '; 
3: Label3.Caption:='зеленый 00FF00'; 
4: Label3.Caption:='бирюзовый 00FFFF'; 
5: Label3.Caption:='синий 0000FF ';  
6: Label3.Caption:='фиолетовый FF00FF'; 
7: Label3.Caption:='желтый FFFF00'; 
8: Label3.Caption:='коричневый 996633 '; 
9: Label3.Caption:='оранжевый FF8000 '; 
10: Label3.Caption:='лиловый 8000FF '; 
end;


9. Сохранить  проект окончательно, запустить  и протестировать его.

Задание для самостоятельного выполнения, №2

 

Задание

Подсказка

1

Изменить шрифты, цвет экрана и букв.

Возможно, придется в коде программы подкорректировать  количество пробелов между названием  цвета и его кодом.

2

Сделать так, чтобы  при установке курсора мыши в  поле ListBox1, появлялась подсказка о том, что надо сделать.

Воспользуйтесь  свойствами Hint (текст сообщения), Showhint (показывать ли сообщение) объекта ListBox1.

3

Внести изменения  в программу, чтобы для надписей цвета и формата RGB использовались два отдельных объекта Label.

 

4

Внесите изменения  в программу для того, чтобы  исходные данные о таблице цветов задавались в массиве.

 

5

Сделать так, чтобы  выбор цвета в окне ListBox1 осуществлялся ни только по нажатию клавиши Enter, но и при щелчке  мыши.

Для компоненты ListBox1 в обработчике события OnClick вставить те же действия, которые описаны в п.8 Плана разработки.


 

 

 

Практическая работа №3

Разработка проекта  СЛОВАРЬ

Постановка задачи

Разработать программу  для составления словаря новых  терминов.

Должна иметься  возможность внесения в словарь  изменений, дополнений или сокращения его. На форме должны отображаться текущий  номер записи и общее количество записей в словаре.


 

План разработки программы, №3

1. Открыть новый  проект.  
 
2. Разместить на форме экземпляры компонентов в соответствии с рисунком.  
 
 
 
3. Сохранить код программы и проект под именами, например, Unit4.pas и Pr4.dpr.

4. Запустить  программу, затем закрыть окно  проекта, щелкнув на кнопке  Выход.

5. Выполнить  следующие действия:

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Form1

Properties

Caption

Словарь

BitBtn1

Properties

Caption

&Выход

Kind

bkClose

ComboBox1

Properties

Text

Вставка пробела

Item

Открытие двойным  щелчком списка String list editor. Ввод нескольких терминов, сохранение их в файле Glostext.txt, предварительно убедившись, что выбрана нужная папка (см. практическую работу №4 п.7).


6. Запустить  программу, щелкнуть на стрелке  компонента ComboBox1, выбрать из открывшегося списка любой термин, а затем убедиться, что текст, набираемый в строке ввода, в список не вносится. После этого закрыть проект кнопкой Выход.

7. Выполнить  следующие действия: 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Button1

Properties

Caption

Довавить

Events

OnClick

ComboBox1.Items.Add (ComboBox1.Text); 
if ComboBox1.ItemIndex = -1 then ComboBox1.Text :=‘’;

Последний оператор очищает строку ввода после того, как текст из нее попадает в  список.


 

 8. Запустить программу и убедиться,  что набранные в строке ввода слова после нажатия кнопки Добавить добавляются в список ComboBox1.

9. Выполнить  следующие действия: 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Button2

Properties

Caption

Удалить

Events

OnClick

If MessageDlg('Вы действительно хотите  удалить запись?', 
mtWarning, [mbYes, mbNo], 0) = mrYes then 
ComboBox1.Items.Delete(ComboBox1.ItemIndex);


Пояснения. 
Условие If MessageDlg...  означает, что при нажатии кнопки Удалить появится диалоговое окно с вопросом 'Вы действительно хотите удалить запись?' с двумя кнопками Yes и No. Предварительно выбранный термин будет удален из списка только при нажатии кнопки Yes.

MessageDlg является функцией с четырьмя аргументами: 
1. Сообщение, которое нужно отобразить, в одинарных кавычках.  
2. Тип диалогового окна - константы: mtWarning, mtError, mtInformation, mtConformation, определяющие специальную пиктограмму и заголовок диалогового окна.  
3. Список констант в квадратных скобках, определяющих присутствующие в окне кнопки. Возможные значения - mbYes, mbNo, mbCancel, mbHelp.  
4. Число, с которым ассоциирована тема справки. Оно отлично от нуля, если в окне присутствует кнопка mbHelp, а программа имеет связанный с ней файл справки Windows. 

Функция MessageDlg возвращает константу, определяющую нажатую пользователем кнопку.

10. Запустить  программу, добавить в список  и (или) удалить несколько строк,  закрыть ее, а затем снова запустить.  Заметим, что внесенные изменения  не сохранились. Это связано  с тем, что в ComboBox загружается первоначальный список.

11. Выполнить  следующие действия: 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Button4

Properties

Caption

Сохранить

Events

OnClick

ComboBox1.Items.SaveToFile (‘glostext.txt’);

Form1

Events

OnCreate

ComboBox1.Items.LoadFromFile (‘glostext.txt’);


 

 Пояснения. 
Теперь при создании формы в список ComboBox1 будет загружаться содержимое файла ‘Glostext.txt’, а измененный список запоминается в нем при нажатии кнопки Сохранить.

12. Выполнить следующие действия: 

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Button3

Properties

Caption

Редактировать

ComboBox1

Events 

OnClick

num:= ComboBox1.ItemIndex;

Предварительно  описать в разделе Var целочисленную переменную num.

Button3

Events 

OnClick

ComboBox1.Items.Delete (num); 
ComboBox1.Items.Add (ComboBox1.Text); 
if ComboBox1.ItemIndex = -1 then ComboBox1.Text:=‘’;


 

 Пояснения. 
1. Для исправления ошибок, замеченных в строках списка, выделенную строку надо удалить из списка, а исправленную строку (т.е. содержимое строки ввода) добавить в список. 
2. Новая переменная num необходима для сохранения номера выбранной строки. При внесении изменений выбранной строкой становится строка ввода, для которой ItemIndex = -1.

13. Для кнопок Добавить, Редактировать, Удалить для сохранения внесенных изменений необходимо добавить: 

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

Events 

OnClick

ComboBox1.Items.SaveToFile (‘Glostext.txt’);


14. Запустить программу и убедиться, что если выбрать строку, исправив ее, а затем щелкнуть на кнопке Редактировать, то измененная строка попадет в конец списка.

15. Предусмотреть  режим работы со списком, допускающий  только чтение.

Выделенный объект

Вкладка окна 
Object Inspector

Имя свойства/ 
Имя события

Значение/Действие

CheckBox1

Properties

Caption

Только чтение

Events

OnClick

if CheckBox1.Checked = False then ComboBox1.Style:= csDropDown else ComboBox1.Style:= csDropDownList;

Свойство Checked у  выбранного выключателя имеет значение True, а в исходном состоянии - значение False.

Информация о работе Разработка проекта "ДИАЛОГ"