Социальная ответственность бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является подробное рассмотрение понятия социальной ответственности бизнеса и выявление степени её развитости в России.
Исходя из данной работы, можно выделить основные задачи:
 Изучение исторического аспекта: идей возникновения социальной ответственности бизнеса
 Рассмотрение различных определений социальной ответственности и выделение из них одного наиболее общего понятия
 Выявление положительных и отрицательных аспектов социальной ответственности
 Рассмотрение внешней и внутренней социальной ответственности в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторический обзор идей социальной ответственности ….…...5
1.1. Идеи социальной ответственности на Западе……………………5
1.2 . Идеи социальной ответственности в России……..………………..7
Глава 2. Сущность социальной ответственности бизнеса .………………9
2.1. Понятие социальной ответственности бизнеса в современном мире…………………………………………………………………9
2.2 . Положительные и отрицательные аспекты социальной ответственности бизнеса…………………………………………….14
Глава 3. Социальная ответственность бизнеса в России……….……….16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Исторический обзор идей социальной ответственности ….…...5

    1. Идеи социальной ответственности на Западе……………………5
    2. . Идеи социальной ответственности в России……..………………..7

Глава 2. Сущность социальной ответственности бизнеса .………………9

    1. Понятие социальной ответственности бизнеса в современном мире…………………………………………………………………9
    2. . Положительные и отрицательные аспекты социальной ответственности бизнеса…………………………………………….14

Глава 3. Социальная ответственность бизнеса в России……….……….16

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   За последние два  десятилетия взаимоотношения бизнеса  с обществом и государством  претерпевают значительные изменения, на первый план начинают выходить  абсолютно новые формы коммерческого  и общественного взаимодействия. Появляется понятие социальной ответственности бизнеса, которая направлена на обеспечение благополучия и развития отдельных граждан и общества в целом.

   В современных  условиях очень важно присутствие  социальной ответственности бизнеса, так как большая часть предприятий, функционирующих в сообществах  и взаимодействующих с ними,  находится в частной собственности. Важно отметить, что государство должно всячески поддерживать такую деятельность бизнеса.

   Основной целью  данной работы является подробное  рассмотрение понятия социальной  ответственности бизнеса и выявление  степени её развитости в России.

   Исходя из данной работы, можно выделить основные задачи:

  • Изучение исторического аспекта: идей возникновения социальной ответственности бизнеса
  • Рассмотрение различных определений социальной ответственности и  выделение из них одного наиболее общего понятия
  • Выявление положительных и отрицательных аспектов социальной ответственности
  • Рассмотрение внешней и внутренней социальной ответственности в России

   Основой для реферирования  являются труды  Богатурова А.Д., Перегудова С.П., Виттенбегра Е.Я., Туркина С.В., Гончарова С.Ф., Чириковой  А. и др. авторов работ по социальной  ответственности бизнеса, а так  же результаты различных исследований.

   Структура и основное  содержание работы: данная работа  состоит из введения, основной  части, включающей три главы, заключения  и библиографического списка.

   В первой главе  рассматривается возникновение  идей социальной ответственности  бизнеса на Западе и в России, а также различные стимулы  западных и российских предпринимателей  к ведению такой деятельности.

   Во второй главе  рассматриваются различные  определения  социальной ответственности бизнеса  и  её составляющие, а также  выявляются положительные и  отрицательные  стороны социальной ответственности.

   В третьей главе  рассматривается становление и  развитие внутренней и внешней  социальной ответственности бизнеса  в России.

  В заключении делается  общий вывод всей работы, проводится  обобщенная оценка роль социальной  ответственности бизнеса в современном  обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторический аспект идей социальной ответственности

    1. Идеи социальной ответственности на Западе

 

 

   В данной главе речь пойдет о появлении идей социальной ответственности в России и на Западе, об их развитии и влиянии на работу предприятий. А так же о целях социально ответственного поведения корпораций, которые являлись различными в России и на Западе.

