Социальные аспекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Изучение социальных ресурсов предпринимательства основывается на оценке степени распространенности набора человеческих качеств, связанных с индивидуальной ответственностью, самостоятельностью, активной жизненной позицией, склонностью к состязательности и риску. Предполагается, что их наличие, степень распространенности и востребованности в обществе являются определяющим или, по крайней мере, одним из важнейших условий для развития предпринимательства. Характер восприятия в обществе предпринимательства и предпринимателей определяет ценностно-культурную поддержку, степень комфортности социальной среды для развития бизнеса. Поэтому тема является актуальной в настоящее время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние предпринимательской деятельности на социально-экономическую жизнь…………………………………………………………….5
Глава 2 Социальный портрет современного российского предпринимателя...7
2.1. Совокупность качеств предпринимателя…………………………………...7
2.2 Сравнение российского предпринимателя с зарубежными………………..8
Заключение………………………………………………………………….……12
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные аспекты предпринимательства.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Тема: «Социальные аспекты предпринимательства»

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 1505 ФУиБТ

Хорольская Алена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Влияние предпринимательской деятельности на социально-экономическую жизнь…………………………………………………………….5

Глава 2 Социальный портрет современного российского предпринимателя...7

2.1. Совокупность качеств предпринимателя…………………………………...7

2.2 Сравнение российского предпринимателя  с зарубежными………………..8

Заключение………………………………………………………………….……12

Список литературы…………………………………………………………...….13

 

 

Введение

Создание благоприятных  условий для развития предпринимательства  в России не может быть ограничено совершенствование институциональной  среды, а должно также учитывать  наличие не слишком благоприятного  социального контекста.

Изучение социальных ресурсов предпринимательства основывается на оценке степени распространенности набора человеческих качеств, связанных  с индивидуальной ответственностью, самостоятельностью, активной жизненной  позицией, склонностью к состязательности и риску. Предполагается, что их наличие, степень распространенности и востребованности в обществе являются определяющим или, по крайней мере, одним из важнейших  условий для развития предпринимательства. Характер восприятия в обществе предпринимательства  и предпринимателей определяет ценностно-культурную поддержку, степень комфортности социальной среды для развития бизнеса. Поэтому тема является актуальной в настоящее время.

Работа посвящена изменению  сущности бизнеса и представлениям о его целях и основных функциях, тому, каким образом формулируется  социальная ответственность предпринимательства  в российской ситуации, также достижению социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и  субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального  портрета современного российского  предпринимателя. Следовательно, целью  исследования является построение социального  портрета современного российского  предпринимателя. Главная идея исследования заключается в том, чтобы показать быстрое развитие третьего сектора, так как бизнес все чаще оказывается связанным с созданием рабочих мест для слабозащищенных групп населения, организацией или спонсированием социальных услуг, участием в конкурсах на инвестиции в социально-значимые проекты.

 

Глава 1 Влияние предпринимательской деятельности на социально-экономическую жизнь

Предпринимательство представляет собой сложно-структурированное  явление,

которое стало объектом пристального внимания исследователей различных  областей

современной науки.  Однако до сих пор нет однозначного определения  понятия

«предпринимательство»,  научного подхода,  позволяющего всесторонне  изучить

данное явление.  Это  предполагает разработку новых теоретических  направлений

изучения предпринимательства.

Автор применяет модульный  подход к исследованию предпринимательства. Он

позволяет учесть и сгруппировать  все более или менее однородные элементы и

процессы в рамках предпринимательства.  Мы выделили три модуля:

институциональный,  экономический и психологический,  что обусловлено спецификой

предпринимательства как  вида деятельности,  включающей три  составных элемента.

Во-первых,  необходимым  признаком предпринимательства  являются экономическая

свобода и административная самостоятельность принятия решений,  гарантами

которых выступают законодательные акты различного уровня.  Во-вторых,

предпринимательская деятельность ориентирована на достижение коммерческого

успеха,  получение прибыли,  что связано с рыночной структурой экономики,  в ходе

которой обеспечивается непрерывное обновление общественных потребностей.  В-

третьих,  в процессе предпринимательской  деятельности происходит самореализация

человека, развитие предпринимательского мышления.

Отсутствие социального  модуля обусловлено тем, что социум – основа любой

деятельности,  по отношению  к которой он выступает условием,  ресурсом и средой,

оценивающей результаты деятельности.  Под социумом мы понимаем сложную,

объемную,  многоуровневую,  открытую органическую систему,  основанную на

коллективной деятельности людей.  Никакая деятельность не может быть

осуществлена вне социума.  Предпринимательская деятельность не является

исключением,  она реализуется  людьми и для людей,  при этом социум выступает в

двойной роли. С одной стороны, он представляет собой ресурс предпринимательства

– это люди,  обладающие потенциалом или реально занимающиеся

предпринимательской деятельностью,  и неудовлетворенные общественные

потребности.  С другой стороны,  результаты предпринимательской  деятельности

оказывают влияние на социум посредством вскрытия и реализации существующих и

формирования новых общественных потребностей.  Итак,  социум пронизывает,

детерминирует и оценивает  успешность предпринимательской деятельности,  играет

соединительную роль между  предпринимателем и обществом,  обеспечивая

объединение экономического интереса,  эффективного использования  ресурсов и2

творческой самореализации в процессах воплощения уникальных идей определенным

способом.

Таким образом,  предпринимательство  социально,  оно берет свое начало в

социуме,  отражающем современное  социальное положение,  в виде человеческих

ресурсов, форм социальных отношений, культуры и т.д. Затем использует их, выступая

в роли «черного ящика»,  где  преобразуются используемые в процессе

предпринимательства факторы, на выходе из которого появляются новые  социальные

элементы,  тенденции,  нормы и т.д.  Следовательно,  предпринимательство является

трансформатором социума.  Рассмотрим подробнее каждый из этапов процесса

преобразования социума  посредством предпринимательства.

Первый этап отражает влияние  социума на предпринимательство.

Выделим следующие социальные факторы:  половозрастная структура  населения;

уровень общего и специального предпринимательского образования;  возможность

повышения личного дохода;  отношение общества к предпринимательству;  развитая

деловая инфраструктура услуг, специализирующаяся на предпринимательстве.

1.  Половозрастная структура  населения. Именно от демографической

ситуации зависят изменения  потребностей в товарах и услугах,  а также реакция

населения на эти изменения  и его способность предложить способы удовлетворения

новых запросов.  Исследования показывают,  что страны с нулевым ожидаемым

приростом населения в  ближайшие десятилетия (до 2025  г.)  имеют индекс общей

предпринимательской активности 2,2 %  и ниже,  а страны с ожидаемым  ростом

населения в 20 %  имеют наибольший уровень предпринимательского индекса [1,  с.

48].  Россия относится к числу стран с нулевым (минусовым)  ожидаемым приростом

населения [2], следовательно,  опрометчиво ожидать активной предпринимательской

активности в ближайшие  годы (до 2025 г.).

Наиболее перспективным  для бизнеса считается население  в возрасте от 25 до

44 лет. Страны с наивысшим  развитием предпринимательства  имеют более четверти

населения в этом возрастном интервале,  страны с низким индексом

предпринимательства – 22 % [3,  с.  48].  Считается также,  что  женщины составляют

мощный,  пока еще слабо  использованный резерв развития предпринимательства.

Однако в целом перед  женщинами в области предпринимательства  стоит множество

специфических барьеров, таких  как более слабое техническое  образование, сложности

в формировании деловой инфраструктуры, необходимость делить свое время  между

семьей и предпринимательством и т.п.

2. Уровень общего и специального  предпринимательского образования.  В этой

области США обладают существенным конкурентным преимуществом,  так  как более

80 %  населения в соответствующем  возрасте получают специальное  среднее и

высшее образование и  уступают по этому показателю только Канаде (90 %).  По

статистике предприниматели  имеют более высокий уровень  образования,  чем в

среднем по стране.  Исследователи отмечают интересный феномен – среди

предпринимателей в США  больше лиц с неоконченным высшим образованием (около

одной трети). В то же время  лучшие американские колледжи и университеты в 1990-е

