Развитие оптовой торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить тему о развитии оптовой торговли в России .
Задачи работы: рассмотреть особенности развитие оптовой торговли в России, проанализировать проблемы и перспективы развития оптовой торговли в России
Предметом исследования в данной работе явились методологические, практические основы совершенствования российской оптовой торговли.
Объектом изучения выступает оптовая торговля.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Разв.опт.торг..doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

За исследуемый период прибыль от реализации данных марочных товаров увеличилась с 17 134 тыс. руб. до 43 281 тыс. руб., то есть в 2,5 раза, прибыль от реализации товаров ProfiOffice возросла в 1,24 раза, тогда как прибыль от реализации товаров  Avery-Zweckform и Magnetoplan увеличилась соответственно в 12 и 39,7 раз, так как продажа товаров этих торговых марок началась только в 2006 г.

На основании имеющихся отчетных данных по объемам продаж торговых марок произведен расчет прогноза объемов продаж на  2010–2013 гг. (табл. 4). Расчет прогноза сделан с помощью линии тренда (регрессионная зависимость продаж от времени). Используя линейную регрессионную модель, получаем уравнение регрессии в виде y=ax+b, где х – год, y – объем продаж. Коэффициенты a и b находим из системы уравнений:

      

Таблица 2

Объемы продаж и результаты расчета прогноза по торговым маркам (тыс. руб.)

Год

ProfiOffice

Avery-Zweckform

Magnetoplan

Объем продаж

Данные по уравнению регрессии

Объем продаж

Данные по уравнению регрессии

Объем продаж

Данные по уравнению регрессии

2005

36 120,43

39 262,8

-

-

-

-

2006

54 481,87

49 865,6

4 215,92

7 980,1

937,62

1041,5

2007

60 660,41

60 468,4

31 348,08

30 386,7

11 178,27

12 041,5

2008

69 405,00

71 071,2

62 272,5

52 793,3

25 080,00

23 041,5

2009

58 714,25

81 674,0

68 523,45

75 199,9

32 970,11

34 041,5

2010

 

92 276,8

 

97 606,5

 

45 041,5

2011

 

102 879,6

 

120 013,1

 

56 041,5

2012

 

113 482,4

 

142 419,7

 

67 041,5

2013

     

164 826,3

 

78 041,5




 

Рисунок 3 - Прогноз продаж по торговым маркам канцелярских товаров и офисной техники[6, 12].

Из представленного прогноза исследуемых торговых марок на 2010-2013 гг. заметно снижение темпов роста продаж по всем торговым маркам. Это связанно с изменившимися рыночными условиями, характеризующимися общим снижением объемов рынков в 2009 г. на 10–25% в связи с макроэкономической нестабильностью и кризисными явлениями в экономике страны. Фактические объемы продаж всех торговых марок находятся ниже линии тренда последних лет. В то же время торговые марки показали разные результаты продаж. Объемы реализации товаров ProfiOffice в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. на 15,4%, а объемы реализации товаров Magnetoplan и Avery-Zweckform выросли соответственно на 31,5% и 10%[6, 13].

На современном этапе распространена следующая классификация в России товарных складов:

1) по характеру выполняемых функций: накопительные, подсор-тировочно - распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и временного хранения.

2) по товарной специализации: специализированные и универсальные.

3) по особенностям технического устройства: открытые, полузакрытые и закрытые склады.

4) от объёмно-планировочного решения одноэтажные, с несколькими этажами.

5) по уровню механизации технологических операций с применением средств малой механизации, механизированные и автоматизированные.

6) по транспортным условиям: портовые или пристанские, прирельсовые, не имеющие своих подъездных путей.

Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах и промышленных центрах. Цель их создания – повышение эффективности снабжения потребителей преимущественно продовольственными товарами.

Такие рынки могут бывают как универсальные, так и специализированными на продаже какой-либо одной продукции или товарной группы (мясные, плодовоовощные рынки, рынки морепродуктов и т.п.): площадь зоны обслуживания и численность потенциальных покупателей; наличие дорог, соединяющих рынок с городской транспортной системой; возможность перспективного расширения участка земли, отведённого под рынок[6].

Оптовый продовольственный рынок должен иметь удобные подъездные пути и пешеходные развязки.

На территории рынка выделяют следующие функциональные группы:

1)  торговую (специальные здания, павильоны, киоски);

2) административно-складскую (административно-бытовые помещения, в том числе предприятие общественного питания для персонала рынка; складские помещения);

3)  хозяйственную (с площадкой для сбора мусора);

4)  стоянку для транспорта.

Для обеспечения деятельности оптовых рынков при них создаются специализированные службы: информационные, юридические, расчётно-финансовые, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспорт-ные и др.

2.2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.

В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.

Среди основных проблем можно выделить: отсутствие платежес-пособного спроса; отсутствие развитой инфраструктуры; отсутствие предложения логистических услуг; отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена[9].

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение.

Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России:

-Оптовая торговля сырьем;

-Оптовая торговля готовой и  полуфабрикатами продукцией;

-Продовольственные товары;

-Средства;

-Потребительские товары без  переработки производства;

-Оптовая торговля средствами производства ;

-Оптовая торговля потребительскими  товарами;

-Торговые связи с производством;

-Торговые связи с потребителем[8].

Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д. [9]

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.[9]

Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.

Ежегодный прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.

Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% - за счет продажи продовольствия и чуть более 17% - за счет непродовольственных товаров.

Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли) [10].

В секторе оптовой торговли один из самых высоких (среди прочих секторов торговли) уровень концентрации: число крупных предприятий в секторе - чуть более 5%, однако на них приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По данному показателю сектор оптовой торговли является абсолютным лидером.

По прибыльности оптовики также одни из первых, правда, существенно уступая сектору общественного питания, идущему по прибылям с большим отрывом от прочих торговых секторов. Валовая прибыль в оптовой торговле составляет около 14% от оборота, тогда как в рознице этот показатель - 8,4%, в торговле автотранспортом - чуть более 6%. С сектором общественного питания, однако, эти результаты оказываются несоизмеримыми - для ресторанов доля валовой прибыли в обороте переходит за 30%. По уровню нераспределенной прибыли оптовики сохраняют свои позиции - доля чистой прибыли в обороте около 5%, что более чем в 2,5 раза больше чем у автодилеров и почти в 5 раз больше, чем рознице. Рестораны, кафе и бары по этому показателю уходят далеко в отрыв, опережая оптовиков с почти 2-х кратным преимуществом.

Уровень коммерческих и управленческих расходов (по доле в обороте) у оптовых предприятий близок к розничным, хотя и чуть завышен (8,6% и 6,9%, соответственно). В структуре расходов на производство и реализацию продукции оптовые предприятия явно экономят на оплате труда и энергии (6,9% и 1%, тогда как в рознице соответствующие расходы - 30,7% и 5%). Не менее выгодными оказываются позиции оптовых предприятий по отношению к затратам на аренду - арендовать складские помещения на окраинах города гораздо дешевле, чем помещения для магазинов и ресторанов, которые должны быть более высокого качества и располагаться, к тому же, в черте или в центре городов (последнее критично, например, для ресторанов). Поэтому затраты на аренду для оптовых предприятий составляют менее 2% в структуре расходов, а для ресторанного бизнеса и розницы доля этой статьи расходов в 2-6 раз выше[11].

В секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами - эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России - это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.[10]

Информация о работе Развитие оптовой торговли в России