Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.
Задачи исследования:
-проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;
-выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1.Теоретические и методологические основы изучения проблем малого бизнеса в России
1.1.Основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе.......................................................................................................................6
1.2.Нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса в России
на федеральном и региональном уровне.................................................................17

2.Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России.
2.1.Понятие и критерии малого предпринимательства, его роль в экономике России.........................................................................................................................27
2.2.Проблемы становления социально ответственной деятельности на предприятиях малого бизнеса..................................................................................32
Заключение.................................................................................................................40
Список использованных источников.......................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

малое предпринимательство в россии (переделанная).doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

-косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

-ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

-мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

-снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;

-улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу5.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики в России приведено в таблице 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1. Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности и отраслям экономики

Вид экономической деятельности и отрасль экономики

2007

2011

тысяч

в % к итогу

Тысяч

в % к итогу

ВСЕГО

841,7

100

1032,8

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10,9

1,3

28,9

2,8

Рыболовство, рыбоводство

Х

х

2,4

0,2

Добыча полезных ископаемых

Х

х

4,1

0,4

Обрабатывающие производства

131,9

15,7

123,4

12,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Х

х

4,1

0,4

Строительство

138,0

16,4

117,1

11,3

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования

373

44,4

464,6

44,9

Гостиницы и рестораны

Х

х

20,8

2,0

Транспорт и связь, в том числе связь

20,4/2,9

2,4/0,3

50,3/7,1

4,9/0,7

Финансовая деятельность

10,8

1,3

14,7

1,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3,9

0,5

163,3

15,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

35,9

4,3

Х

Х

Образование

6,6

0,8

2,7

0,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

11,0

1,3

10,8

1,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

19,1

2,3

25,3

2,4

Культура и искусство

6,5

0,8

Х

Х

Наука и научное обслуживание

46,7

5,5

Х

Х

Другие отрасли

26,0

3,0

Х

Х


 

Как видно из таблицы № 1, число малых предприятий за 11 лет (2008—2012) возросло с 841,7 до 1032,8 тыс., или на 22.5%.

Наибольшими темпами росло число малых предприятий: в сельском хозяйстве с 10,9 до 28.9 тыс., или в 2,8 раза; в оптовой и розничной торговле с 373,9 до 464,6 тыс., или на 24,3%; на транспорте и связи — с 20,4 до 50,3 тыс., или в 2,5 раза.

Высокими темпами возросло число малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом: с 3.9 до 183,3 тыс., или более чем в 40 раз. Если в 1996 году их удельный вес в общем числе малых предприятий составлял лишь 0,5%, то в 2012 году их доля возросла до 15,8%.

К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России пока не преобладает.

Несколько снизилось число малых предприятий, занимающихся строительством: с 138 до 117 тыс., а их удельный вес в общем числе малых предприятий уменьшился с 16,4 до 11,3%. По-прежнему незначительно число малых предприятий, занимающихся финансовой деятельностью, их удельный вес в общем числе малых предприятий застыл на уровне 1,3 — 1,4%, что совершенно недостаточно.

К сожалению, нет возможности оценить участие малых предприятий в науке и научном обслуживании, в культуре и искусстве, так как по методике 2006 года эти отрасли в статистической отчетности не выделяются.

Справедливость этих обличений полностью подтверждают авторитетные ученые, обобщившие опыт развития малого бизнеса в современной России. «Успешный предприниматель, сегодня в России должен в первую очередь уметь ладить с властью, налаживать контакты с «нужными людьми», а вовсе не разбираться в логистике, маркетинге или управлении персоналом.… Без разрушения административного произвола в отношении действующих предпринимателей ряды малого бизнеса пополняться не будут»6.

«Само существование (а сегодня и расцвет) теневой деятельности малого бизнеса (его суммарное «выпадение» из легальной экономики оценивается в 36,5 – 49 млрд. долларов в год) обусловлено принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников)»7.

И. Левин неслучайно обращает внимание на двойную трудность, которую приходится преодолевать малому предпринимателю в нашем обществе: «внешнюю», в виде незащищенности от чиновничьего и криминального произвола, и «внутреннюю» - «субъективное переживание» своего положения как нормативно и морально неясного, двусмысленного, не опирающегося на устойчивые социальные установки, легитимирующие предпринимательскую деятельность в самосознании самой личности»8.

К сожалению, пока в России даже на уровне экспертного сообщества существует недооценка малого бизнеса как стратегического фактора роста национальной экономики, причем применительно именно к текущим российским условиям. Малый бизнес в российской экономике — это огромная структурная проблема, суть которой в том, что если в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП превышает 60%, то в России она составляет только 15 — 20%. То есть в России другая экономика, в которой малый бизнес даже близко не играет той роли, какую он играет в развитых странах — роль стратегического фактора устойчивого социально-экономического роста9.

Сейчас развитие малого бизнеса происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере10.

В данном контексте представляется обоснованным размышление Л. К. Пятилетовой: «Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий»11.

Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.

По мнению В.Г. Игнатова, малое предпринимательство в России обладает рядом отличительных особенностей (не характерных для малого бизнеса на Западе). Среди них:

-высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Явление это не свойственно малому бизнесу в развитой рыночной экономике, так как ведет к увеличению удельных затрат. Однако нестабильная российская ситуация заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически. Как показывает практика, наиболее распространенными сопутствующими видами деятельности, независимо от основной, являются торгово-закупочная и коммерческо-посредническая;

-вытеснение большинства мелких фирм на периферию технического прогресса и развития новых технологий в результате примитивизации внутреннего спроса, с одной стороны, и невозможности самостоятельного выхода на внешние рынки – с другой;

-общий низкий технологический уровень, низкая технологическая оснащенность при наличии значительного инновационного потенциала;

-низкий управленческий уровень, нехватка знаний и опыта, а также культуры рыночных отношений;

-неразвитость системы организации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (в том числе информационной и образовательной; стремление к максимальной самостоятельности (тогда как в странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т. п.);

-высокий уровень приспособляемости к нестабильной экономической обстановке;

-высокий уровень квалификации кадров, работающих на малых предприятиях (это, как правило, специалисты, пришедшие из государственного сектора экономики и др.)12.

Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше – стратегическое.

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.

Итак, малый бизнес – это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость социально незащищенных слоев общества – молодежи, женщин, пенсионеров, а с другой – эффективный способ разработки и внедрения инноваций. Поэтому отношение к малому бизнесу – это философская проблема: либо государство будет поддерживать монополии, развивать торговые сети и таким образом формировать общество, зависимое от собственников этих монополий, либо развивать инициативу отдельных предпринимателей и в результате иметь общество самодостаточных независимых граждан.

Вместе с тем, изучая сущность и роль малого бизнеса в современном обществе, необходимо знать его истоки и процесс развития в нашей стране.

 

 

1.2Нормативно-правовое развитие малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне

 

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже более 15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.

С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в России и изменений в российской экономике и секторе малого и среднего предпринимательства впервые законодательно определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выделены категории микро-, малых и средних предприятий по 3-м ключевым критериям:

1. Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и граждан в уставном капитале.

2. Численность занятых, т. е. персонал предприятий (от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).

3. Выручка от реализации товаров (услуг) или балансовая стоимость активов.

Законом предусматриваются специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и отчетности по некоторым налогам и сборам, упрощенная система ведения бухгалтерского учета для некоторых предприятий, льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество.

Одно из принципиальных новшеств Закона (статьи 14 и 16) - введение понятия основных принципов поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме этого, Законом установлены особенности оказания некоторых форм поддержки. А это, в свою очередь, обеспечивает надежную фундаментальную основу для реализации государственной политики в области поддержки МСП. Субъекты малого и среднего предпринимательства получают ориентир в отношении своих прав и обязанностей. Законом предписаны требования к порядку оказания поддержки субъектам МСП: каждый субъект МСП должен быть проинформирован о решении, принятом по его обращению за поддержкой, в течение пяти дней со дня принятия такого решения (пункт 6 статьи 14 Закона).

Первый основной принцип Закона - заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки. Но заявительный порядок - не разрешительный. Это означает, что каждый субъект МСП имеет право на обращение в государственные и муниципальные структуры поддержки предпринимательства. Но не все, подавшие заявку, смогут получить поддержку. Другими словами - предприниматель, рассчитывающий на поддержку, должен соответствовать критериям, устанавливаемым в отношении субъектов МСП в рамках той или иной программы поддержки.

Информация о работе Проблемы формирования социально ответственного поведения на предприятиях малого бизнеса в России