гг. начали предлагать специальные  курсы по предпринимательству.  К 2000  г. их

количество достигло 125 [4,  с.  48]. В последние годы в России началось внедрение

образовательных программ,  рассчитанных на повышение уровня знаний в области

предпринимательства.  Следует  отметить,  что традиционно российские

предприниматели показывают очень высокий уровень образования (уровень

активности респондентов с высшим образованием превышает  средний по выборке в 2

раза).  Однако,  наряду с японскими предпринимателями,  российские демонстрируют

неуверенность в своих  знаниях и опыте для начала предпринимательской

деятельности, соответственно 13 % и 18 % респондентов. В то же время  в развитых

странах Западной Европы и  Америке этот показатель колеблется от 25  до 55 %  от

числа ответивших [5,  с.  20].  Данный факт объясняет невысокое  количество

вовлеченных в предпринимательскую деятельность в России.  Показательно,  что3

наибольшую уверенность  в своих знаниях демонстрируют  предприниматели

Доминиканской Республики, Боливии, Перу (уровень более 70 %).

3.  Возможность значительно  повысить личный доход.  Выявлено  наличие

достаточно высокой корреляции между общей предпринимательской  активностью и

различием в индивидуальных доходах.  Для большинства промышленно  развитых

стран отношение суммарных  доходов 10 %  наиболее богатых налогоплательщиков к

суммарным доходам 10 % беднейшего населения находится в пределах 5–10, [6, с. 48]

в России (по данным государственной  статистики)  в 2008  г. он достиг 17.  Группы

населения с высоким уровнем  доходов, с одной стороны, обеспечивают необходимое

накопление для первоначального  инвестирования в стартовые компании,  с другой

стороны,  они являются хорошей целью для амбициозных предпринимателей,

желающих повысить свой уровень  доходов.

4.  Отношение общества  к предпринимательству.  С целью  широкого

использования предпринимательства  как ресурса социально-экономического развития

необходимо,  помимо прочего,  формировать идеологию предпринимательства  в

обществе,  что является одной из задач государства.  Весь мир знает американскую

мечту о таком «…общественном порядке, когда каждый может полностью  реализовать

свои способности и  этим добиться уважения окружающих» [7, с. 50]. В США престижно

быть предпринимателем, он герой, сумевший стать независимым  и самостоятельным.

Р.  Рейг исследовал факторы почетности предпринимательства в США и пришел к

выводу, что причина этого  – отсутствие противоречий между  предпринимательской и

гражданской культурой [8].  Они успешно синтезированы,  что  стало детерминантой

облагораживания предпринимательской  активности. Если государственные воззрения

на методы решения экономических  проблем совместимы с предпринимательскими

интересами,  то обеспечивается качественный и количественный подъем

предпринимательства. В итоге  предприниматель в США – это  национальный герой и

пример для подражания.

В России иная ситуация,  предприниматель  находится вне закона,  он не

является героем.  Опираясь на исследования Р.  Рейг,  можно констатировать,  что

причина этого – противоречие между предпринимательской и  гражданской культурами.

Отечественные ученые (например,  И.Г.  Акперов,  В.М.  Емельянов, Ж.В.  Масликова и

др.)  свидетельствуют,  что у российских предпринимателей особенно ярко выражен

комплекс самостоятельности  и автономности.  Кросскультурные исследования

определили,  что российские предприниматели в большей степени  отчуждены от

общества и психологически защищены от социального неодобрения,  чем,  например,

немецкие.  Это связано  с развитием российского предпринимательства  в условиях

несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны

государства,  в социокультурной  среде неодобрения,  и демонстрирует  открытое

противопоставление бизнеса  государству и крайнее проявление индивидуализма.  В

настоящее время ситуация несколько изменилась под влиянием развития рыночных

отношений,  политики государства.  По данным исследований,  около 70 %  населения

России считают, что предприниматель  пользуется уважением в обществе (в США — 74

%,  в Финляндии,  являющейся  лидером по этому показателю,  — 89 %) [9].

Следовательно,  негативное отношение к российским предпринимателям со стороны

соотечественников смягчилось.

5.  Развитая деловая инфраструктура услуг (юристы,  бухгалтера,

Информация о работе Социальные аспекты предпринимательства