Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью осмысления феномена предпринимательской деятельности, как одного из основных факторов производства и формы хозяйственного процесса в системе современных социально-экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время отмечается динамичное развитие предпринимательской деятельности, как основы развития рыночной экономики, при этом достижения баланса общественных и частных интересов в экономике государства возможно лишь посредством регулирования данной деятельности, основанной на правовых и экономических аспектах, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Предпринимательство как фактор производства…………………………5
1.1 Экономическая сущность предпринимательства……………………….5
1.2 Признаки предпринимательства…………………………………………5
1.3 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.4 Предпринимательство как фактор производства……………………….10
1.4.1 Предпринимательский доход и прибыль. Функции прибыли………11
1.4.2 Источники предпринимательской прибыли…………………………13
2 Предпринимательство как форма хозяйствования……………………..15
2.1 Предприятие как субъект предпринимательской деятельности……..15
2. 2 Индивидуальное предпринимательство………………………………16
2. 3 Партнерские формы предпринимательства…………………………..17
2. 4 Корпоративные формы предпринимательства………………………19
2.5 Государственное предпринимательство………………………………..20
3Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………….23
3.1 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….23
3.2Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………………………….26
3.3Основные направления и пути совершенствования национального регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

Каждый город или территория имеют свои уникальные особенности, свои преимущества, потенциальные возможности, ограничения и потенциальные угрозы.

Таким образом, невозможно предложить оптимальный для всех или даже всегда применимый перечень мер, которые могут составить содержание программы развития предпринимательства. Содержание программы будет определяться именно этими особенностями.

В то же время, несмотря на принимаемые правительством шаги по либерализации экономики, они являются недостаточными и некомплексными. К неотложным мерам по улучшению бизнессклимата, которые в свою очередь будут способствовать росту конкурентоспособности как национального бизнеса, так и страны в целом, следует отнести:

  • существенное сокращение уровня вмешательства государства в дела предприятий;

  • использование рыночных методов ценообразования;

  • снижение налоговой нагрузки на бизнес, в том числе:

1) реформирование взносов  на государственное социальное  страхование, которые являются одними  из самых высоких в регионе  и зачастую выступают причиной  использования предприятиями схем  «выплаты зарплаты в конвертах».

2) дальнейшее совершенствование  применяемой в настоящее время  упрощённой налоговой системы.

3) снижение ставки НДС  и переход на ежеквартальные  сроки его уплаты для всех  категорий налогоплательщиков.

4) снижение ставки налога  на прибыль до 20% (уровень ставки  налога, применяемый в России); данная  мера позволит увеличить конкурентоспособность  белорусских предприятий на российском  рынке.

5) установление запрета  на увеличение местными советами  ставок земельного налога и  налога на недвижимость.

  • упрощение налогового администрирования, в частности: доработка используемой в настоящее время программы электронного декларирования; совершенствование форм налоговой отчётности с целью упрощения системы расчёта налогов и минимизации временных затрат по их подготовке; для малых и средних предприятий сокращение срока хранения документов по налоговой отчётности, который на сегодняшний день составляет 10 лет;

  • дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности до 10–15, как это принято в развитых странах. При этом необходимо, чтобы вводимые вместо лицензий такие процедуры, как аккредитация, сертификация, создание реестров субъектов хозяйствования и прочие виды мониторинга, не явились просто заменой одной формы регулирования на другую и не создавали дополнительные барьеры для ведения бизнеса;

  • выравнивание условий работы для частных и государственных предприятий. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» впервые законодательно прописывает возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). При этом законодательством могут предусматриваться резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;

  • радикальное сокращение объёма статистической отчётности (количества обязательных для заполнения статистических форм и периодичности предоставления в органы статистики) и упрощение порядка её предоставления;

  • расширение финансовой и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров от 30 декабря 2010 года № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», обязательным условием предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест. В то же время очень часто предприятиям нужны средства на техническое перевооружение и внедрение новых технологий, которые позволили бы участвовать в системе субконктрактов крупных предприятий, в том числе зарубежных;

  • упрощение доступа к заемным средствам, в том числе за счёт создания кредитных союзов и гарантийных фондов. Несмотря на отмечаемое в настоящее время снижение ставок по кредитам для бизнеса и возможность получения льготных кредитов по линии государственных учреждений поддержки предпринимательства, по-прежнему актуальна проблема небольших сроков предоставления кредитов (1–2 года) – при том, что срок окупаемости инвестиционного проекта, как правило, в среднем составляет 3–5 лет. При предоставлении заемных средств банками, особенно в большом размере (более USD 10 тыс. или BYR 30 млн), для малых и средних предприятий барьером в получении кредита является необходимость предоставления ликвидного залогового обеспечения (зачастую на 30% больше суммы кредита). В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, касающегося залогов и обеспеченности кредитов.

В 2011-2012 гг. в Минске планируется создание Гарантийного фонда для поддержки субъектов предпринимательства. В этой связи предполагается, что Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития смогут принять участие в софинансировании и оказать помощь в его работе. Такие инструменты поддержки частной инициативы следует создать в каждой области Беларуси.

Подводя итог настоящей главе, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний момент становится актуальным создание такой модели предпринимательства, которая будет активно способствовать выходу страны из экономического кризиса, а в будущем – ее превращению в равноправного и эффективного субъекта мировой хозяйственной системы. Данным требованиям в большей степени отвечает предпринимательство, ориентированное на инновационное производство, интеллектуальный капитал, информационно-коммуникационную систему.

