Шпаргалка по "Коммерческое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:48, шпаргалка

Краткое описание

1. Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина
Коммерческое право (от лат. commetrcium – «торговля») – отрасль права, регулирующая коммерческую или торговую деятельность.
Следует различать коммерческое право как науку и учебную дисциплину.
Коммерческое право как наука – вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание – особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучных.

Вложенные файлы: 1 файл

полный зачет.docx

— 232.04 Кб (Скачать файл)

5) постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнении законов;

6) государственные стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

7) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;

8) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерации и ее субъектами;

9) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

12. Федеральные законы как источники коммерческого права РФ

Закон – это нормативно–  правовой акт, который принимается  с соблюдением правил по установленной  процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным  советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах – в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) это юридический акт;

(притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие  действия по введению в правовую  систему юридических норм, по  их отмене или изменению; закон  – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые  юридические нормы или их изменения,  закон – источник права);

2) это акт строго определенных, высших органов власти в государстве;

(как правило,  представительного высшего органа  страны – в России Федерального  Собрания, представительных высших  органов субъектов Федерации  или непосредственно народа (при  принятии закона в порядке  референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета);

3) это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой;

(т. е. акт самого высокого юридического ранга все иные акты «ниже» закона, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить);

4) это нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы;

(т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам).

Рассматривая закон  как нормативный юридический  акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

1) от индивидуальных актов – актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество;

2) от интерпретирующих актов (актов толкования) – актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы.

Среди федеральных  конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции  РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности  нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и  свободах личности, о видах и компетенции  органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также  нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации  гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности, а ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности.

Законы в демократическом  государстве занимают первое место  среди всех источников права, являются основой всей правовой системы, законности и правопорядка.

Особенности правового  регулирования предпринимательской  деятельности находят выражение  в ГК РФ и ряде специальных нормативных  актов например, в Федеральном  законе РФ «Об акционерных обществах».

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская  деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

13. Гражданский кодекс РФ как источник коммерческого права

Отнесение коммерческого  права к частному ставит вопрос о  его соотношении с гражданским  правом, которое также является частным  правом. Отношения между предпринимателя  или с их участием являются составной  частью предмета гражданско-правового  регулирования. Особенности этих отношений  определяют особенности их правового  регулирования, заключающиеся в  некоторых указанных в законодательстве исключениях из общих правил и  ряде институтов, имеющих относительно самостоятельный юридический характер.

Российское коммерческое законодательство в настоящее время  развивается таким образом, что  особенности правового регулирования  предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском  кодексе РФ и ряде специальных  нормативно-правовых актов.

Являясь составной  частью предмета гражданско-правового  регулирования, коммерческие отношения  регулируются не только специальными, но и общими нормами гражданского права. Специальные нормы гражданского права имеют приоритет перед  общими и подлежат применению к коммерческим отношениям в первую очередь. Общие  нормы гражданского права действуют  субсидиарно, т. е. применяются лишь при отсутствии надлежащих специальных норм.

Гражданский кодекс РФ – основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательской  деятельности. Важнейшим федеральным  законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы  частного права и специальные  нормы, регулирующие предпринимательскую  деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю  наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные  законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также  в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения российских граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они  применяются также к гражданским  правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных  юридических лиц, если иное не предусмотрено  федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при известных  условиях они могут применяться  к договорам российских субъектов  права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права.

Гражданский кодекс существенно повысил роль законов  в регулировании коммерческих отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем  самым, во-первых, исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

Гражданское право  включает в свой состав ряд специальных  норм, рассчитанных на применение исключительно  к отношениям с участием предпринимателей. К ним, в частности, относятся  правила об имущественно-правовом статусе  предпринимателей, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения обязательств при осуществлении  предпринимательской деятельности. Однако специфика выступления в  имущественных отношениях профессиональных участников (предпринимателей, коммерсантов) не исключает, а предполагает применение к этим отношениям общих положений  гражданского права, например о юридических  лицах, вещных правах, сделках, обязательствах и т. д.

14. Подзаконные нормативно-правовые акты как источник коммерческого права РФ

Нормативно-правовой акт – одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты – это  предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Нормативно-правовые акты – основной источник права  во всех правовых системах мира.

Нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т. е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

Указы Президента РФ занимают главенствующее место среди  подзаконных актов, ибо Президент  РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет  основные направления внутренней и  внешней политики государства». В  отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы  Президента РФ могут носить и ненормативный  характер.

Нормативные указы  Президента РФ – подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных  Конституцией РФ и законами. Юридическая  природа указов Президента обусловливается  прежде всего тем, что это акт  главы государства, являющегося  гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ и их юридическая  сила различны (п. 3–6 ст. 3 ГК). Указы  Президента РФ могут быть приняты  по любому вопросу, который входит в  компетенцию Президента РФ (ст. 80–90 Конституции РФ), но не должны противоречить  законам. Постановления Правительства  РФ могут быть приняты лишь на основании  и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления  Правительства РФ закону применяется  соответствующий закон. В случае противоречил постановления Правительства  РФ указу Президента РФ применяется  указ.

Нормативные указы, как и законы, следует различать  в зависимости от того, каким президентом  они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании  указы подразделяются на два виды:

1) указы Президента РФ;

2) указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наиболее важными  среди всех остальных подзаконных  актов являются постановления Правительства  Российской Федерации.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит  из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных  министров. Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к  исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере коммерческого права формально обладают наименьшей юридической силой. Само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

15. Обычай делового оборота как источник коммерческого права РФ

Источники коммерческого  права – нормативные акты, в  которых выражены особенности правового  регулирования отношений, возникающих  между предпринимателями или  с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Регламентация коммерческих отношений осуществляется не только нормативными актами.

Важное значение в регулировании коммерческих отношений  имеют обычаи делового оборота. Обычай делового оборота – сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет (статья 5 Гражданского кодекса). Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет  установлено законом или соглашением  сторон. Практика арбитражных судов  свидетельствует о том, что при  заключении внешнеэкономических контрактов их участники нередко ссылаются  на общепризнанные обычаи торгового  оборота.

Информация о работе Шпаргалка по "Коммерческое право"