Социально- экономическое развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 02:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Задачи:
- изложить теоретические основы статистической оценки малого предпринимательства;
- дать понятие, сущность, функции малого предпринимательства;
- указать методы оценки развития системы предпринимательства;
- провести социально-экономический анализ развития малого предпринимательства в России;
- дать оценку динамики развития по видам предпринимательства;
- оценить развитие малого предпринимательства Брянской области;
- охарактеризовать основные проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью курсовая .docx

— 208.39 Кб (Скачать файл)

Для обобщенной характеристики экономической и социальной эффективности региональной предпринимательской деятельности как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных образований можно рассчитывать интегральный уровневый показатель частных показателей, используя формулу многомерной средней:

 где:

Эинт - интегральный уровневый показатель эффективности;

п - количество частных показателей, характеризующих эффективность;

п(+) - количество частных положительных показателей эффективности предпринимательской деятельности;

к - весовой коэффициент частного показателя, характеризующего эффективность предпринимательской деятельности (определяется экспертным методом в зависимости от важности (весомости) показателя для обобщенной оценки эффективности);

 - сумма весов частных показателей (равная или больше единицы);

 - сумма весов положительных частных  показателей.

Пример. По пяти важнейшим показателям, повлиявшим положительно (+) и отрицательно (-) на эффективность предпринимательской деятельности из двух муниципальных образований следует определить образование с более эффективной деятельностью (по данным таблицы 2).

Таблица 1- Расчет интегрированного уровневого показателя эффективности предпринимательской деятельности

Частные показатели эффективной предпринимательской деятельности (п) =5

Весовой коэффициент частного показателя (к)

Положительное (+) отрицательное (-) влияние частных показателей на эффективность

Вывод

   

1-е муниципальное образование

2-е муниципальное образование

 

1

2

3

4

5

0,2

0,2

0,3

0,2

0,1

 

 

+

+

 

+

+

Более эффективно предпринимательская деятельность осуществлялась во втором муниципальном образовании, гдеЭинт=0,7, а в первом 
- 0,5   

 

Оценку абсолютной и сравнительной эффективности предпринимательской деятельности в рамках внутренней предпринимательской среды (на уровнях определенных видов предпринимательства и конкретных организаций /предприятий/, особенно в сфере малого бизнеса) рекомендуется производить используя систему показателей, рассчитываемых на основе действующей методики анализа хозяйственно-финансовой деятельности организаций (предприятий).

 

Таблица-2 Целевые индикаторы и показатели областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015-2017 годы"

 

             

п/п

Наименование целевых 
индикаторов и показателей Программы

Единица измерения

Базовый показатель 2014 года

2015 
год

2016 год

2017 
год

             

1

2

3

4

5

6

7

1.

Темп роста числа малых и средних предприятий в Ростовской области (год к году)

процентов

102,6

102,8

103,0

103,2

2.

Доля продукции, произведенной малыми и средними пред-приятиями, в общем объеме валового регионального продукта

процентов

17,3

17,4

17,5

17,6

3.

Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях (год к году)

процентов

103,6

104,0

104,4

104,9

4.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в средне-списочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций

процентов

28,7

28,8

28,9

29,0

5.

Темп роста объемов инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий (год к году)

процентов

111,0

113,0

114,4

115,0

6.

Темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях (год к году)

процентов

114,5

115,0

115,5

116,0


 

 

2.2 Основные статистические данные о развитии малого предпринимательства

В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января  
2014 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,59 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) .

Рис.1 - Число субъектов МСП в 2012–2013 годах

Рис.2- Число субъектов МСП в 2012–2013 годах

Рассматривая отраслевую структуру сектора МСП, следует отметить, что по мере увеличения компании ее специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности. Так, основная часть индивидуальных предпринимателей и микропредприятий – юридических лиц осуществляет деятельность в сфере торговли (около 54 и 45,8 % соответственно). Малые предприятия – юридические лица специализируются на предоставлении услуг (34,4 %). Большая часть средних предприятий осуществляет деятельность в промышленном секторе (27,3 % средних предприятий).

 

Рис.-3 Структура субъектов МСП в 2013 году  
по видам экономической деятельности, %

 

Рис. 4- Показатели субъектов МСП по видам экономической деятельности  
в 2012–2013 годах, %

 

Количество субъектов МСП

 

Численность занятых у субъектов МСП

Оборот субъектов МСП 

Инвестиции в основной капитал у субъектов МСП


 

На малых и средних предприятиях занято 17,8 млн человек (без учета внешних совместителей), или около 25 % общей численности занятых в экономике.

Большая часть занятых в секторе МСП приходится на малые предприятия – юридические лица (без учета микропредприятий) (36,3 % общего числа занятых в секторе МСП) и на индивидуальных предпринимателей (30,2 %). На средние предприятия приходится только 9,2 % занятых в секторе МСП.

Рис.5 Численность занятых у субъектов МСП  
в 2012–2013 годах, тыс. человек

Рис.6 Численность занятых у субъектов МСП 
в 2012–2013 годах, %

 

Среднее число работников на малом предприятии в 2013 году составило  
27,5 человека.

Таблица 3- Среднее число работников на один субъект МСП  
в 2012–2013 годах, человек

Субъекты МСП

2012 г.

2013 г.

Средние предприятия – юридические лица

124,9

102,6

Малые предприятия – юридические лица

26,8

27,5

Микропредприятия – юридические лица

2,4

2,4

Индивидуальные предприниматели

1,4

1,5


 

Доля субъектов МСП в ВВП составляет 20–21 %.

Оборот субъектов МСП в 2013 году составил 38,8 трлн рублей (901,6 млн долларов США).

Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами МСП – юридическими лицами, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25 %.

 

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги курсовой работы. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В курсовой работе получены следующие результаты:

- Малый бизнес - это экономика государства, мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

- Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

- Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.

В Брянской области, как и в целом по России, наблюдается рост количества малых предприятий и численности работающих на них. За период с 2012 года количество малых предприятий увеличилось с 3,8 до 4,5 тыс. единиц в 2013 году, численность работающих на них - с 34,5 до 39,1 тыс. человек. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в средне-списочной численности всех предприятий и организаций увеличилась с 6,9 проц. в 2012 году до 10,2 проц. в 2013 году.

На основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

 

Список использованной литературы

1. Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. - 2012

2. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2012.

3. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2012.

4. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2012.

5. Иванова М. Ситуация в российской  экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2012.

6. Информационно-аналитический обзор. №019 от 26.02.2010 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум».

7. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2012.

8. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства . 2011.

9. Красавина С. Анализ развития  малого предпринимательства в  России // Регионы. 2012.

10. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2013.

11. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. - М. 2012.

12. Российский статистический Ежегодник 2013.

13. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2012.

14. Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Ростов Н/Д: РГЭУ, 2011

15. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. «Деньги и кредит», 2012.

16. Щетинин О. Развитие малого  бизнеса в России. М.: Сфера, 2013.

17. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2011.

18. Энциклопедия предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2012

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально- экономическое развитие малого бизнеса в России