Шпаргалка по "Коммерческое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:48, шпаргалка

Краткое описание

1. Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина
Коммерческое право (от лат. commetrcium – «торговля») – отрасль права, регулирующая коммерческую или торговую деятельность.
Следует различать коммерческое право как науку и учебную дисциплину.
Коммерческое право как наука – вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание – особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучных.

Вложенные файлы: 1 файл

полный зачет.docx

— 232.04 Кб (Скачать файл)

6) порядок подготовки и проведения общего собрания, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления квалифицированным большинством голосов или единогласно

7) о размере и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;

8) о характере и порядке их трудового участия в его деятельности;

9) о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива и некоторые другие (п. 1 и 2 ст. 108 ГК; ст. 5 Закона о производственных кооперативах).

 

Устав может содержать  другие положения, не противоречащие законодательству РФ.

По требованию любого заинтересованного лица кооператив обязан в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом, включая изменения и дополнения к нему. Кооператив обязан предоставить члену кооператива по его требованию копию действующего устава.

Внесение изменений  и дополнений в устав или утверждение  устава в новой редакции осуществляется по решению общего собрания. Внесение в устав изменений, связанных  с уменьшением уставного капитала, осуществляется на основании решения об уменьшении уставного капитала, принятого общим собранием.

В уставе указываются  условия паевых взносов членов кооператива, положение о порядке внесения паевых взносов членами кооператива  и их ответственности за нарушение  обязательств по внесению паевых взносов, о характере и порядке трудового  участия членов кооператива к  его деятельности и их ответственности  за нарушение обязательства по личному  трудовому участию, о порядке  распределения прибыли и убытков  кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его  членов по долгам кооператива, о составе  и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного  или квалифицированного большинства  голосов. Размер и порядок ответственности  членов кооператива по его обязательствам предусматривается также уставом. Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В  этом случае ему по окончании финансового  года должна быть выплачена стоимость  пая или выдано имущество, соответствующее  его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом  кооператива. Интересной особенностью кооперативов является то, что его  учредительными документами может  быть предусмотрено участие в  деятельности кооператива юридических  лиц. Формой такого участия является коллективное членство.

34. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарное предприятие  – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям), в том числе между работниками  предприятия. В отличие от всех остальных  видов коммерческих организаций  правосубъектность унитарных предприятий  является не общей, а специальной, уставной. Для этого в учредительных  документах таких предприятий обязательно  должны содержаться конкретные сведения о предмете и целях их деятельности.

Необходимо обратить внимание и на то, что все унитарные  предприятия создаются в разрешительном порядке, что является исключением  из общего правила о регистрационном  порядке образования юридических  лиц.

Устав унитарного предприятия  должен содержать, помимо сведений о  наименовании и местонахождении, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере  уставного фонда предприятия, порядке  источниках его формирования.

В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия  находится, соответственно, в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. Фирменное  наименование унитарного предприятия  должно содержать указание на собственника его имущества. Орган управления унитарного предприятия не коллегиальный, а единоличный. Обычно это руководитель предприятия, директор, который назначается  собственником либо уполномоченным собственником органом. Представителем собственника в таких взаимоотношениях выступают для государственных  предприятий правительство РФ или  уполномоченные им органы, а для  муниципальных – орган местного самоуправления.

Унитарное предприятие  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное  предприятие не несет ответственности  по обязательствам собственника его  имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного  на то государственного органа или  органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

До государственной  регистрации предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, уставный фонд должен быть полностью оплачен  собственником. Собственник имущества  предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

По решению Правительства  Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное  предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Фирменное наименование предприятия, основанного на оперативном  управлении, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация  несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие  может быть реорганизовано или ликвидировано  по решению Правительства Российской Федерации.

Правовое положение  государственных и муниципальных  унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и Федеральным  законом «О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях».

35. Управление и контроль в некоммерческих организациях

Правовая форма  организации характеризует прежде всего специфику имущественных  отношений между организацией и  ее учредителями, но во внимание принимаются  и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Перечень некоммерческих организаций  содержится в п. 3 ст. 50 ГК РФ, а также  в специальном законодательстве о некоммерческих организациях. К  некоммерческим организациям относятся  потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), социальные, благотворительные и  иные фонды, финансируемые собственником  учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, а также объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы). Однако некоммерческие организации могут быть созданы  и в других формах, предусмотренных  федеральными законами, следовательно, перечень легальных организационных  форм некоммерческих организаций не закрыт, что отличает их от коммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций регулирует целый ряд  специальных нормативных актов, среди которых центральное место  занимают Федеральные законы «Об  общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях».

До недавнего  времени российское законодательство не определяло четких требований к  управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них  фактически контролировались собственным  персоналом и в огромной степени  ориентировались на максимизацию заработков. Федеральным законом «О некоммерческих организациях», принятом в 1995 г., предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган. Среди этих вопросов можно указать, например, определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

Члены высшего органа управления некоммерческой организации  не вправе получать от организации  вознаграждение за выполнение своих  функций, за исключением компенсации  расходов, непосредственно связанных  с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета.

Закон обязывает  некоммерческие организации вести  бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую  информацию налоговым органам, собственным  учредителям и иным лицам. Размеры  и структура доходов и имущества  некоммерческой организации, а также  сведения о ее расходах, численности  работников и волонтеров, оплате труда  не могут быть предметом коммерческой тайны.

Российское законодательство возлагает на государство ответственность  и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может  внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более  двух, возможно возбуждение судебного  дела о ликвидации некоммерческой организации.

Федеральным законом  «О некоммерческих организациях», принятом в 1995 г., предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган.

36. Общества с дополнительной ответственностью как субъекты коммерческой деятельности

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники  такого общества солидарно несут  субсидиарную ответственность по его  обязательствам своим имуществом в  одинаковом для всех кратном размере  к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Участниками обществ с дополнительной ответственностью могут быть и граждане и юридические лица. Государственные  органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками  обществ с дополнительной ответственностью. Финансируемые собственником учреждения могут быть участниками обществ  с дополнительной ответственностью только с разрешения собственника.

При несостоятельности (банкротстве) одного из участников его  ответственность по обязательствам общества распределяется между стальными  участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения  ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

В соответствии с  ГК РФ общества относятся к категории  коммерческих организаций, т. е. таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением, такие организации обладают общей правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании лицензии. Универсальная правоспособность может трансформироваться в специальную (предметную), что регламентируется ГК РФ, где говорится, что универсальная правоспособность может быть «определенно ограничена» уставом общества, утвержденным учредителями при создании общества.

Создание обществом  филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации  осуществляется с соблюдением требований Закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются  филиалы или открываются представительства.

Обязательными признаками юридического лица являются наличие  обособленного имущества и самостоятельная  ответственность по своим обязательствам этим имуществом. Все юридические  лица принято разделять на тех, которые  обладают правом собственности на обособленное имущество, и на тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними имущество. Общество с момента  регистрации приобретает право  собственности на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов. Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его  участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом  имеют возможность определять его  действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности  имущества общества может быть возложена  субсидиарная ответственность по его  обязательствам. Если не принять во внимание характер ответственности, общество с дополнительной ответственностью можно считать разновидностью обществ  с ограниченной ответственностью, поскольку  п. 3 ст. 95 ГК предусмотрено, что к  обществу с дополнительной ответственностью могут применяться правила об обществе с ограниченной ответственностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Коммерческое право"