Развитие оптовой торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить тему о развитии оптовой торговли в России .
Задачи работы: рассмотреть особенности развитие оптовой торговли в России, проанализировать проблемы и перспективы развития оптовой торговли в России
Предметом исследования в данной работе явились методологические, практические основы совершенствования российской оптовой торговли.
Объектом изучения выступает оптовая торговля.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Разв.опт.торг..doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на положительные явления в рыночной экономике, и прежде всего на ее коммерциализацию, демонополизацию и многочисленные возможности свободной конкуренции, современное состояние оптовой торговли нуждается и в решении ряда проблем, например такой проблемы как формирование элементов рыночной инфраструктуры[2].

На современном этапе основными формами осуществления оптовой торговли являются: торговля на оптовых рынках; оптовые торговые центры;

оптовые склады (базы).

Предприятия, осуществляющие оптовую торговлю, определяют формы организации своей деятельности, руководствуясь различными факторами. В первую очередь это зависит от специализации предприятия. 
Как уже отмечалось ранее, оптовую торговлю осуществляют: 
товаропроизводители; оптовые коммерческие структуры (предприятия, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий; организации, приобретающие товар для дальнейшей перепродажи и др.); полномочные представители товаропроизводителей и оптовых коммерческих структур; экспортеры и импортеры продукции; посредники[7].

Актуальным вопросом является общая оценка деятельности оптовых предприятий на современном этапе развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Зачатками оптовой торговли на Руси можно назвать караванные пути, которыми доставлялись к нам и от нас товары в больших количествах .

«… торговля русскихъ состояла изъ бобровъ, соболей, лисицъ, куницъ и горностаевъ, которыхъ они привозили къ своимъ сосѣдямъ. Такъ Ибнъ-Кхордатбегъ, умершій уже старикомъ въ 912 г., пишетъ: «Русскіе изъ племени Славянъ вывозятъ мѣха бобровъ и чернобурыхъ лисицъ изъ самыхъ отдаленныхъ краевъ Славянской земли и продаютъ ихъ на берегахъ Румскаго (Средиземнаго) моря». О вывозѣ мѣховъ русскими въ другія страны повторяютъ неизвѣстный писатель «Книги Странъ» (X вѣка), Массуди…»[1].

Средневековые купцы отличались необыкновенной подвижностью. Русских купцов встречаем в отдалённых странах: в Средней Азии, в Константинополе, в Дании, на острове Готланд и т. д. В свою очередь венецианские, чешские, греческие, среднеазиатские, немецкие и другие гости посещали Киев, Новгород, Смоленск и прочие древнерусские города. Ни расстояния, ни трудности пути не могли помешать купеческой предприимчивости ни летом, ни зимой.

В одном древнерусском поучении, дошедшем уже в рукописи XIII в., читаем такое описание различных способов путешествия. Луна и звёзды «дают свет всем шествующим человекам, луна по морю, по рекам, по озёрам... Также и море творит, и озёра, источники, реки, работая для людей; одних носят ветры, возя в кораблях, повелением божьим из города в город, пути творя ночью, летом в челнах, в лодьях, а зимой на возах» [3] .

Трудности путешествия заставляли купцов объединяться в большие караваны. В Переяславле Залесском (1216 г.) оказалось 150 новгородцев и 15 смолнян, пришедших для торговли «гостьбою» (Лаврент. лет., стр. 474). Смолняне, вероятно, составляли особый купеческий караван, насчитывавший, таким образом, 15 человек. Морские караваны состояли из нескольких судов-ладей. По Новгородской летописи, в ИЗО г. утонуло 7 ладей, ходивших в Готланд. Спаслось только несколько человек. Всё это, конечно, очень далеко от пышных изображений необыкновенного богатства киевских и новгородских пристаней древнего времени. И тем не менее именно «гостьба» создавала купеческие богатства, производившие большое впечатление на современников. Соловей Будимирович, Садко «богатый гость», Чурило Пленкович оставили о себе память в народе как заморские купцы. Их корабли наполнены были товарами, а Садко решался соперничать богатством со всем Великим Новгородом[3].

Крупнейшей ярмаркой в XVII в. была Макарьевская - у Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. Сюда съезжались не только русские купцы, но и западноевропейские, и восточные.

Ирбитская ярмарка - на Урале в городе Ирбит, проводилась ежегодно с 1-й половины 17 в. до 1929. Центр торговли Европейской части России и Сибири (ткани, кожи, пушнина, чай и др.), 2-я по товарообороту ярмарка в Российской империи (после Нижегородской).

В СССР оптовая торговля целенаправленно стала развиваться с 1965г. в связи с перестройкой управления промышленностью и переходом к новым методам планирования и экономического стимулирования, что положило начало экономическим реформам в стране. В этот период оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения рассматривалась как форма планового распределения материальных ресурсов; основанная на государственном плане развития народного хозяйства. Руководил процессом развития оптовой торговли средствами производства в стране Госснаб СССР. Основными формами оптовой торговли были: торговля через оптовые предприятия и транзитом продукцией, распределяемой территориальными органами Госснаба СССР; реализация продукции через оптовые магазины; реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов[4].

