Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая Финансова система.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

      Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.

      Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов  власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

      Доходная  часть местного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов  власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

      Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые  используются исключительно для  формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой  системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей  и выдачу лицензий.

      Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

      Доходная  часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных  органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением  местных задач, но и участием в  выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И  субсидия, и субвенция – это  государственная дотация местному бюджету.

      Несмотря  на юридическую самостоятельность  бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные  органы власти вынуждены в своей  деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

            Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль.

            Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным  правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в  государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах  в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий  центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

            Главной особенностью государственных  предприятий является их обычно невысокая  рентабельность, хотя в отдельных  фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

            Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные  предприятия, которые в состоянии  действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном  государственном или местном  бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку  производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном  финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.

            Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

            Эти фонды создаются  с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации  правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в  каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

            Правительственные фонды  отличаются друг от друга в зависимости  от срока действия, цели использования, правового положения.

            Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После  разрешения конкретной задачи необходимость  в конкретном фонде отпадает. Такие  фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

            В зависимости от цели использования государственные  специальные фонды подразделяют на следующие:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть  специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные  специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или  отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Роль  и функции  финансов.

 

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, при этом они отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны (стоимость  ВВП -  потребленные в процессе производства орудий и средств производства).

Финансовые ресурсы  страны – это совокупность фондов денежных средств, при этом главное  условие их роста – увеличение национального дохода.

Социально – экономическая  сущность финансовых отношений состоит  в исследование вопроса – откуда государство получает финансовые ресурсы  и как  их использует. Пережди  всего, посредствам распределения  и перераспределения финансовые ресурсы направляются в социальную сферу (пенсионное обеспечение, здравоохранение, медицина и т.д.), в отрасли промышленности, имеющие важное значение для страны.

Распределительные процессы происходят, кроме финансов, через цены и кредит. 

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого  через банковскую систему и специальные  финансово – кредитные институты.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, основными  из которых являются:

- распределительная

- контрольная

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода в процессе создания основных или первичных доходов (нац. доход - НД). Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства, и делятся на:

- зарплату, работающих в сфере материального производства;

- доходы предприятий в сфере материального производства.

Распределение ВВП  происходит с помощью финансовых инструментов.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП, по соответствующим фондам, и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач  финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты, выполнение финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий.

Регулирующая  функция проявляется посредством вмешательства государства в процесс воспроизводства (госрасходы, налоги, госкредиты).

Стабилизирующая функция. Особое значение имеет вопрос стабильности финансового законодательства, как гарантии проведения инвестиционной политики в производственной сфере.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

     Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

- выработку научно обоснованных концепций развития финансов.

Они формируются  на основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Политические решения  должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Целью концепции  финансовой политики, разработанной  в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни  народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности  общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом  подходе к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Большое значение для  подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех  или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при  увеличении финансовых ресурсов. При  этом акцент с субсидирования потребления  смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической  и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению  повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий  для развития предпринимательской  деятельности - с другой. В соответствии с кардинальными изменениями  финансовой политики перестраивается  финансовый механизм. Цель перестройки  финансового механизма - усилить  его воздействие на эффективность  общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования  финансовых ресурсов. В основу перестройки  финансового механизма положены принципиально новые подходы  к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной  инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

Информация о работе Финансовая система