Развитие малого бизнеса в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды и влияние на экономическое развитие региона.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать взаимодействие сферы туризма с экономикой региона;
- рассмотреть основные виды малого бизнеса в сфере туризма;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в туризме
1.1 Услуги туризма как составляющая часть развития региона
1.2 Виды малого бизнеса в сфере туризма
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма
2.1 Алтайский край
2.2 Республика Алтай
Глава 3. Условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Организация досуга туристов — предпринимательская  деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и досуг — два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений относительно молодой и интенсивно развивающийся элемент социально-культурного сервиса и туризма. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции воспитания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.

Организация досуга относится к  производственной сфере бизнеса. В  данной области создаются и реализуются  туристам услуги развлечения (участие  в аттракционах, просмотр кинофильмов и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.

Для учреждений досуга (цирков, зоопарков  и др.) характерна коллективная форма  бизнеса.

 

 

Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма

 

Алтай – удивительный регион. Это  прекрасное место для туризма и активного отдыха. Алтай многолик, разнообразен и восхитительно красив - настолько, что может удовлетворить вкус самого притязательного путешественника и любителя туризма.

 

2.1 Алтайский край

 

Алтайский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образован 28 сентября 1937 года. Население края составляет 2 496,8 тыс. человек. Административный центр — г. Барнаул. Регион граничит на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке — с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — с Республикой Алтай. Алтайский край находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Omsk Time Zone (OMST/OMSST). Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа и обозначается в России соответственно как MSK+3. Омское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.

Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, среднегодовые температуры — положительные, 0,5-2,1°С. Средние максимальные температуры июля +26...+28°С, экстремальные достигают +40...+42°С. Средние минимальные температуры января −20...−24 °C, абсолютный зимний минимум −50...−55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.

Алтайский край расположен в Южной  Сибири, на границе двух обширных географических стран: Западно-Сибирской равнины  и Алтайских гор. Его территория делится рекой Обь на восточную (предгорья и склоны Салаирского кряжа) и западную (Кулундинская равнина, Приобское плато) части. На юго-востоке — отроги Алтая высотой до 2421 м.

Днем рождения алтайского туризма  считается 26 июля 1914 г., когда братья Троновы покорили гору Белуху.

Государственное регулирование регионального туризма осуществляет Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края. Общественным регулированием туристской деятельности занимается Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ), созданная в 1995 г. АРАТ включает в себя 18 туристских фирм Барнаула, страховую компанию, санаторий «Рассветы над Бией», кафедру рекреационной географии Алтайского государственного университета. Основные цели Ассоциации — координация действий на туристском рынке, совершенствование работы организаций, связанных с туризмом, повышение качества обслуживания туристов, защита интересов членов АРАТ.

Законодательная база алтайского туризма  включает постановление главы администрации  Алтайского края «О развитии туризма  и лечебно-оздоровительного отдыха в Алтайском районе» (2002 г.) и др.

Туристическая деятельность осуществляется в крае 121 фирмой на основании лицензий на право ведения турагентской и туроператорской деятельности.

Следует отметить, что несмотря на достаточно динамичный рост количества турфирм, не все из них реально осуществляют туристическую деятельность. В статистическое наблюдение вошли сведения только по 56 туристическим фирмам.

Выручка от оказания туристических  услуг составила 29 млн. рублей. Необходимо отметить, что непосредственно в туристической деятельности (туроператорской, турагентской) формируется не более 10% общей (валовой) выручки, получаемой дестинацией (место приема туристов) от туриндустрии. Остальные 90 % приходятся на объекты инфраструктуры туризма.

По данным Главэкономики в крае функционирует около 60 в различных районах края туристических баз.

В соответствии с экспертной оценкой  в течение года количество туристов и отдыхающих в Алтайском крае составляет более 500 тыс. человек в год, однако, по данным официальной статистики число лиц, пребывавших в коллективных средствах размещения, составило 384,3 тыс. человек.

Всего в 2009 году в крае функционировало 156 коллективных средств размещения, из них 8 – принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Из общего числа организаций коллективного размещения 87 – общего назначения (гостиницы, пансионаты гостиничного типа, общежития для приезжих и другие), 69 – специального назначения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристические базы).

Коллективные средства размещения занимают 4710,3 тыс.кв. метров земельной площади, из нее 297,9 – под строениями, 2189,9 – под парками и зонами отдыха. Общая площадь строений 499,2 тыс. кв. метров, в расчете на одну организацию – 3199 кв. метров.

Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения составила 7357 человек, в том числе 1326 – в организациях общего назначения, 6031 – специального назначения.

На производственных площадях коллективных средств размещения в 2009г. находилось 81 предприятие общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары) на 8032 мест. Их оборот в 2009 году – 600,8 млн. рублей, а за период 2007-2009 гг. – 1,6 млрд. рублей.

Инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения в 2008-2009 гг. составили 225 млн. рублей, из них 207,7 млн. рублей, или 92,3% - в основной капитал коллективных средств размещения специального назначения.

Из общего дохода коллективных средств размещения в 2009 году 226,3 млн. рублей получено от продажи номеров, 1924,2 млн. рублей – от реализации путевок, 56,5 млн. рублей – от дополнительных услуг, не входящих в стоимость путевки. Всего доход коллективных средств размещения в 2009 году составил более 2,3 млрд. рублей.

Следует отметить, что  рекреационное освоение территории края происходит неравномерно. Туристско-рекреационная нагрузка для одних территорий становится чрезмерной, а другие – осваиваются медленно. Перспективными с точки зрения туристического освоения являются Чарышский, Краснощековский, Солонешенский, Змеиногорский, Курьинский районы, г. Змеиногорск, но цивилизованный туризм не получил там пока должного развития. Одной из основных причин является недостаточная развитость инфраструктуры: объектов дорожного и коммунального хозяйства, энергетики, связи. Существуют проблемы с обновлением автобусного парка. Настала необходимость не только реанимации аэропорта г. Бийска, но и перевода его работы на качественно новый уровень.

Наиболее развит туризм на территории Алтайского района, где  по данным анкетирования сезона 2009 года действовало 42 объекта туризма и отдыха (3781 место) на левобережье реки Катуни и у озера Ая. По информации государственного пожарного надзора МЧС РФ в частных домовладениях отдыхало одновременно около 2,5 тыс. человек. В совокупности, без учета отдыхающих в палатках, с 20 июня по 20 августа ежедневно пребывает на отдыхе более 6 тыс. человек. За сезон в районе побывало около 250 тыс. человек, в том числе в Бирюзовой Катуни - 75 тыс.

По расчетным данным в пик сезона ежедневный объем  предоставляемых услуг (гостиничные, питание, экскурсионные, сплавы, прокат, платные стоянки, игорный бизнес, розничная торговля и др.) составляет 6-8 млн.рублей. За летний сезон оборот туристических и других услуг – около 500 млн.рублей.

Благодаря развитию отрасли  значительно возросли объемы затрат на строительство и ремонт дорог (более 40 млн. рублей - за 2006-2009 годы). Сдан в эксплуатацию оптико-волоконный кабель цифровой связи, расширена телефонная сеть. Общий объем частных инвестиций в сферу туризма и спортивно-оздоровительного отдыха в районе составил около 1 млрд. рублей.

Растет и развивается курорт Белокуриха. В 2009 году курорт принял около 1800 иностранцев. В пансионатах, санаториях и профилакториях предлагается более 3600 мест единовременного размещения. Санаторно-оздоровительный комплекс в последние годы демонстрирует высокие темпы роста объема оказываемых платных услуг населению (127,3% - в 2008 г., 132,2% - в 2009г.).

Для развития туристической  отрасли первостепенное значение имеет  привлечение инвестиций. Исследуя общую инвестиционную привлекательность, эксперты рейтингового агентства «Эксперт» (г.Москва), каждый год готовят рейтинг российских регионов.

Согласно оценке специалистов указанного агентства в 2009 году среди всех регионов Российской Федерации Алтайский край занимал 19 место по уровню туристического потенциала и лидирует среди регионов Сибирского федерального округа. Данная оценка подтверждает конкурентные преимущества Алтайского края в сфере туристско-экскурсионных услуг, которые необходимо эффективно использовать с целью повышения уровня социально-экономического развития региона и уровня жизни его населения.

Инвестиционный климат в Алтайском крае в настоящий  момент можно назвать благоприятным. В 2009 году в туристическую отрасль края вовлечено 100 млн. рублей частных инвестиций. Осуществляется подготовка к реализации 11 инвестиционных проектов с предполагаемым на текущий год объемом вложений в 700 млн. рублей. Следует отметить, что туристические фирмы в основном являются малыми предприятиями и испытывают определенные финансовые трудности. Поскольку туроператорские организации Алтая занимаются внутренним и въездным туризмом, это определяет ярко выраженную сезонность работы.

Наиболее масштабный инвестиционный проект, осуществленный на территории Алтайского края, – это строительство туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», организатором которого является ООО «Алтай-Известь». «Бирюзовая Катунь» — одна из семи особых туристско-рекреационных зон России. В комплекс площадью 3380 га входят пастбища, леса и горы.

Сегодня существует целый ряд факторов, обуславливающих необходимость государственной поддержки и регулирования сферы туризма в Алтайском крае:

  • перспективность сферы туризма для экономики края;
  • необходимость вывода деятельности туристических фирм и средств размещения из теневого сектора экономики;
  • неравномерность и стихийность туристско-рекреационного освоения территории;
  • недостаточная развитость инфраструктуры.

В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. определены первоочередные действия по развитию спортивно-оздоровительного туризма. Развитие туризма определено и в приоритетных направлениях развития на среднесрочную перспективу. Цель на 2010-2012 гг. – формирование современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так и иностранных граждан в туристических услугах. Сектор туризма должен стать уже в среднесрочной перспективе серьезным источником доходной части бюджета края.

Администрация Алтайского края активно проводит политику развития территорий, обладающих наиболее богатым туристическим потенциалом, и поддержки инициативы органов местного самоуправления. В области туризма выполнен ряд научно–исследовательских работ, связанных с обоснованием формирования туристско–рекреационных зон в предгорных и горных районах края. В частности, подготовлено экологическое обоснование организации туристско–рекреационной деятельности в районе Горной Колывани и левобережья реки Катуни на территории Алтайского района, разработана схема территориального планирования части территории Чарышского района. Намечено и определено финансирование работ по планированию туристско–рекреационного освоения долины реки Ануй Солонешенского района.

В схемах, разрабатываемых учеными по заказу Администрации Алтайского края, заранее определяются участки для строительства, допустимая рекреационная нагрузка, проводится экологическая экспертиза, что является средством привлечения потенциальных инвесторов к строительству туристических объектов, т.к. для них значительно упрощается процедура согласования документов. Кроме того, на основе схемы разрабатывается план развития инфраструктуры территории. Таким образом, осуществляется партнерство государства, бизнеса и науки, создаются условия для развития туризма в условиях сохранения окружающей природной среды.

Формирование современного туристско-рекреационного комплекса  края позволит не только сделать качественный скачок в развитии отрасли, но и решит многие другие социально-экономические задачи. Существенно увеличится ВРП региона и его экономический потенциал.

Вклад отрасли в валовой  региональный продукт только по профильному  виду деятельности (оказанию туристических услуг) за 2006-2009 годы вырос более чем в 5 раз. Доля туристических услуг в ВРП края составила 1,3% к 2010 году.

Рост валового регионального  продукта края с учетом вклада индустрии  туризма и оздоровления рассчитан исходя из опережающего роста темпом не менее 9-12% в год нескольких секторов экономики края, оказывающих услуги: туристические, строительные, транспортные, торговые, по обеспечению функционирования рынка и других. Соответственно, за 5 лет это изменит общую структуру экономики края.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в сфере туризма