   Появление концепции  социальной ответственности относят  к началу XIX века, когда начали зарождаться движения в защиту прав трудящихся.  Одним из основоположников данной концепции был английский промышленник, социалист-утопист Роберт Оуэн. Он разработал план улучшения жизни рабочих и попытался осуществить его на прядильной фабрике в Шотландии. Предложенные им проекты социальной ответственности работодателей перед рабочими сыграли большую роль в осознании необходимости государственного регулирования социально-трудовых отношений. Позднее его идеи о государственном регламентировании социальной ответственности предпринимателей поддержал французский промышленник – Даниэль Легран. Вместе с другими видными бизнесменами и политиками он неоднократно пытался привлечь правительства европейских стран к принятию международных законов об условиях труда на заводах, фабриках, шахтах и рудниках.

Выдвигались 3 довода в пользу введения международных трудовых норм:

    • Необходимость облегчить тяжёлую долю трудящихся масс
    • Важность укрепления социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения
    • Международное регулирование труда поможет странам с защищающим трудящихся законодательством избежать потерь, которые влечёт подобная социальная политика для их внешней торговли.

Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда, которая открывается словами о том, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Позднее они были уточнены в Филадельфийской декларации 1944 г. и сохраняют актуальность и в наше время, являясь идеологическим фундаментом МОТ.1

   К следующему историческому  этапу социальной ответственности  относится доктрина капиталистической  благотворительности. Согласно данной  концепции, предприятия должны отдавать  часть прибыли на благо общества. Эта концепция рассматривалась  Э. Карнеги в его работе «Евангелие  процветания» (1900 г.). Тогда же некоторые  представители крупного американского  бизнеса заявили об обязанности  предприятий распределять свои  ресурсы так, чтобы общество оставалось  в выигрыше. Карнеги вложил в  социальные программы 350 млн долларов, Д. Рокфеллер основал свой фонд  и пожертвовал 550 млн долларов. Так  в США в 1905 году зарождается  движение «Ротари»,  суть которого заключается в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшение социальной ситуации не только в профессиональной сфере, но и в ареале своего проживания. 2

 

    1. Идеи социальной ответственности в России

   В России, как и в западных странах, изначально  социальная ответственность проявлялась  на отдельных предприятиях в  виде социальных программ. Так, например, Кренгомольская мануфактура в г.Нарва обладала рабочим городком с населением 3 тысячи человек, собственной больницей, школой и другими социальными учреждениями. Однако, отдельные случаи не были закономерностью и не привели бизнес в целом к осмыслению необходимости защиты трудящихся посредством социальных программ. Права рабочих в большинстве случаев регламентировались только на государственных предприятиях.

   Российский  бизнес конца XIX – начала XX вв. находился  под контролем государства, поэтому  развивался неравномерно, в зависимости  от стратегических задач страны. Была широко распространена практика, когда благотворительная деятельность  и пожертвования в пользу казны  «обменивались» на финансовые  льготы и привилегии от государства. Часто благотворительность давала  предпринимателям возможность получать  чины и звания, которые другим  путем было очень сложно получить.  Самым почётным считалось получить чин генерала через Академию наук, пожертвовав свои коллекции или музей государству. Такое дворянство получили А. Бахрушин, А. Титов, П. Щукин и др.

   Власть поощряла  благотворительную деятельность, но  крайне негативно относилась  к политической деятельности  буржуазии, отдавая приоритет в  данной сфере представителям  аристократии. Толчком к самоорганизации  бизнеса послужила революция 1905 года накануне которой предприниматели  заявляют о своем желании участвовать  в политической жизни на уровне  принятия решений. Промышленники  создают крупные профессиональные  организации, например, такие как  Всероссийское торговое объединение. А перед выборами в I  Государственную Думу промышленники создают Торгово-промышленную партию. В программу партии входили положения о просвещении населения, развитии местного самоуправления, улучшении положения крестьян, также предлагался пересмотр налоговой системы и введение подоходного налога; предполагалось разрешение мирных форм стачек и забастовок. Однако,  в Думу партия смогла провести лишь одного кандидата.

