Основы работы с BORLAND Си

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:18, курс лекций

Краткое описание

Конспект лекций по дисциплине “Алгоритмические языки и программирование”, тема: “Интегрированная среда программирования BORLAND C++ v3.1” для студентов очной и заочной форм обучения института радиоэлектроники и телекоммуникаций по направлению 0907 “Радиотехника” / Сост.: В.Я. Чечельницкий. ѕ¾ Одесса: ОНПУ, 2003. ѕ¾ 76 с.

Вложенные файлы: 1 файл

Интегрированная среда программирования Borland C.doc

— 2.11 Мб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Украины

 

ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций

Кафедра радиотехнических систем

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

“АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ  И ПРОГРАММИРОВАНИЕ”

 

“Интегрированная среда программирования

 

BORLAND C++ v3.1”

 

 

 

 

Утверждено

на заседании  кафедры

радиотехнических  систем

Протокол  №      от

“     ” ____________ 2003 г.

 

 

 

 

 

 

Одесса ОНПУ 2003

 

Конспект лекций по дисциплине “Алгоритмические языки и программирование”, тема: “Интегрированная среда программирования BORLAND C++ v3.1” для студентов очной и заочной форм обучения института радиоэлектроники и телекоммуникаций по направлению 0907 “Радиотехника” / Сост.: В.Я. Чечельницкий. ѕ¾ Одесса: ОНПУ, 2003. ѕ¾ 76 с.

 

 

 

 

Составитель: Чечельницкий Виктор Яковлевич, к.т.н., ст. преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные сведения о системе borland C++

 

1.1. Назначение  системы Borland C++ v.3.1

 

Система Borland C++ упрощает процесс программирования и делает его более эффективным. Запустив программу Borland C++, вы получаете комплекс услуг, который позволяет вам написать, отредактировать, откомпилировать и отладить программу. У вас всегда под рукой развитая система помощи Help, которая позволяет получить справочную информацию по всем вопросам, касающимся программирования в системе Borland C++. Все эти возможности предоставляет пользователю интегрированная среда программирования, которая включает:

    • оконный интерфейс: возможность создания на экране нескольких окон, которые можно перемещать по экрану, изменяя их размеры;
    • поддержка работы с мышью;
    • наличие блоков диалога;
    • возможность обмена из окна Help и между окнами редактирования;
    • наличие макроязыка редактора;
    • подсветка лексем в процессе редактирования.

 

1.2. Идентификация  файлов

 

Программы и данные в Borland C++ хранятся на магнитном диске в виде файлов. Каждый файл должен иметь уникальный идентификатор – имя файла. Оно формируется по правилам DOS и состоит из двух частей: имени файла и расширения. Расширение имени файла необязательно. Оно, как правило, описывает тип содержимого файла. В Borland C++ используется ряд общепринятых расширений некоторые, из которых, приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Расширение имен файлов Borland C++

Расширение

Назначение файла

.CPP

Текст программы на языке  С++

.BAK

Предыдущая копия файла (до ее замены)

.OBJ

Объектный модуль функции – результат компиляции

.PRJ

Файл проекта

.EXE

Программа, готовая к  выполнению: exe-файл

.H

Головной (header) файл – интерфейсы функций библиотек

.LIB

Библиотеки Borland C++

.BGI

Файл графического драйвера

.CHR

Файл с символьными  шрифтами


 

 

 

1.3. Начало и  завершение работы системы Borland C++

 

Для того чтобы запустить  систему Borland C++, надо, войдя в каталог, в котором расположен файл BC.EXE, в командной строке операционной системы (ОС) набрать >BC. Если это необходимо, то в командной строке при вызове системы можно задать параметры, устанавливающие режим работы. Формат командной строки для запуска системы Borland C++ следующий:

>BC [<имя файла>] | [<имя проекта>] [<ключи>]

здесь:

<имя файла> - имя  любого текстового файла в  формате ASCII, обычно это текст программы на языках “C” или “С++”

<имя проекта> - имя  файла проекта, он обязательно  имеет расширение “.PRJ”;

<ключи> - один или  несколько ключей /e, /x, /b, /d, /m, /l, /p, которые задают режимы использования мониторов, ОЗУ, указывают производить полную или частичную перекомпиляцию и т.п.

После успешного вызова системы Borland C++ экран может принять вид, показанный на рис. 1. Верхняя строка экрана – строка основного меню, под основным меню находится окно редактора текста. Самая нижняя строка экрана – строка состояния окна содержит список команд и соответствующих им клавиш, которые используются наиболее часто при работе в среде. Строка состояния меняется по мере переключения от одного типа окна к другому. Она сообщает, какое действие выполняется программой.