Плановое распределение товара и его свободная реализация оказались несовместимыми, поэтому, несмотря на большие усилия по внедрению её основных форм, в те годы объективно она не могла быть реализована.

Новый качественный этап в развитии оптовой торговли в России следует отнести к 1991 г., когда было упразднено централизованное распределение продукцией; приняты законы РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г. и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г.; стали отпускаться оптовые цены и начали создаваться организационные формы новых институтов оптовой торговли. Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки [7]

Стоянова Е.С. в работе «Финансовый менеджмент: Российская практика» отмечает тот факт, что отличительным признаком функционирования этих структур явился рыночный характер их деятельности: свободный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, независимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности. [7]

Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д. [7].

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.[11]

Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

Среди факторов, влияющие на развитие торговли выделяют факторы, связанные со спросом на товар: денежные доходы населения; численность и состав населения; структура денежных расходов различных социальных групп. Факторы, связанные с товарным предложением: объём, ассортимент, качество товаров; научно-технический уровень производства. Факторы, связанные с ценами: уровень и динамика цен; уровень инфляции; соотношение цен на отдельные товары; ценовая политика. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы торговли; организация торгово-технологического процесса, организация товародвижения. Факторы, связанные с материально-технической базой предприятия: месторасполо-жение; торговая площадь, её удельный вес в общей площади, специализация; режим работы; уровень технического оснащения. Факторы, связанные с организацией труда: укомплектованность штата; квалификация работников; структура штата; текучесть кадров; условия труда; - оплата и стимулирование труда.

Выполнение плана и динамики розничного товарооборота зависят от трёх основных групп факторов: от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования; от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников; от состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.

Рисунок 1 – Эволюция роли оптовой торговли

          В своем развитии сектор оптовой  торговли проходит несколько  стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. С развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями[4].

        На  данном этапе государственное  регулирование сектора оптовой  торговли практически отсутствует, рынок представлен большим количеством  компаний, ни одна из которых  не является явным лидером. 

Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

 

Продажа и продвижение. Оптовики облегчают производителям (и делают это с меньшими затратами) доступ к большому числу корпоративных покупателей. У оптовых продавцов обширные связи; порой покупатели доверяют им больше, чем территориально отдаленным производителям.

Закупки и формирование ассортимента. Оптовые организации производят отбор товара, предлагая своим клиентам именно те товары, в которых они нуждаются в наибольшей степени. Тем самым оптовики избавляют розничных продавцов от лишней работы.

Разделение грузовых партий на более мелкие. Оптовые компании помогают корпоративным покупателям экономить средства, разделяя грузовые партии (вагоны, контейнеры) приобретенных товаров на более мелкие.

Складирование. Дистрибьюторы сами занимаются хранением товара, сокращая таким образом затраты и риски поставщиков и покупателей.

Транспортировка. Оптовики быстрее доставляют товары покупателям, потому что находятся к ним ближе, чем компания-производитель.

Финансирование. Дистрибьюторы осуществляют финансирование клиентов, предоставляя им кредиты и самостоятельно оплачивая большие партии товаров[5].

Принятие риска. Оптовые организации принимают на себя часть риска, получая право собственности на товар и принимая на себя потери, связанные с воровством, повреждениями, порчей и старением товаров.

Маркетинговая информация. Оптовые компании предоставляют производителям и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, о новых товарах, изменении цен и т. п.

Консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным продавцам совершенствовать их деятельность, обучая персонал, принимая участие в разработке планировки магазинов и оформлении витрин, устанавливая новые системы учета и управления запасами. Они могут также оказывать помощь и промышленным покупателям, предоставляя им услуги по обучению персонала и техническому обслуживанию поставляемого оборудования.[5]

Всех оптовиков можно разделить на четыре группы:

Оптовики-купцы приобретают право собственности на товар (50% общего оптового оборота). Брокеры и агенты не берут на себя права собственности на товар (10%). Оптовые отделения и конторы производителей являются подразделениями производителей, занимающимися оптовой торговлей (36%). И разные специализированные оптовики (4%)[5].

Оптовики-купцы. Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома. Это самая большая группа оптовых торговцев, на долю которой приходится примерно 50% всей оптовой торговли (как по объему товарооборота, так и по численности предприятий). Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.

Оптовики с полным циклом обслуживания. Оптовик с полным циклом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение товарных запасов, предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора товаров. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять как нужды розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и розничных предприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментными группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента. В качестве основных примеров можно сослаться на оптовых торговцев техническими товарами, лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. В качестве примеров можно сослаться на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, морепродуктами и автомотодеталями. Все они предоставляют своим клиентам более полную возможность выбора и обладают более глубокими знаниями о товаре.

Информация о работе Развитие оптовой торговли в России