Методы оценки знаний, умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи исследования:
1. изучить сущность понятия «контроль» и «оценка»в педагогической деятельности;
2. представить педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сведения из истории оценивания достижений учащихся………………6
1.1 Императивные подходы к продуктивности обучения……………...14
1.2. Функции оценки……………………………………………………...16
1.3 Критерии оценки……………………………………………………...18
1.4 Виды оценки…………………………………………………………..19
Вывод……………………………………………………………………....19
2. Методы оценки знаний, умений и навыков……………………………...20
2.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...20
2.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков…………23
Вывод……………………………………………………………………….30
3. Опытно – поисковая работа по организации Оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения………………………...32
3.1Констатирующий этап……………………………………………...…33
3.2. Формирующий этап………………………………………………….34
3.3. Итоговый этап………………………………………………………..36
Вывод……………………………………………………………….............37
Заключение…………………………………………………………………...…39
Список Литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!.doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

Использование предлагаемого  подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой  оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

    • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
    • информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
    • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
    • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
    • пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Итак, определив, сущность рейтинговой системы и, проанализировав  учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой  системы в учебный процесс  создаются следующие преимущества в обучении:

  • Обучение становится личностно-ориентированным;
  • Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
  • Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Таким образом, внедрение  рейтинговой системы оценки знаний учащихся  обеспечивает постоянное стремление учеников набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу учащихся и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.[15стр38]

 3.Тестирование

По большому счету  оценить знания человека количественно  можно с таким же успехом, как  и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может  обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное  отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях. [29 стр 127]

1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь  варианты ответов. 

2. Краткость. Вопрос  должен занимать одну строку. Вопрос должен быть   абсолютно  ясным.

3. Варианты ответов.  Оптимальное их число - 4 - 6, редко  - 8. Каждый вариант - не более  одной строки.

Вывод: В главе  методы оценки знаний, умений и навыков были рассмотрены традиционные и современные методы. При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний. 
3. Опытно – поисковая работа по организации

Оценивания  достижений учащихся на уроках производственного  обучения.

В практическом анализе исследования процесса организации оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения  была проведена опытно – поисковая работа по организации самоконтроля работы учащихся на уроках информатики  на базе МОУ СОШ № 2, города Невьянска, Свердловской области, преподавателем информационных технологий Дмитриева Е.Г., классным руководителем Киселевой Е.А., администрация школы, 8  класс.

Основной целью опытно – поисковой работы является: проведение практического исследования процесса организации самоконтроля  на уроках информатики.

Задачи опытно – поисковой работы:

1. Определить уровень  самоконтроля учащихся на уроках  информатики.

2. Повысить уровень  самоконтроля  учащихся на уроках  информатики с помощью реализации  рабочей программы и методических рекомендаций педагогам.

3. Произвести сравнительный  анализ констатирующего и итогового  этапов опытно – поисковой  работы и обобщить результаты.

Структура опытно – поисковой  работы включает констатирующий этап, формирующий этап, итоговый этап.

Субъекты педагогического эксперимента: учащиеся, учителя, администрация школы.

Специфика проведения опытно – поисковой работы: для проведения опытно – поисковой работы был  выбран 8 класс, по окончанию опытно – поисковой работы были подведены  итоги.

 

 

 

Констатирующий этап опытно – поисковой работы.

Цель констатирующего этапа опытно – поисковой работы:

Определить исходный уровень самоконтроля учащихся на уроках информатики.

Задачи констатирующего этапа опытно – поисковой работы:

1. Составить диагностический  инструментарий для исследования уровня самоконтроля  учащихся на уроках информатики.

2. Провести первичное  диагностическое исследование уровня  самоконтроля учащихся на уроках  информатики.

3. Проанализировать результаты  констатирующего этапа опытно  – поисковой работы.

Будут использоваться разнообразные  диагностические методы: наблюдение, опрос.

Наблюдение во время  самоконтроля  учащихся включает: выборочное наблюдение за отдельными учащимися, за преподавателем, обеспечение деловой  атмосферы.

 Для исследования  был составлен, лист самоконтроля, определяющий уровень самостоятельности учащихся (лист самоконтроля смотреть в приложении  ).

      Опрос  - для изучения и оценки свойств  и проявлений личности (группы). Представляет  собой стандартизированный опросник, состоящий из набора предложений, вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них получить информационную характеристику личности .

При объяснении новой  темы, в нужный момент задаются вопросы  классу: “А почему это происходит?”  Например, при изучении темы: “Общие принципы организации и работы компьютеров” задаю вопрос “Вот вы включили питание системы, все закрутилось, зашумело и засветилось. Что делает компьютер с момента включения до того, как вы сможете с ним общаться?”. В своих ответах учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом.