 

 

Рис. 1. Вид экрана интегрированной  среды Borland C++

 

После появления экрана можно выполнять  все виды работ: создавать и отлаживать программы, создавать и корректировать файлы исходных данных и пр.

Чтобы окончательно покинуть систему  Borland C++, можно воспользоваться командой QUIT в меню FILE или нажать комбинацию клавиш Alt+X.

Для временного выхода в операционную среду, чтобы выполнить какую-либо команду ОС, оставив при этом программу  в памяти машины, используется опция  DOS shell меню FILE. Для возврата в систему требуется набрать в командной строке DOS команду EXIT. Для временного перехода к другой программе можно использовать системное меню.

 

1.4. Окна системы Borland C++

 

Большая часть того, что  вы видите и делаете с среде Borland C++, происходит в окне. Окно представляет собой прямоугольную область экрана, которую можно перемещать, у которой можно изменять размеры, которую можно распахивать на весь экран, перекрывать другими окнами, закрывать и открывать.

В системе Borland C++ может существовать произвольное число окон (в пределах имеющейся памяти), но в каждый момент времени активным может быть только одно окно. Активным окном является то окно, в котором вы в настоящий момент работаете. Любые выбираемые команды или вводимый текст, как правило, относится только к активному окну.

Одновременно на экране можно видеть несколько окон. Система Borland C++ позволяет без затруднений определить, какое именно окно является активным. Это достигается при помощи двойных линий бордюра, в которое заключается активное окно. Если ваши окна перекрываются, то активное окно всегда будет находиться поверх других окон (всегда располагается на переднем плане).

Существует несколько типов  окон. Основные типы окон: окно редактора (рис. 1, 2), диалоговое (рис. 3), окно сообщений (рис. 1). Диалоговое окно предназначено для ввода дополнительной информации. Окно сообщений содержит информацию, например, о результатах процесса компиляции или компоновки.

В процессе разработки программы  в системе Borland C++ используется окна: редактора (Edit), 2 отладочных (сообщений – Message и просмотра – Watch) и экран пользователя (User screen).

Большая часть окон имеет  следующие общие элементы (рис. 2):

    • строку заголовка окна;
    • маркер закрытия окна (в левом верхнем углу);
    • полосы прокрутки (справа и снизу);
    • угол изменения размера окна (правый нижний);
    • маркер распахивания окна на весь экран (на верхней рамке окна справа);
    • номер окна от 1 до 9 (для первых девяти окон).

 

 

Рис. 2. Элементы активных окон

 

 

Рис. 3. Элементы окна – блока диалога

 

Окно редактирования в качестве заголовка отображает имя загруженной программы. Кроме перечисленных элементов отображает также в нижнем левом углу текущий номер строки и номер столбца. Если вы модифицировали текст в окне, то слева от номеров строки и столбца будет располагаться символ в виде звездочки “*”.

Специальный тип окна – блок диалога (рис. 3). Он может иметь органы управления: радиокнопки (маленькие квадратные или круглые окошки) для задания режимов работы, кнопки выбора действия, окна ввода строки и окна со списками. Окна диалога не могут быть распахнуты на весь экран. Вызвать действие любой кнопки можно, если подвести к ней курсор мыши и щелкнуть ее левой клавишей. Либо выбрать кнопку с помощью клавиши Tab и нажать клавишу Ввод (Enter).

Первые 9 открытых окон имеют номер окна. Для активизации окна можно нажать клавиши Alt+цифру, равную номеру требуемого окна. Активизировать окно можно щелчком левой клавиши мыши на любом месте видимой части окна. Переключаться между окнами можно также с помощью клавиши F6.

Закрытие окна, его распахивание на весь экран и сворачивание до прежнего размера производится нажатием клавиши мыши, курсор которой установлен на соответствующий маркер. Закрыть  активное окно можно с помощью  команды Alt+F3.

Для распахивания на весь экран или сворачивания окна можно использовать клавишу F5 или подвести указатель мыши к строке заголовка и дважды кратковременно нажать кнопку мыши.

Для перемещения окна по экрану надо “отбуксировать” его, установив  курсор мыши на верхней рамке окна: нажать левую кнопку мыши и “тащить” окно, не отпуская ее. Или выполнить команду Ctrl+F5, затем переместить окно с помощью “стрелок” – клавиш управления положением курсора. После перемещения окна надо нажать клавишу Enter.

Для изменения размера  окна необходимо “отбуксировать” его правый нижний угол с нажатой левой кнопкой мыши и отпустить ее. Без мыши можно изменить размер окна с помощью команды Ctrl+F5, затем нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, изменить размер окна с помощью “стрелок”. Затем нажать клавишу Enter.

Полосы прокрутки используются для прокрутки содержимого окна при помощи мыши. Они имеют лифт – маркер положения курсора относительно начала и конца текста. Для прокрутки на одну строку (поднятия или опускания текста на экране) надо подвести курсор к стрелке в нижней или верхней части левой полосы прокрутки и щелкнуть левой кнопкой мыши. Для непрерывной прокрутки надо держать кнопку нажатой. Для прокрутки на одну страницу надо установить курсор мыши на полосе прокрутки выше (для прокрутки на страницу вверх) или ниже лифта и щелкнуть левой клавишей мыши.

Из среды С++ можно  активизировать “пользовательский  экран” – окно с результатами вывода программы. Для этого используется команда Alt+F5. Возврат из экрана пользователя в экран среды производится нажатием любой клавиши, но предпочтительнее при этом клавиша Esc.

1.5. Помощь в  среде Borland C++

 

При работе в системе  в любой момент можно получить справочную информацию, контекстно связанную  с текущей ситуацией, в специальном  окне. Нажатие F1 из любого окна дает вызов подсистемы Help с выдачей информации, наиболее соответствующей текущему положению курсора.

Для вызова подсказки  можно:

    1. нажать клавишу F1 при выборе любого элемента в блоке диалога или любой строки меню;
    2. выполнить команду Ctrl+F1 для получения подсказки по оператору языка из окна редактора; при этом курсор должен быть под ключевым словом оператора;
    3. ввести команды Ctrl+F1, Shift+F1 или Alt+F1 с “пустого” места для получения окна с Turbo Help Index –списком ключевых слов, расположенных в алфавитном порядке, по которым можно получить подсказку;
    4. щелкнуть мышью на ключевом слове Help, когда оно появляется в строке состояния, в меню или в блоке диалога (на клавише).

На некоторых экранах  помощи есть, выделенные цветом, ключевые слова. Они обозначают возможность вызова соответствующей дополнительной информации, детализирующей выбранное понятие.

Для получения информации об ошибке, сообщение о которой  получено во время компиляции или  выполнения программы, надо нажать клавишу F1 во время индикации (подсветки) сообщения об ошибке в окне Message. Убрать подсказку или сообщение об ошибке можно с помощью клавиши Esc.

 

 

2. Меню системы borland C++

 

2.1. Система меню, основные  сведения о меню

 

Borland C++ представляет собою компилятор языка Си с интегрированной интерактивной средой разработки программ. Термином “среда” определяются сервисные средства, которые не относятся к языку программирования, а служат для облегчения процесса разработки программ, в том числе отладки и тестирования программ, и в конечном счете повышают производительность труда программистов. Для этих целей в среде Borland C++ используется система меню и ряд окон: редактора, результатов, сообщений, помощи, меню и пр. При работе с Borland C++ используется ряд клавиш и их сочетаний.

Клавиши Alt, Ctrl и Shift в составных командах используются следующим образом: сначала надо нажать на одну из них и затем, не отпуская ее, нажать дополнительную клавишу, например функциональную или алфавитную. Такое нажатие двух клавиш будем обозначать с плюсом или пробелом. Например: Alt+F3, Alt+X, Ctrl+F9, Ctrl+Q X. При нажатии клавиши, написанной в составной команде через пробел, дополнительную клавишу можно отпустить. Например, для выполнения команды Ctrl+Q X надо нажать Ctrl и, не отпуская ее, нажать Q, а затем можно отпустить Q и Ctrl и нажать X.

Меню системы Borland C++ имеет древовидную структуру из основного меню, подменю и их команд. Командами называют пункты меню, вызывающие определенные действия системы, а не разворачивание очередного подменю.

После успешного вызова системы Borland C++ верхняя строка экрана содержит окно основного меню – возможных подменю работы системы. Переход в основное меню из любого окна осуществляется нажатием клавиши F10. К предыдущему уровню меню можно перейти с помощью клавиши Esc. Выбор требуемой команды основного или дополнительного меню осуществляется перемещением курсора с помощью мыши или клавиш управления положением курсора. После выбора пункта нажатие клавиши Ввод (Enter) вызывает разворачивание соответствующего дополнительного меню или выполнение его функций, если этот пункт – команда.

Выбор любого пункта главного меню и разворачивание меню второго  уровня (подменю) после входа в  главное меню можно производить  также нажатием первой буквы имени  требуемой команды. Например, после  входа в главное меню с помощью F10 нажатие буквы P вызывает разворачивание меню второго уровня опции Project. Аналогично после входа в меню второго уровня, например пункта File, нажатие буквы S или s дает выбор команды Save. Далее по тексту обозначение команды меню составляется из наименований пункта меню, подменю и (или) команды. Например:

Информация о работе Основы работы с BORLAND Си