Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью осмысления феномена предпринимательской деятельности, как одного из основных факторов производства и формы хозяйственного процесса в системе современных социально-экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время отмечается динамичное развитие предпринимательской деятельности, как основы развития рыночной экономики, при этом достижения баланса общественных и частных интересов в экономике государства возможно лишь посредством регулирования данной деятельности, основанной на правовых и экономических аспектах, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Предпринимательство как фактор производства…………………………5
1.1 Экономическая сущность предпринимательства……………………….5
1.2 Признаки предпринимательства…………………………………………5
1.3 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.4 Предпринимательство как фактор производства……………………….10
1.4.1 Предпринимательский доход и прибыль. Функции прибыли………11
1.4.2 Источники предпринимательской прибыли…………………………13
2 Предпринимательство как форма хозяйствования……………………..15
2.1 Предприятие как субъект предпринимательской деятельности……..15
2. 2 Индивидуальное предпринимательство………………………………16
2. 3 Партнерские формы предпринимательства…………………………..17
2. 4 Корпоративные формы предпринимательства………………………19
2.5 Государственное предпринимательство………………………………..20
3Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………….23
3.1 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….23
3.2Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………………………….26
3.3Основные направления и пути совершенствования национального регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

Со стороны государства субъектам малого и среднего бизнеса предусмотрено оказание информационной, имущественной, финансовой и других видов поддержки. Важную роль в решении этой задачи сыграли Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», подписанный Главой государства 1 июля 2010 г.

В республике принята Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010–2012 гг. Среди основных мер по ее реализации, в частности, предусматриваются:

  • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовая поддержка малого предпринимательства;

  • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

  • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др. [23].

В целях повышения профессионализма, создания положительного имиджа предпринимателей и стимулирования деловой активности населения в республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года».

О создании в стране благоприятных условий для развития малого бизнеса свидетельствуют данные о росте числа субъектов хозяйствования в этой сфере экономики. За 2008–2010 гг. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 33 027, или на 62%, а численность индивидуальных предпринимателей выросла на 40 019, или на 17% [1].

Беларусь, как известно, взяла курс на вхождение в тридцатку стран с наилучшим деловым климатом. На этом пути сделано уже немало. Но еще больше, пожалуй, предстоит сделать. В отчете-исследовании «Ведение бизнеса – 2011», представленном мировой общественности Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, приведены рейтинги 183 стран по национальным условиям ведения бизнеса. По результатам указанного отчета Беларусь заняла 68-ю позицию (в 2008 году – 115-ю). В то же время Республика Беларусь находится на третьем месте среди государств мира, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной деловой среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет. Иначе говоря, с точки зрения темпов преобразований в области бизнес-среды республика вышла на лидирующие позиции в мире, что является оптимистическим подтверждением реальности ее вхождения в ближайшей перспективе в тридцатку стран с лучшими условиями ведения бизнеса. Такая динамика не только укрепляет позиции малого и среднего предпринимательства, способствует развитию предприимчивости среди различных слоев населения, но и повышает привлекательность государства для международного бизнеса. В конечном итоге это способствует притоку зарубежных инвестиций и развитию инновационных видов производств [1].

Особая роль в улучшении условий ведения бизнеса, раскрепощении деловой инициативы и развитии предприимчивости отводится Директиве № 4. Данный документ программный. В нем предусмотрен комплекс мер по устранению сохраняющихся проблем на пути развития предпринимательской деятельности и созданию по существу безбаръерной деловой среды.

Создав для бизнеса благоприятные условия, государство ожидает от него встречного движения: соблюдения законов, честной и производительной работы, полной уплаты налогов, роста социальной ответственности. Именно при таком подходе на деле будет эффективно реализовываться государственно-частное партнерство, способствующее росту благосостояния населения и динамичному развитию страны.

Целью Директивы Президента Республики Беларусь 31 декабря 2010 г.. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» явилась дальнейшая либерализация белорусской экономики, повышение и ее конкурентоспособности и создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития.

Таким образом, на сегодняшний момент становится актуальным создание такой модели предпринимательства, которая будет активно способствовать выходу страны из экономического кризиса, а в будущем – ее превращению в равноправного и эффективного субъекта мировой хозяйственной системы. Данным требованиям в большей степени отвечает предпринимательство, ориентированное на инновационное производство, интеллектуальный капитал, информационно-коммуникационную систему.

 

3.2 Факторы, сдерживающие  развитие предпринимательства в  Республике Беларусь

 

В марте 2012 года отечественное бизнес-сообщество отметило 25-летие предпринимательства Беларуси. С момента зарождения кооперативов «новой волны», а затем – первых частных предприятий, формирования в нашей стране новых социально-экономических реалий бизнес и предпринимательство Беларуси прошли сложные этапы становления и познания. Практически не имея государственной поддержки, при отсутствии инфраструктуры, благоприятного делового климата и опыта, будучи фактически отстраненным от влияния на политико-правовое и социально-экономическое развитие страны, белорусский бизнес, формируя «средний класс» как основу гражданского общества, выступал и выступает носителем демократических ценностей, утверждает в Беларуси проевропейские установки.

Каждый предприниматель уникален. Он является одновременно нанемателям, собственником, производителем товаров и услуг, гиперналогоплательщиком, инноватором, инвестором. Каждый предприниматель – создатель добавочной стоимости в промышленности, торговле, сфере услуг или строительстве. Следовательно, – не иждивенец, а человек дающий, который сам создает свое будущее. От суммы действий ответственных, самостоятельных предпринимателей возникают сплоченное местное сообщество и сильная страна, которая способна решать любые задачи. Если бизнес и гражданское общество, как свидетельствуют о том мировой и европейский опыт, взаимно дополняют и обогащают друг друга, страна становится современной и процветающей, а предприниматели и государство являются в ней полноценными и равноправными партнерами.

Белорусское предпринимательство многое «вытерпело». Оно пережило неравную конкуренцию с дельцами черного рынка, научилось производить и торговать, понимать потребителя и зарубежного партнера. Ежедневно оно создает новое качество жизни, становится системой реализации человеческого и социального капитала. Белорусское предпринимательство по праву можно считать одной из самых образованных социальных групп. Почти 74% занимающихся бизнесом имеют высшее образование.

Предпринимательство развивается в Беларуси в сложных условиях. Не случайно высокоприбыльную работу, с рентабельностью, превышающей 50%, декларируют только 2.5% частного бизнеса. Серьезные проблемы с получением не позволяют почти половине частных предприятий привлекать кредиты для своей деятельности, а в структуре капитала кредиты свыше одного года составляют только 7.8%.

Главной проблемой деловой среды Беларуси являются административные процедуры. Несмотря на трудности развития бизнеса и неблагополучный деловой климат в стране, предпринимательская деятельность сохраняет в Беларуси свою привлекательность [26, с. 82].

Сегодня в стране наиболее распространены утилитарно-потребительский и примитивный подходы к малому и среднему предпринимательству. В то время как в Европе малый бизнес вообще не рассматривается как «дойная налоговая корова». Его главными обязанностями признаны создание рабочих мест, освоение новых технологий, подготовка почвы для развития среднего бизнеса. А в  Беларуси для малых предприятий пока не создано справедливых экономических условий. Законодательная база работает преимущественно на интересы крупных предприятий. В системе так называемого упрощенного налогообложения налогов заложено даже больше, чем при уплате их в обычном режиме. Судебная система часто действует на основании ложно понятого государственного интереса, а значит – не способна защитить законные интересы предпринимателей [24, с. 13].

Почти 90% населения считают развитие бизнеса полезным для Беларуси, а около 49% работающих в негосударственном секторе экономики, хотят, чтобы их дети занимались предпринимательством.

На эффективности предпринимательской деятельности отрицательно сказываются отсутствие последовательной государственной политики, гарантирующей соблюдение права частной собственности, чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий, тяжелое налоговое бремя, когда фискальные изъятия в полтора – два раза превышают суммы, остающиеся у предприятий.

Белорусское деловое сообщество, разработало концепцию развития национального бизнеса, изложив ее в проекте «Национальная платформа бизнеса Беларуси». Инициатором рождения и подготовки документа явилось Общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».

В настоящее время «Национальная платформа бизнеса Беларуси» стала точкой опоры для диалога между бизнесом и государством. В ее тексте изложена позиция предпринимательства по таким краеугольным вопросам, как защита прав собственности и развитие рыночных институтов, налогообложение, лицензирование и система выдачи лицензий, проверки, штрафы и наказания, регистрация и ликвидация, доступ к информации и открытость государства. Стержень платформы – идея ответственности бизнеса. Суть ее в следующем: никто, кроме самих предпринимателей не решит их проблемы.

Для реализации «Национальной платформы бизнеса Беларуси» будет также широко использоваться проведение акций антикоррупционной направленности, позиционирование бизнес-сообщества как противника взяток, поборов и иных явлений, питающих коррупцию. Признано необходимым проведение экспертизы проектов законодательных актов на антикоррупционность.

Таким образом, отличительной чертой Беларуси должны стать: эффективная система защиты прав собственности и развитие рыночных институтов, независимый, справедливый суд, открытость государства и доступ граждан к информации. Усиление проевропейских установок в нашей стране невозможно без приоритетных реформ в сфере налогов и их администрирования, а также в области лицензирования и системы выдачи разрешений, регистрации и ликвидации предприятий и обществ. В серьезной перестройке, глубоком реформировании нуждаются система и практика проверок, штрафов и наказаний. Для развития Беларуси нужны принципиально иные деловой климат и отношение государства к работе предпринимателя.

 

3.3 Основные направления  и пути совершенствования национального  регулирования предпринимательской  деятельности в Республике Беларусь

 

Поскольку существует прямая связь между качеством и уровнем жизни населения и экономическим развитием государства, государственные органы должны понимать, что оценку их деятельности население будет давать именно за рост качества и уровня своей жизни. Следовательно, они должны быть заинтересованы в развитии предпринимательства на всей территории Республики Беларусь.

Но при этом в условиях рыночной экономики органы государственного управления должны отчетливо осознавать, что любые меры принудительного характера будут иметь абсолютно обратный эффект, а их возможности непосредственного участия в хозяйственной деятельности ограничены законодательством.

Поэтому комплекс мер, которые они могут и должны принимать государственные органы для развития предпринимательства, должен иметь мотивирующий характер. Этот комплекс мер охватывает определенный период времени, состоит из взаимосвязанных частей и должен иметь нормативно-правовую форму, которая закрепляется в программе, утверждаемой постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Программа развития предпринимательства будет наиболее эффективной, если она является составной частью программы социально-экономического развития государства либо основывается на ней.

Программа может быть краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной.

Разработка программы состоит из нескольких этапов:

1. Диагностика.

2. Формирование целей  и задач, оценка необходимых ресурсов.

3. Разработка плана мероприятий  и определение ресурсов для  их реализации.

4. Обсуждение проекта  программы.

5. Утверждение и начало  исполнения.

6. Реализация и контроль.

7. Промежуточная оценка  и коррекция.

8. Завершение и оценка  результатов [2, с. 10].

На этапе диагностики определяется степень благоприятности для развития предпринимательства факторов экономической среды, анализируются благоприятные и неблагоприятные факторы, тенденции развития отдельных секторов экономики и т.д.

Важной частью данного этапа является анализ ресурсов и анализ доходных источников республиканского бюджета.

На этапе формирования целей и задач устанавливаются основные цели программы и определяются задачи, которые необходимо решить для их достижения. На этом этапе важно отобрать среди возможных целей те из них, которые, во-первых, реализуемы, во-вторых, неотложны, в-третьих, дадут наибольший эффект.

Выбор целей является непростой задачей, как вследствие того, что ресурсы для их достижения всегда ограничены, а  у участников процесса, как правило, разные взгляды на приоритеты.

Выбор целей оказывается более продуктивен, если точно определен перечень задач, которые нужно будет решить для достижения каждой цели, и имеется оценка ресурсов, необходимых для решения каждой задачи.

На третьем этапе определяется перечень мероприятий, которые необходимо реализовать, и выделяются ресурсы для их реализации. Третий этап завершается  формированием проекта программы в виде, подготовленном для утверждения.

Обсуждение проекта программы является важным этапом для обеспечения успешности программы. Проект программы должен быть опубликован для всеобщего сведения. На программу должны быть получены заключения от союза предпринимателей, подразделений и служб исполкомов, комитетов и комиссий.

В программе должны быть предусмотрены органы, ответственные за исполнение отдельных подпрограмм или принятие решений, предписанных программой, а также порядок контроля и органы, обязанные осуществлять контроль и оценивать результаты выполнения программы.

Важно, чтобы в программе были предусмотрены механизмы оценки промежуточных результатов и коррекции программы по мере ее выполнения. По промежуточным этапам реализации программы и по ее завершении должен готовиться отчет, содержащий полную оценку эффективности программы и отдельных ее частей.

Информация о работе Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь