Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать правовой статус предпринимателя;
- проанализировать права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты;
- раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей;
- классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателей;

Содержание

Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпринем.право.docx

— 96.91 Кб (Скачать файл)

Наряду  с самозащитой, защита нарушенных прав предпринимателей осуществляется и  государством, то есть в юрисдикционной форме. Применение мер государственного принуждения обеспечивает реальное осуществление прав субъектов предпринимательской деятельности и исполнение соответствующих им обязанностей, способствует предотвращению правонарушений. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав.

Итак, под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных  мер (механизмов) по восстановлению или  признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в  законодательно определенных границах, с применением к нарушителям  мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер. Понятие "защита права" следует отличать от понятия "охрана права", которое  обычно трактуется более широко, так  как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта. Предметом защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность. Под способами защиты прав предпринимателей понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя. Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей

По  общему правилу, защита прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. В новых экономических  условиях роль и значение судебной защиты прав существенно возрастает, расширена компетенция судебных органов. В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых прав предпринимателей, как и других субъектов права, осуществляют в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью суды, арбитражные суды, а также третейские суды. Круг рассматриваемых ими споров многогранен, объектом судебного рассмотрения арбитражных судов и судов общей юрисдикции не могут быть лишь действия, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими  восстановление нарушенного или  оспоренного права, являются перечисленные  ниже государственные органы.

1. Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ значительно расширяет  возможности судебной защиты прав и  интересов предпринимателей. Это  объясняется прежде всего тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие "конституционные права и свободы граждан" (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во-вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.

Опираясь  на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.

Независимо  от того, каким образом реализуется  предпринимателями право на обращение, необходимо учитывать следующие  обстоятельства.

Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права  и свободы заявителя.

Во-вторых, жалоба считается допустимой независимо от того, каково содержание решений, принятых по делу в судах общей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы. Даже если вышестоящие  судебные инстанции удовлетворят жалобу предпринимателя в кассационном или надзорном порядке и защитят  его права, он может обратиться в  Конституционный Суд, обнаружив  неопределенность в вопросе о  том, соответствует ли закон Конституции  РФ.

В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции РФ закона, еще не примененного, но подлежащего применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться  только после их обращения в общий  суд. Из общего правила возможны исключения, например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при  условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который  нельзя будет предотвратить, если гражданин  обратится с жалобой в обычном  судебном порядке.

Конституционный Суд РФ в соответствии со своей  компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории  дел:

§ по запросам ряда органов власти, включая  Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный  Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной  Думы РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов  РФ;

§ споры о соотношении компетенции  между органами государственной  власти различных уровней;

§ по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

§ по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

Таким образом, важная роль в защите прав предпринимателей принадлежит Конституционному Суду РФ. Не рассматривая непосредственно  экономических споров и споров, возникающих  в области управления экономикой, Конституционный Суд РФ оказывает значительное влияние на создание нормативно-правовой основы предпринимательства, посредством признания нелегитимными, не соответствующими Конституции РФ федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, ущемляющих права субъектов предпринимательской деятельности.

2. Арбитражные суды.

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст.ст. 1, 2 АПК РФ).

Согласно  ст. 2 АПК РФ задачами арбитражных  судов являются:

- защита нарушенных или оспариваемых  прав и законных интересов  предприятий, учреждений, организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности  и предупреждению правонарушений  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

В литературе высказано мнение, что  экономическим спором является любой  юридический спор в хозяйственной  сфере, аналогично к спорам в сфере  управления следует отнести все  юридические споры, возникающие  между субъектами предпринимательской  деятельности и органами власти и  управления.

По  общему правилу арбитражный суд  рассматривает экономические споры  при условии, что они вытекают из следующих отношений:

а) между организациями - юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

б) между организациями - юридическими лицами и государственными или иными  органами;

в) между гражданами-предпринимателями  и государственными или иными  органами.

По  смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью  отношения, в том числе:

§ при создании, реорганизации и  ликвидации предприятия;

§ при осуществлении органами государственной  власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской  деятельностью, контрольных и иных функций;

§ при причинении вреда природным  и иным объектам

§ при злоупотреблении  предпринимательскими правами и  неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций - юридических лиц и  граждан-предпринимателей

Таким образом, при решении вопроса  о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных  выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный  суд только в случаях, прямо предусмотренных  законодательством.

Таким образом, экономические споры между  субъектами предпринимательской деятельности и споры, возникающие в области  управления экономикой, рассматриваются, в основном, арбитражными судами, являющимися  составными звеньями судебной системы  Российской Федерации.

3. Суды общей юрисдикции.

По  общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным  судом, за исключением споров, не связанных  с предпринимательской деятельностью  в перечисленных ниже случаях.

- Если дело возникло не в  связи с осуществлением ими  предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в  суде общей юрисдикции.

- Если хотя бы одной из сторон  спора является лицо, не имеющее  статуса предпринимателя, этот  спор также подлежит рассмотрению  не арбитражным судом, а судом  общей юрисдикции. В частности,  иск о признании недействительной  сделки по продаже акций акционерного  общества на аукционе, участником  которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом  общей юрисдикции.

- Если гражданин имеет статус  индивидуального предпринимателя,  но спор возник не в связи  с осуществлением им предпринимательской  деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских  правоотношений, он подведомственен  суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК  РФ).

- С момента прекращения действия  государственной регистрации гражданина  в качестве индивидуального предпринимателя  дела, связанные с осуществлявшейся  им ранее предпринимательской  деятельностью, рассматриваются  судами общей юрисдикции, если  эти дела не были приняты  к производству арбитражным судом  до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской  деятельностью:

споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или  ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК  РФ);

заявления граждан и организаций на неправомерные  действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).

- Суд общей юрисдикции рассматривает  также заявления лиц, считающих  неправильными совершенные нотариальные  действия или отказ в совершении  нотариального действия (ст. 310 ГПК  РФ).

- Следует иметь в виду, что суду  общей юрисдикции подведомственны  также споры, в которых объединены  несколько исковых требований, из  которых одни подведомственны  суду общей юрисдикции, другие - арбитражному  суду, однако разделение этих  требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК  РФ).

- В судах общей юрисдикции рассматриваются  также споры с участием иностранных  организаций и организаций с  иностранными инвестициям в порядке,  предусмотренном гражданским процессуальным  законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК  РФ).

В то же время данные споры могут  быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного  соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).

Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных  актах равной юридической силы, очевидна. В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует  правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т. е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ). Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит, оказание услуг и т. п.).

По  юридической природе пророгационные соглашения (т.е. соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном  торговом обороте оговоркам об изъятии  будущих или уже возникших  конфликтов из ведения государственных  судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.

Информация о работе Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей