Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.
Задачи исследования:
-проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;
-выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1.Теоретические и методологические основы изучения проблем малого бизнеса в России
1.1.Основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе.......................................................................................................................6
1.2.Нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса в России
на федеральном и региональном уровне.................................................................17

2.Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России.
2.1.Понятие и критерии малого предпринимательства, его роль в экономике России.........................................................................................................................27
2.2.Проблемы становления социально ответственной деятельности на предприятиях малого бизнеса..................................................................................32
Заключение.................................................................................................................40
Список использованных источников.......................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

малое предпринимательство в россии (переделанная).doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

03.04.2010 года между администрацией Волгоградской области и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» подписано Соглашение о сотрудничестве. По словам главы администрации Волгоградской области Анатолия Бровко, подписание данного документа – это серьезное движение региональной власти и одной из крупнейших общественных организаций предпринимателей навстречу друг другу. «Учитывая, что «Деловая Россия» - союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса, с новым мышлением, а нам новации тоже не чужды, уверен, общий язык мы всегда найдем. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным», - подчеркнул глава региона.

Соглашение о сотрудничестве с «Деловой Россией» - первый документ, который заключила администрация Волгоградской области с общественной организацией предпринимателей. По мнению губернатора, это позволит установить прямые и постоянные контакты с предпринимательским сообществом, совместно искать пути решение проблем, с которым сталкивается малый бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России

2.1.Понятие и критерии малого предпринимательства, его роль в экономике России

 

С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:

-численность персонала;

- размер уставного капитала;

-величина активов;

-объем оборота (прибыли, дохода).

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:

-средняя численность занятых на предприятии работников;

- ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

- величина активов.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другие.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные». Широко используемые за рубежом термины «малый бизнес», «малая организация» охватывают различные типы и разновидности предпринимательства. В качестве критериев отнесения организации к этому разряду используются величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония), немонополистическое положение на рынке (США), независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 2011г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

-   в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

-в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

-  в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

-   в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «малый бизнес», выделим основные социальные и экономические функции.

Экономические функции малого бизнеса:

- Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

-Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

- Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск, разработка и внедрение новых идей). По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.

-   Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.

- Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

-   Обеспечивает рост занятости.

-  Снижает социальную напряженность.

- Стабилизирует уровень доходов населения.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

 

2.2.Проблемы становления социально ответственной деятельности на предприятиях малого бизнеса

 

Современные рыночные системы поощряют бизнес, который не только этично достигает основную цель — получение прибыли, но и вкладывает средства в реализацию социальных проектов, ориентируется на создание общественных ценностей.

Активное распространение новой идеологии ведения бизнеса во многом обусловлено осознанием в предпринимательской среде простой истины: уровень экономического развития является в значительной мере производным от степени решения социальных проблем в данном обществе и состояния социальной сферы в целом. Более того, решение социальных вопросов становится возможным при достижении определенных темпов экономического роста, который, в свою очередь, определяется эффективностью использования социальных факторов. Таким образом, социально ответственное поведение становится новой «философией» и парадигмой ведения бизнеса в современных условиях.Вместе с тем практическая реализация социально ответственного поведения сдерживается отсутствием единого представления о сущности и границах социальной ответственности бизнеса.В нашем представлении, социальная ответственность бизнеса — это комплексное, интегрированное понятие, включающее в себя три основных элемента: принципы социально ответственного поведения (этический, правовой, экономический, принцип добровольности).

Однако несоблюдение действующего законодательства — не единственное препятствие на пути построения модели социально ответственного поведения в малом бизнесе.

Вторая существенная преграда — это неспособность большинства малых предприятий эффективно функционировать и зарабатывать приемлемую величину прибыли в рамках существующих институциональных ограничений. Только эффективное малое предприятие может проводить действенную социальную политику и быть по-настоящему социально ответственной компанией.Реалии сегодняшнего времени таковы, что для большинства малых предприятий доминирующей является стратегия выживания, а не роста. В России средний жизненный цикл малого предприятия составляет чуть более четырех лет *, норма рентабельности — 3,5% *. Ясно, что такой короткий жизненный цикл малых компаний, мизерный размер получаемой прибыли не ориентирует последних на выстраивание социально ответственной линии поведения, не позволяет проводить действенную социальную политику. 
В свою очередь, низкие показатели доходности малых предприятий объясняются не только и не столько неумением отечественных бизнесменов эффективно работать, сколько несовершенством качества институциональной среды, а также наличием системных проблем в государственной политике поддержки малого предпринимательства. В настоящее время для большого числа малых компаний остро стоят проблемы, связанные с дефицитом кадров, нехваткой производственных и офисных помещений, отсутствием финансовых ресурсов для развития бизнеса. Снижает уровень рентабельности и высокие издержки ведения бизнеса: налоги, арендная плата и другие платежи. Так, «по оценкам Минэкономразвития, только завышенные административные барьеры отнимают до 10% дохода у малого бизнеса». Низкая степень доходности малого бизнеса превращается в мощный сдерживающий фактор утверждения института социальной ответственности в малом бизнесе. Поэтому, призывая бизнес быть социально ответственным, государство просто обязано создать необходимые институциональные условия для его полноценного развития. 
Тяжелое финансовое положение заставляет многих зарабатывать прибыль всеми доступными методами и средствами, зачастую нарушая не только правовые, но и морально-этические нормы.Требования этики гласят: избегай вреда, оберегай жизнь и здоровье, благосостояние потребителя. Вместе с тем, по данным опроса, проведенного Союзом потребителей РФ (общероссийская случайная выборка), «в 2008 году с некачественными товарами или услугами сталкивались 83,8% респондентов». Особенно много претензий к качеству продукции, выпускаемой малыми предприятиями. «Согласно данным опроса жителей Воронежа, проведенного Институтом общественного мнения «Квалитас» совместно с Центрально-Черноземным филиалом Российской Ассоциации Маркетинга, при выборе одного товара из двух одинаковых по цене и качеству, 54% воронежцев предпочитает покупать продукцию, произведенную крупным заводом или фабрикой, и только 12% покупателей готовы приобретать товар малых производственных предприятий. В качестве основных факторов, сдерживающих потребительский спрос на продукцию малого бизнеса, подавляющее число респондентов (44%) назвали плохое качество, а также отсутствие гарантий и сервисного обслуживания (37%) респондентов» *. Вышеизложенные факты убедительно свидетельствуют об игнорировании большинством малых предприятий принципов социально ответственного поведения.

Информация о работе Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России