Отличительной чертой Беларуси должны стать: эффективная система защиты прав собственности и развитие рыночных институтов, независимый, справедливый суд, открытость государства и доступ граждан к информации. Усиление проевропейских установок в нашей стране невозможно без приоритетных реформ в сфере налогов и их администрирования, а также в области лицензирования и системы выдачи разрешений, регистрации и ликвидации предприятий и обществ. В серьезной перестройке, глубоком реформировании нуждаются система и практика проверок, штрафов и наказаний. Для развития Беларуси нужны принципиально иные деловой климат и отношение государства к работе предпринимателя.

К неотложным мерам по улучшению бизнессклимата, которые в свою очередь будут способствовать росту конкурентоспособности как национального бизнеса, так и страны в целом, следует отнести: существенное сокращение уровня вмешательства государства в дела предприятий; использование рыночных методов ценообразования; снижение налоговой нагрузки на бизнес; упрощение налогового администрирования; дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности; выравнивание условий работы для частных и государственных предприятий; радикальное сокращение объёма статистической отчётности (количества обязательных для заполнения статистических форм и периодичности предоставления в органы статистики) и упрощение порядка её предоставления; расширение финансовой и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса; упрощение доступа к заемным средствам, в том числе за счёт создания кредитных союзов и гарантийных фондов.

Таким образом, главным условием для проведения экономических преобразований в Республике Беларусь является создание благоприятного климата для развития предпринимательства.

Развитие предпринимательства должно стать одним из  приоритетных  направлений  политики белорусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе изучения теоретического материала на основе исследования  экономической сущности предпринимательства, анализа предпринимательства как фактора производства и формы хозяйствования, автором сделаны следующие выводы:

1) Предпринимательство  −  фактор производства, который используется  с целью удовлетворения потребностей  потребителей в товарах и услугах  и получения прибыли для развития  дальнейшего производства.

2) Экономическая природа  предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

3) Для экономического «механизма» предпринимательства характерно соединение нескольких ресурсов − труда, капитала, земли −для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью организации; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций.

4) Предпринимательский доход  — часть прибыли от предпринимательской  деятельности, которую получают  сами предприниматели за риск, новаторство, организацию производства  и труда. Предпринимательский доход, с одной стороны, является вознаграждением  за проявленные предпринимательские  способности, а с другой стороны, результатом итогового распределения  прибыли предприятия.

5) Предпринимательство как  форма хозяйствования реализуется  по средствам следующих форм: государственное предпринимательство, партнерские формы предпринимательства, корпоративные формы предпринимательства, индивидуальное предпринимательство, предприятие как форма предпринимательства.

6) Современное  состояние  рыночной  экономики   характеризуется   развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит  фирмам (организациям) и их объединениям.

7)Такие организационно-правовые  формы предпринимательства, как  хозяйственные товарищества и  хозяйственные общества, используются  преимущественно  небольшими  по  размерам  предприятиями.  Крупные  масштабы производства   требуют   иных   способов   привлечения   капиталов   и    их использования,   которые   обеспечивали   бы   стабильное   функционирование  предприятия.

8) Главным условием  для проведения экономических  преобразований в Республике  Беларусь является создание благоприятного  климата для развития предпринимательства. Развитие предпринимательства является  одной из приоритетных задач  политики белорусского государства.

При этом, отличительной чертой Беларуси должны стать: эффективная система защиты прав собственности и развитие рыночных институтов, независимый, справедливый суд, открытость государства и доступ граждан к информации. Усиление проевропейских установок в нашей стране невозможно без приоритетных реформ в сфере налогов и их администрирования, а также в области лицензирования и системы выдачи разрешений, регистрации и ликвидации предприятий и обществ. В серьезной перестройке, глубоком реформировании нуждаются система и практика проверок, штрафов и наказаний. Для развития Беларуси нужны принципиально иные деловой климат и отношение государства к работе предпринимателя.

9) К неотложным мерам  по улучшению бизнессклимата, которые  в свою очередь будут способствовать  росту конкурентоспособности, как  национального бизнеса, так и  страны в целом, следует отнести:

а) существенное сокращение уровня вмешательства государства в дела предприятий;

б) использование рыночных методов ценообразования; снижение налоговой нагрузки на бизнес;

в) упрощение налогового администрирования; дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности; выравнивание условий работы для частных и государственных предприятий;

г) радикальное сокращение объёма статистической отчётности (количества обязательных для заполнения статистических форм и периодичности предоставления в органы статистики) и упрощение порядка её предоставления; расширение финансовой и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса;

д) упрощение доступа к заемным средствам, в том числе за счёт создания кредитных союзов и гарантийных фондов.

10) На сегодняшний момент,  становится актуальным создание  такой модели предпринимательства, которая будет активно способствовать  выходу страны из экономического  кризиса. А в будущем   превращению  данной модели  в равноправного  и эффективного субъекта мировой  хозяйственной системы. Данным требованиям  в большей степени отвечает  предпринимательство, ориентированное  на инновационное производство, интеллектуальный капитал, информационно-коммуникационную  систему.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.2011 год – год предприимчивости [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.gorod.gomel.by/Akcii/GodPredpriimchivosti.aspx. – Дата доступа: 11.11.2012.

Информация о работе Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь