Проблемы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

Содержание

Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..
3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом малый бизнес.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое регулирование  включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.

Достижение  целей экономической политики государства  требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования  всех методов и способов государственного воздействия на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России

2.1 Финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство  по накопленному к нем человеческому  потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Данный сектор создает большую часть национальных продуктов, которые являются «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В России существуют различные  организационные формы государственной  поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы [39, c.18]. Более подробно будут рассмотрены прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса.

Государственная финансово-кредитная поддержка  малого  предпринимательства относится к прямым методам и реализуется по двум основным направлениям.

Первое из них  связано с оказанием субъектам  малого   бизнеса  прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. 

В 2007 г. принят единый усовершенствованный закон о  регулировании малого и среднего бизнеса, отдельным пунктом включающий в себя субсидии малому бизнесу[5]. Программа «Cубсидии на развитие малого бизнеса» призвана четко организовать систему малого бизнеса, установить за ней зоркий контроль и обеспечить каждому заявившему о себе предпринимателю широкую дорогу на пути к предпринимательской деятельности.

Государством предоставляется финансовая поддержка, в виде оказания субсидий малому бизнесу, имущественная, консультационного характера и принятие на себя обязательств по вопросам переподготовки сотрудников малого предприятия.

Финансовая  поддержка оказывается за счет специально выделенных в бюджете целевой суммы денежных средств на спонсирование предприятий малого бизнеса. Бюджетные инвестиции в этой программе оказывают положительное влияние на весь финансовый оборот денежных средств. Примером финансовой поддержки может служить выделение 58000 рублей  на открытие собственного дела, лицам, зарегистрированным в службе занятости [20, c.23].

Очень хорошо развита  кредитная поддержка, которая является хорошей альтернативой предоставленным  субсидиям малого бизнеса, так как  сумма бюджета, выделенного на эти цели, ограничена.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала[46, c.77].

И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать кредиты для бизнеса у иностранных кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков.

Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Основной срок кредитования малого бизнеса  до 5 лет, получить кредит на больший  срок вам будет можно только по индивидуальной договоренности при  положительной кредитной истории.

Оценочными  показателями будут являться сумма, на которую может рассчитывать заемщик, процентные ставки и сроки кредитования. Существует большое количество кредитных продуктов для малого бизнеса, но в целом их можно разделить на наиболее распространенные виды:

  • бизнес-экспресс;
  • кредит на поддержку малого бизнеса (бизнес рост);
  • кредит на развитие бизнеса (пополнение оборотных средств);
  • инвестиционный кредит (проектное финансирование);
  • партнерский кредит (льготные условия кредитования).

Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно.

 В настоящее  время во многих регионах на  местном уровне разрабатываются  программы, целью которых является поддержание субъектов  малого  предпринимательства, в том числе за счет компенсации банкам части расходов на их кредитование.

Региональный  акцент в поддержке  малого   бизнеса  совсем не случаен [51]. Дело в том, что это позволяет на местах оценить основные потребности субъектов  малого  предпринимательства и сконцентрировать усилия на решении конкретных задач. Однако, разумеется, существуют и федеральные программы поддержки  малого  и среднего  бизнеса. При этом в качестве одной из задач можно назвать финансовую поддержку этого сектора, которая осуществляется государственной корпорацией Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Особенность указанной программы заключается в том, что кредитование предприятий рассматриваемого сектора осуществляется не напрямую Российским банком развития (РосБР), а через региональные банки[49].

Последние, вместе с тем, работают исключительно с  теми кредитными продуктами, которые  им предлагает РосБР. В Республике Мордовия к данным направлениям относятся: Программа  ФИМ; Организации инфраструктуры; Продукт «Рефинансирование»; Продукт 2008.

Существенную  роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые  льготы[30, c.52].

В настоящее  время действуют следующие налоговые  льготы для малых предприятий:

- малые предприятия,  осуществляющие определенные виды  деятельности, имеют льготы по  уплате налога на прибыль.

 Так, в  первые два года работы не  уплачивают налог на прибыль  малые предприятия, осуществляющие  производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

 В третий  и четвертый год работы указанные  малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- организации,  у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Упрощение учета и налогообложения  заключается в переходе на специальные налоговые режимы, например, на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так или на систему уплаты единого налога на вмененный доход.

 Для юридических лиц  упрощенная система учета, отчетности  и налогообложения (УСН) включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги  доходов и расходов.

Единый налог на вмененный  доход (ЕНВД) применяется для определенных видов деятельности: розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и др.[4].

С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его  уплату, перестают уплачивать большинство  федеральных, региональных и местных  налогов. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

 Итак, отечественным налоговым  законодательством предусмотрено  достаточное количество льгот  для субъектов малого предпринимательства.  Главное - уметь ими грамотно пользоваться, не нарушая при этом закон и постоянно следя за изменениями в Налоговом кодексе.

 

 

 

2.2 Косвенная поддержка  малого бизнеса

 

Косвенная поддержка  малого бизнеса стала основой  создания благоприятной внешней  среды для его развития[53]. Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. В системе мер поддержки малых предприятий участие небольших фирм в выполнении государственного и муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего это возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов “влить” в сферу малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого предпринимательства, инвестиции и т.д.

Далее, государственный и муниципальный  заказ способны содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса— выводу его из узкой ниши торгово-посреднической деятельности в сторону более  активного проникновения в сферы  производства и инновационной деятельности. Кроме того, выполнение государственного заказа стимулирует кооперационные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, что является необходимым условием полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.

Наконец, государственные  и муниципальные заказы малому бизнесу  — это рабочие места, причем чаще всего непосредственно в том  регионе или населенном пункте, где заказы выполняются (Приложение Б)[51]. Это и более весомые добавки к региональным и местным бюджетам. Малые предприятия в основном участвуют в поставках для государственных нужд следующих товаров: продовольственных (мяса, мясных и молочных консервов, растительного и животного масла, муки, круп, сахара-песка и др.); мелкого оборудования (для обработки овощей, мини-пекарен и др.); военного обмундирования (костюмов, курток, брюк, сапог, ботинок); лекарственных средств.

Однако практика в очередной раз разошлась  с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и  они бегут от него.

Причина такого явления — структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

 «С одной  стороны, государство усиливает  экономическую защиту заказчика:  обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, — говорит  председатель комитета по госзакупкам  общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. — С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция»[13, c.56].

Следующим видом  косвенной поддержки малого бизнеса  является имущественная поддержка.

Имущественная поддержка оказывается за счет имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

Правовую основу регулирования отношений, возникающих  в сфере прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, составляют:

- Конституция РФ;

- Гражданский  кодекс РФ;

- Жилищный кодекс  РФ;

- Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- Постановление  Правительства РФ от 18 февраля  1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- Постановление  Правительства РФ от 11 февраля  2005 г. № 68 «Об особенностях  государственной регистрации права  собственности и других вещных  прав на линейно-кабельные сооружения связи».

Пункт 1 ст.18 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ (от 24.07.2007 г.) предусматривает оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса