Социальные аспекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Изучение социальных ресурсов предпринимательства основывается на оценке степени распространенности набора человеческих качеств, связанных с индивидуальной ответственностью, самостоятельностью, активной жизненной позицией, склонностью к состязательности и риску. Предполагается, что их наличие, степень распространенности и востребованности в обществе являются определяющим или, по крайней мере, одним из важнейших условий для развития предпринимательства. Характер восприятия в обществе предпринимательства и предпринимателей определяет ценностно-культурную поддержку, степень комфортности социальной среды для развития бизнеса. Поэтому тема является актуальной в настоящее время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние предпринимательской деятельности на социально-экономическую жизнь…………………………………………………………….5
Глава 2 Социальный портрет современного российского предпринимателя...7
2.1. Совокупность качеств предпринимателя…………………………………...7
2.2 Сравнение российского предпринимателя с зарубежными………………..8
Заключение………………………………………………………………….……12
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные аспекты предпринимательства.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

консультанты,  которые  специализируются на предпринимательстве).  Новые быстро

растущие компании,  как  правило, испытывают нехватку средств  и не могут нанять на

полный рабочий день высококвалифицированных  специалистов и оплачивать их труд

по высоким ставкам,  поэтому они пользуются услугами сторонних организаций.

Сравнительные исследования экономической и социально-политической ситуации в

ведущих промышленно развитых странах показали, что такие нормы  и характеристики,

как открытость экономики,  участие страны в международном  разделении труда,

степень государственного вмешательства  в регулирование рынков,  уровень  развития4

управленческой культуры больше влияют на успешность действий крупных компаний и

гораздо меньше – на уровень  предпринимательской инициативы [10, с. 50].

Таким образом,  выделенные факторы влияют на темпы распространения

предпринимательства,  определяют его характерные черты,  которые  необходимо

учитывать при разработке мероприятий по развитию предпринимательства  в стране.

Второй этап – процесс  предпринимательства,  преобразующий

включенный в него социум.  В процессе предпринимательской  деятельности

происходит реализация и  развитие предпринимательских способностей человека.

Предприниматели образуют совокупность разнородных групп,  к ним относятся

директора приватизированных  промышленных гигантов, распорядители  мелких фирм,

председатели правлений  крупных банков,  главные врачи  медицинских учреждений,

ученые и другие.  Принципиальные различия между группами предпринимателей

связаны с масштабами и  сферой хозяйствования, его техническим  и организационным

уровнем,  происхождением капитала и характером воспроизводственных  связей.

Крупный бизнес,  как правило,  более стабилен,  теснее связан с  государственными

структурами,  несет бремя  скорее политического,  нежели экономического риска,

выходит за национальные границы.  Все это резко отличает его  от основной массы

мелких и средних предпринимателей.

Социальные аспекты процесса предпринимательской деятельности

проявляются в создании наиболее эффективных рабочих мест;  в  предоставлении

возможности сотрудникам  реализовать свои способности,  обеспечить достойную

жизнь для своих семей;  в создании конкурентной среды,  следовательно,  содействии

снижения цен,  повышения  качества товаров и услуг,  насыщении рынка товарами,

снижении дефицита.  Следовательно,  предпринимательская деятельность

способствует не только реализации творческого потенциала,  но и  амбиций,

достижению поставленных жизненных целей,  как следствие  – повышение уровня

удовлетворенности отдельного человека.  Массовость предпринимательства,

соответственно, позволит улучшить социальный климат на уровне всего  социума.

Предпринимательская деятельность в различных сферах жизни может  стать

самым коротким путем к  благополучию и процветанию человека.  Повышение

материального и культурного  уровня жизни приводит к росту  денежных доходов и

накоплений, которые можно  вложить в проект и получить дополнительный доход. Этот

фактор способствует расширению предпринимательской деятельности,  накоплению

капитала и увеличению возможностей предпринимательства  в решении

крупномасштабных задач, то есть может перерасти в возможность  решения некоторых

социальных задач государственного уровня.

Как любой процесс,  предпринимательство  имеет отрицательные социальные

последствия.  Стремление к максимизации прибыли,  как одна из целей,  может

отразиться в ценах  на товары и услуги, а также их качестве, что приведет к снижению

уровня и качества жизни  населения.  Поэтому каждый социально  ответственный

предприниматель ищет компромисс между получением прибыли и социальными

последствиями от своих действий. Практически это означает,  что  такой

предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей пусть  даже

высокую прибыль (яркие примеры  – торговля наркотиками и оружием  – социально

неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).

Безработица,  как следствие  банкротства предприятий,  может  служить

источником квалифицированных  кадров для предпринимательской  сферы, что смягчит

социальное напряжение в  обществе.

Третий этап, включает процесс  преобразования социума посредством

предпринимательской деятельности.  Одним из направлений реализации на

практике данного процесса является социальная ответственность  бизнеса,  которая

предусматривает право человека принимать решения и совершать  действия согласно

своим мнениям и предпочтениями,  но он должен отвечать за их последствия  и не

может перекладывать вину за негативные результаты своих решений  и действий на

других.  Такое понимание  ответственности выражается,  например,  в решении5

экологических проблем,  заботе о соблюдении законов,  даже если имеется

возможность их обойти.  Таким  образом,  социальная ответственность  – это контракт

между предпринимателем и  обществом, в котором он функционирует.

В рамках модульного подхода  автор рассматривает реализацию социальной

ответственности бизнеса  в трех направлениях в соответствии с выделенными

модулями. В рамках институционального модуля социальная ответственность  бизнеса

реализуется посредством  соблюдения законодательства разного  уровня;

экономического модуля –  прозрачности налогообложения,  установления

соответствующей нормы прибыли;  психологического модуля – реализации

способностей человека.  Соответственно,  с целью развития социальности

предпринимательства государству  необходимо организовать деятельность по трем

указанным направлениям,  создавая условия для активизации  действия

предпринимателей в решении  социальных проблем общества.

Положительный эффект от социально  ответственного поведения

предпринимателя проявляется  в создании благоприятных долгосрочных перспектив

для бизнеса;  позитивной реакции работников на социальную активность своего

предприятия,  увеличении производительности труда;  повышении привлекательности

предприятий для ищущих работу;  в способствовании формированию дружеских

отношений с властью и  лоббировании своих интересов;  дополнительной

привлекательности инвесторов.  Следует отметить,  что перечисленное  является

добровольно принятыми на себя обязанностями компаний. В соответствии с законом

предприниматель обязан работать, платить налоги и заработную плату, а государство

заниматься решением социальных проблем.  Приведем аргументы против участия

предприятия в решении  социальных проблем:  нарушение принципа максимизации

прибыли;  расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия

издержками,  которые переносятся  на потребителей в виде повышения  цен;

недостаточный уровень отчетности широкой публике в реализации социальных

мероприятий; недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой

комбинации требований и  ожиданий от бизнеса со стороны общества и государства и

выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса.  Чем выше уровень

социальной ответственности  у компаний, тем больше добровольно  принятых на себя

обязательств.

Одним из вариантов компромиссного сочетания прибыльности и социальности в

предпринимательской деятельности является развитие социального

предпринимательства,  которое  представляет собой предпринимательскую

деятельность,  нацеленную на смягчение или решение социальных проблем.

Социальное предпринимательство,  как вид предпринимательства,  обладает

следующими чертами: готовность рисковать, умение использовать ситуацию на рынке,

способность уйти от узкого понимания предпринимательства  как коммерции и

мобилизовать разрозненные ресурсы для достижения главной  цели.  Отличие между

ними заключается во введении новых механизмов решения имеющихся  социальных

проблем,  повышение уровня и качества жизни людей,  которых  затрагивает

деятельность предпринимателя.  В то же время социальное предпринимательство

должно быть доходным, иначе  речь идет о благотворительной организации.

Итак,  предпринимательство  направляет общественное развитие в  сторону

социального прогресса и  способствует согласованию интересов  человека и общества,

их «соизмеримости».  Оно  непосредственно участвует в  процессе воспроизводства

социальной жизни.

Путь к социально ответственному российскому предпринимательству  лежит не

через единичные случаи благотворительности. Необходимо создать в обществе такую

культуру и мораль, которые  способствовали бы мотивации деловых  людей к заботе об

имидже своей нравственно оправданной в глазах большинства населения

деятельности.  К сожалению,  на сегодняшний день в России отсутствуют

экономические и правовые стимулы для деятельности по повышению  квалификации6

сотрудников предприятий,  развитию системы негосударственной,  в том числе

внутрифирменной социальной защиты, участию компаний в спонсорской  деятельности

и социально значимых проектах.  Формирование таких стимулов — задача

законодательной власти,  профессионального образования  и местного сообщества,

постепенно вырабатывающего механизмы этической регуляции деятельности

индивидов и профессиональных групп в условиях рыночной экономики, культурного и

политического плюрализма.

В сложной российской действительности необходимо учитывать особенности

российского менталитета  и развития предпринимательства,  отсутствие налоговых

стимулов или льгот  для социально ответственных  компаний.  Осознание сущности

социальной функции предпринимательства,  а главное – реальных действий

государства и предпринимательства,  создаст благоприятные условия  для

гармонизации их интересов,  перераспределения бремени по решению  социальных

проблем общества.

В России довольно значительная часть  населения видит положительное  влияние деятельности предпринимателей на социально-экономическую жизнь. Согласно проведенным опросам восемь из десяти опрошенных согласны, что  «для общества польза и выигрыш от того, что предприниматели создают  новые продукты и услуги», и 70% согласны, что предприниматели создают  «новые рабочие места». Однако в  России оценки положительного влияния  предпринимателей («создают новые рабочие  места», «создают новые товары и  услуги на пользу всем») оказываются  ниже, чем в большинстве стран  как Западной, так и Центральной  Восточной Европы (ЦВЕ), и значительно  ниже, чем в США. Одновременно россияне гораздо чаще отмечают негативную роль предпринимателей: чаще высказывают убеждение, что «предприниматели думают только о своих кошельках» и «предприниматели эксплуатируют других».

Говоря о мотивах гражданского участия, анализ научных источников показал, что современные предприниматели  ссылаются на элементарное сострадание. Безусловно, многие спонсоры принимают  участие в благотворительных  акциях ради поддержки своей репутации, привлечения клиентов, рекламы. Однако при этом очевиден и положительный  результат для общества, который  выражается, например, в благоустройстве  города, когда фирма покупает помещения  под офис и реставрирует фасад  здания. Чаще всего в благоустройстве  близлежащей территории, развитии инфраструктуры для жителей местного сообщества, благотворительной деятельности участвуют  крупные компании, которые организуют концерты, акции, участвуют в спортивных мероприятиях. Руководитель крупной  торговой сети охотно рассказывает о  стабильной и широкой благотворительной  деятельности своей компании. Однако системности в этой деятельности не заметно, и это важная черта  социальной ответственности современного предпринимательства.

Ответственность бизнеса перед  обществом выражается не только в помощи сторонним просителям - людям и организациям, но и, в первую очередь, в отношении к работникам собственных предприятий. Речь идет о программах социальных гарантий и мерах социальной поддержки сотрудников, которые осуществляются сверх минимума, гарантируемого КЗОТ: «Социально они все защищены - они работают по контракту. Никто не заставляет работать больше, если он сам хочет больше получить - ради бога». Для бизнесменов, представляющих малый и средний бизнес, в отличие от традиционных отделов социального развития и соцкультбыта на крупных предприятиях, вопрос социальной поддержки работников не является однозначным. В целом ряде случаев эта проблема, даже если и возникает, решается неформальными способами.

В самом деле, путь к социально  ответственному российскому предпринимательству  лежит не через единичные случаи благотворительности. Необходимо создать  в обществе такую культуру и мораль, которые способствовали бы мотивации  деловых людей к заботе не о  своем рейтинге в узком кругу, а об имидже своей нравственно  оправданной в глазах большинства  населения деятельности. К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствуют  экономические и правовые стимулы  для деятельности по повышению квалификации сотрудников предприятий, развитию системы негосударственной, в том  числе внутрифирменной социальной защиты, участию компаний в спонсорской  деятельности и социально значимых проектах. Формирование таких стимулов - задача местного самоуправления, профессионального образования и местного сообщества, постепенно вырабатывающего механизмы этической регуляции деятельности индивидов и профессиональных групп в условиях рыночной экономики, культурного и политического плюрализма.

Информация о работе Социальные аспекты предпринимательства