 

По результатам эксперимента констатирующего этапа в ходе наблюдения выявилось, что 40% учащихся могут оценить свои достижения на уроке, а   60 % учащимся требуется помощь преподавателя.

Рис.1 Диаграмма результатов эксперимента

 

Вывод: Для повышения  уровня самоконтроля учащихся на уроках информатики необходима разработка рабочей программы и методических рекомендаций преподавателям.

 

 

Формирующий этап опытно – поисковой работы.

Цель формирующего этапа опытно – поисковой работы:

Повысить уровень самоконтроля учащихся на уроках информатики с  помощью реализации рабочей программы и методических рекомендаций преподавателям.

Задачи формирующего этапа опытно – поисковой работы:

1. Разработка рабочей  программы  и методических  рекомендаций педагогам по организации  самоконтроля учащихся на уроках  производственного обучения.

2. Выявить положительные  и негативные стороны в организации  самоконтроля учащихся в ходе  реализации рабочей программы  и методических рекомендаций.

В ходе формирующего этапа  рабочая программа и методические рекомендации по организации самоконтроля учащихся были внедрены на уроках информатики.

Материалы уроков рабочей  программы соответствовали по сложности  типу урока, для достижения цели был  подобран оптимальный объем материала, выбранный тип урока соответствовал поставленной цели, было продуманно чередование видов работ для снижения утомляемости учащихся в ходе урока, наглядность учитывала специфику восприятия учащимися.

По результатам разработанной  рабочей программы  и методических рекомендаций по организации самоконтроля  учащихся на уроках информатики  были выявлены положительные стороны:

-  при выборе работы  учитывались индивидуальные особенности  учащихся;

- данная рабочая программа и  методические рекомендации позволяют  развить самоконтроль;

- обучаясь по данной программе,  учащиеся задумываются, на что они способны;

- учащиеся могут самостоятельно  оценить свои знания и умения;

- полученные знания учащиеся  могут применять в других областях.

По результатам разработки рабочей  программы  и методических рекомендаций по организации самоконтроля работы учащихся на уроках технологии были выявлены негативные стороны:

-некоторые учащиеся завышают  свои оценки;

-некоторые из учеников относятся  к себе самокритично.

 

Итоговый этап опытно – поисковой работы.

Цель итогового этапа опытно – поисковой работы:

Произвести сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы и обобщить результаты.

Задачи итогового этапа опытно – поисковой работы:

1. Проведение повторной  диагностики по выявлению уровня  оценивания достижений учащихся  на уроках производственного обучения;

2.  Сравнение результатов констатирующего  и итогового этапов опытно-поисковой  работы.

3.   Обобщение результатов  опытно-поисковой работы.

В ходе итогового этапа после  внедрения рабочей программы  и методических рекомендаций было проведено повторное наблюдение за учащимися по определению уровня самоконтроля на уроке информатики.

 

В ходе наблюдения выявилось, что 70 % учащихся проявляют самостоятельность на уроке, а 30 % учащимся требуется помощь преподавателя.

 

Рис.2 Диаграмма результатов наблюдения.

 

Сравнивая результаты констатирующего  и итогового этапов опытно-поисковой  работы, самоконтроль  учащихся повысился на 30%.

Внедрение рабочей программы и методических рекомендаций по организации самоконтроля на уроках информатики заметно с первых уроков. У учащихся были отмечены следующие показатели

- повышение интереса  к предмету информатики;

- желание выполнить  работу до конца и провести оценку своих достижений;

-отмечено поддержание  дисциплины на протяжении всего урока.

 

Вывод:

Таким образом, в результате опытно-поисковой работы выявилось, что разработка рабочей программы  и методических рекомендаций по организации оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения способствует повышению интереса к самоконтролю со стороны самих учащихся. Образовательный процесс при данной программе организован с целью разработки новых методик оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения. Определенные преимущества данной программы- это заинтересованность детей, повышение уровня самоконтроля, самостоятельности и ответственности.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.

В системе учебной  работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и  глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

 

 

 

 

Заключение

В исследовании педагогических условий организации оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения была проанализирована: Психолого – педагогическая, и методическая литература; изучена сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления; рассмотрены функции, виды, критерии оценки; изучены традиционные и современные методы оценки знаний, умений и навыков; подробно мной разобрана рейтинговая система оценивания; проведена опытно – поисковая работа по организации оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения: анализ и обобщение результатов.

Информация о работе Методы оценки знаний, умений и навыков