   После военного  и экономического кризисов 1915 – 1916гг. в России появляются различные  общественные комитеты, продолжают  свою работу потребительские  кооперативы. По инициативе А. Гучкова  наиболее видные промышленники  создают Центральный военно-промышленный  комитет, который начинает действовать  параллельно правительству. Комитет  занимался распределением оборонных  заказов между крупными предприятиями. Во время войны власть начинала  терять контроль за управлением  страной, поэтому предприниматели  брали на себя часть функций  государства.

   В 1917 году одной  из самых активных политических  организаций, состоящих из промышленников, стало Общество за экономическое  возрождение России, основанная  А. Путиловым. В данную организацию  вошли банкиры и промышленники  Петрограда, она насчитывала около 80 тыс. членов в 269 отделениях страны.

   В это же время  в Москве начинает свою работу, возглавленный П. Рябушинским, Всероссийский  союз торговли и промышленности, ставший крупной политической  организацией. В неё входило около 500 союзов и объединений предпринимателей. Целью объединения была подготовка к выборам в V Государственную Думу. Первый съезд организации был запрещен царским правительством, но все же был проведён нелегально в квартире Рябушинского. Правительство не только запретило съезд, но и попыталось прекратить деятельность организации, члены которой были подвергнуты сильному экономическому давлению, что вызвало раскол в её рядах. Но несмотря на это организация продолжала свою деятельность.

   Можно говорить  о том, что российские предприниматели  заявили о себе как об общественно-политической  силе только в 1917 году, попытавшись  создать политические объединения  и выразить общенациональные  интересы. Только проблемы, вызванные  революциями и войнами, подтолкнули  русскую буржуазию стать оппозицией  правительству и заняться политикой, взяв на себя социальную ответственность за всю страну. А после Октябрьской революции большевиками была уничтожена частная собственность и буржуазия, как класс.

   Важно отметить, что  очень часто меценаты ставили  условия благотворительной помощи, при которых их имя должно  было оставаться в тайне. Так, например, С. Морозов обещал всестороннюю  помощь Художественному театру  при условии, что его имя не будет публиковаться в газетах, А. Бахрушин завещал все свои коллекции Историческому музею, П. Г. Шелапутин пожертвовал около 5 млн. рублей, сумев скрыть это даже от своей семьи.

   Можно сделать  вывод о том, что на Западе  социальная ответственность развивалась  через организацию общественных  союзов и неформальных объединений  предпринимателей, а в России  зарождение социальной ответственности  связано с именами крупнейших  меценатов, которые просто по  собственному желанию занимались благотворительностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность социальной ответственности бизнеса

    1. Понятие социальной ответственности в современном мире.

 

 

   Задачей данного  параграфа является рассмотрение  различных подходов к социальной  ответственности бизнеса, изложение  различных, существующих в современном  мире, определений социальной ответственности  и выявление из них одного  общего определения. А так же  рассмотрение составляющих социальной  ответственности и двух видов  социальной ответственности: внутренней  и внешней.

С появлением идей социальной ответственности бизнеса, формируются различные взгляды на такую деятельность:

  • теория корпоративного эгоизма. Данную теорию выдвинул Милтон Фридман. Он считал, что единственной ответственностью бизнеса является прибыль его акционеров.3 Действительно, фирма может стремиться только к получению прибыли и выполнению обязательств перед обществом, установленных законодательством, но в современном мире выполнение определенного законом минимума не достаточно.
  • теория корпоративного альтруизма. Эта теория полностью противоположна теории корпоративного эгоизма. Она появляется одновременно с теорией М. Фридмана, автором её становится Комитет по экономическому развитию. Данилова О.В. пишет, что этот подход заключается в том, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни общества. 
  • теория разумного эгоизма. Согласно данной теории социально ответственный бизнес – просто «хороший бизнес». 4 Согласно этой теории корпорации расходуют средства на социальные программы, при этом теряют текущую прибыль, но создают благоприятную обстановку, благодаря которой увеличивают прибыль в будущем.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса в России