Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая Финансова система.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы, называемые финансовым аппаратом. Система управления финансами представляет собой комплекс мер, которые обеспечивают стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Главными  этапами  управления финансами выступают  планирование и  контроль.

          Органы управления финансами

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) профильные Комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной  Думы и Совета Федерации; 2) Счетную  палату РФ; 3) Министер¬ство финансов РФ и его органы на местах; 4) Центральный банк РФ; 5) налоговая служба; 6) Федеральный таможенный комитет РФ; 7) Федеральную комиссию по ценным   бумагам;   8) Федеральное казначейство; 9) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения и т.д.

В условиях, когда  хозяйствующим субъектам предоставлена  полная самостоятельность необходимо появилась проблема , связанная с эффективным управление финансами предприятий всех форм собственности. Появляется необходимость в финансовом менеджменте, основными методами которого являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование и т.д.

Финансовый менеджмент представляет собой систему эффективного управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  достижения поставленной цели и максимизации прибыли.

Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии  и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных поступлений и выплат, их зависимости от изменения пассивов и активов предприятия.

На предприятиях меняется структура финансовой службы, вводятся новые должности: финансовый менеджер (управляющий финансами). 

Финансовая  политика

Государственную финансовую политику следует рассматривать  как часть социально-экономической  политики государства по обеспечению  сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости  сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой  опыт, ведет к деградации самой  финансовой системы, упадку и развалу  экономики.

Главной целью финансовой политики следует считать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

В качестве важнейших  направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий  по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов  государственной власти и местного самоуправления по принудительному  изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части  соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мере приятии  по созданию условий для привлечения  отечественны и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения  прав граждан России, установленных  в Конституции РФ. В настоящее  время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения  и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой  и ценовой политик, ограничивая  или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и  поощряя либо сдерживая экспорт  товаров и услуг из страны.

На уровне предприятий  финансовая политика представляет собой  целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения  бизнеса. Целями финансовой политики предприятия  могут быть: а) выживание предприятия  в условиях конкурентной борьбы; б) избежание банкротства и крупных  финансовых неудач; в) лидерство в  борьбе с конкурентами; г) максимизация рыночной стоимости предприятия; д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; е) рост объемов  производства и реализации; ж) максимизация прибыли; з) минимизация расходов; и) обеспечение рентабельной деятельности, и т. д.1

Приоритетность той  или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется, прежде всего, целями ведения бизнеса. Для  достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм. 

ПРОЦЕСС «ФИНАНСИЗАЦИИ» ЭКОНОМИКИ

             В последней четверти XX века четко проявилась тенденция «финансизации» экономики. Она заключается в том, что финансовая система начала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики.

В процессе «финансизации» можно выделить следующие характерные черты.

Доля финансового  сектора в мировом ВВП резко  возросла. В развитых странах он стал доминировать над реальным сектором как по доле в ВВП, так и по своей  роли в экономике.

Финансовые рынки  значительно превзошли реальные по объемам, а цены на деривативные инструменты (часто спекулятивные) стали оказывать сильное, иногда доминирующее воздействие на рынки  реальных товаров.

Доля фиктивного капитала предприятий развитых стран  преобладает в структуре активов, а доходы от операций на финансовых рынках занимают существенное место  в структуре их доходов.

Население развитых стран все большую часть своих  свободных средств переводит  в форму различных финансовых инструментов, а доля депозитов банков сокращается. Значительная часть населения  в решающей степени связывает  свое благосостояние с положением на финансовых рынках: 45% американцев являются держателями акций.

В процессе «финансизации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначала преобразовалась в формулу торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась в чисто финансовую – Д-Д'. Товар в обычном смысле выпал, его заменил финансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги» окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сфера стала как бы самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себе самой.

Парадоксально, но очень  похожее превращение произошло  и в советской плановой экономике. Только здесь «финансизацию» заменил процесс индустриализации. Финансы при этом играли вспомогательную роль, а основное внимание было уделено росту промышленности. Постепенно индустриализация вышла из-под контроля общества и так же, как и «финансизация» в рыночной экономике, стала самодостаточной. Основные функции промышленности - обеспечение населения товарами – были отодвинуты на второй план, она все больше начинала работать сама на себя: новые станки делали для того, чтобы произвести оборудование для получения металла и энергии, необходимых для изготовления новых станков.

Избыточная «самоедская» индустриализация плановой экономики  и современная финансизация рыночной имеют одну и ту же первопричину. Ее следует искать в теории экономической власти.

Для увеличения своей  экономической власти группа лиц, связанная  с определенной отраслью или сферой деятельности, всегда старается внедрить свои корпоративные цели в идеологию  общества. Так, группа руководителей  советской индустрии сумела фактически заменить коммунистический лозунг «Все для блага человека» на «Все для  развития производства». Это позволило  ей многие десятилетия удерживать экономическую  власть, но завело страну в тупик.

Другая крайность  наблюдается сейчас в рыночной экономике. Завоевавшая власть информационно-финансовая мировая элита сумела через подконтрольные ей СМИ (а это почти все СМИ) внедрить в общественное сознание развитых стран новую модель поведения  – сориентированную на доминирование  услуг в потреблении и финансовых инструментов в накоплениях. Это  позволяет ей прочно удерживать экономическую  власть в мире.

Доля золота в  золотовалютных запасах государств постоянно снижается – сейчас она около 18%. За последние 40 лет США  сократили свои запасы вдвое. Общие  резервы всех государств в форме  официальных золотых запасов  оцениваются в 30 тыс. т, или в 300 млрд. долл. Общие золотовалютные резервы  мира можно оценить в 1,8 трлн. долл. Рекордсменом здесь Китай (220 млрд. долл.), за ним следует Япония (около 200 млрд. долл.), дальше с большим отрывом  Германия (80 млрд. долл.) и США (70 млрд. долл.) .

Эмиссионная функция  в большинстве развитых стран  передана центральным банкам, которые  законодательно отделены от финансовых органов государства. В последние  годы отчетливо проявляется тенденция  освобождения центральных банков от функций надзора и переключение их почти полностью на монетарные вопросы (Великобритания, Япония, Корея  и некоторые другие страны). Для  России такой путь сопряжен с риском потери контроля над развивающейся  банковской системой и пока преждевременен.

Роль населения  в финансовой системе существенно  меняется, но в разных странах по-разному. Темпы роста сбережений в США  быстро уменьшаются: если в начале 90-х  американцы сберегали около 7% ВВП в год, то в 2011 году этот показатель сократился практически до нуля. Увлекшись быстрым ростом рынка акций, американцы не только вкладывают в него все свободные средства, но и берут кредиты под залог недвижимости. Уже 45% американцев стало владельцами акций, и это принесло им за последние 5 лет около 5 трлн. долл.

Японцы, напротив, традиционно  склонны к сбережениям, и государство  предпринимает сейчас усилия для  увеличения доли потребления. Весной 1998 года правительство Японии обнародовало один из элементов плана санации  банковской системы (Big Bang plan), который нацелен на переориентацию потоков сбережений на фондовый рынок. С декабря 1998 года как японские, так и зарубежные трастовые фонды получили возможность инвестировать привлеченные в Японии средства на зарубежных рынках. Сейчас большинство японцев (в силу недоверия к финансовой системе) хранит деньги на пенсионных государственных счетах под 0,25%. На этом фоне услуги зарубежных фондов с мировым именем вполне могут пользоваться спросом, по крайней мере у молодого поколения. В Японии сосредоточено 40% мировых сбережений (около 9 трлн. долл.).

Резкое увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих  относительно небольшие суммы в  акции корпораций. Сегодня достаточно иметь обычный компьютер и  выход в Интернет, чтобы самому активно участвовать в биржевой игре в режиме электронных торгов. Этим все шире пользуется население, особенно в США. Не имея профессиональных знаний, частные инвесторы черпают  информацию из СМИ и сообщений  консалтинговых фирм. Поэтому они  подвержены крайним эйфорическим или  паническим настроениям, что делает рынок еще более неустойчивым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    

Финансовая система  это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство  – разделение труда. На современном  этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный  бюджет, местные финансы, финансы  государственных предприятий и  специальные правительственные  фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы  в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная  система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ, местные бюджеты. С принятием  нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной  системы.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется  цель повышения эффективности использования  финансовых ресурсов, достижение более  высокого уровня жизни.

Информация о работе Финансовая система