Проблемы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

Содержание

Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..
3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом малый бизнес.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства[37, c.22]:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1 млрд рублей.

При классификации  малых и средних предприятий  учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 г.[8, c.15].

Предложенные  Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения  фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть[8, c.17].

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».

Малый бизнес можно  разделить не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам[34, c.204].

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют  на товарищества, общества, кооперативы.

По виду или  назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность (Приложение А). 

Более наглядно долю каждой отрасли в структуре  малого бизнеса можно рассмотреть  на рисунке 1.1

Рисунок 1.1- Структура  малого бизнеса в 2010 году.

Широкое развитие разнообразных форм предпринимательской деятельности определило фигуру предпринимателя как нового и специфического участника правоотношений. Именно поэтому для правовой теории и практики представляется важным определить сущность и правовую природу данного субъекта, установить специфику его статуса.

Признание лица субъектом предпринимательства  должно быть основано на предпринимательском  характере деятельности, им осуществляемой. Поэтому лицо, которое использует свое имущество в целях извлечения прибыли, а не для удовлетворения своих личных (домашних, семенных) потребностей, может быть признано предпринимателем в юридическом смысле.

При определении  сущности и правовой природы субъекта предпринимательства необходимо отметить, что ему присущи специфические  признаки, которые в совокупности отличают предпринимателя от иных участников гражданского оборота, а это свидетельствует о необходимости его специального нормативного выделения.

Одной из основополагающих черт, определяющих специфику предпринимателя  как субъекта гражданского права, является то, что это всегда хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с целью получения прибыли[36, c.108].

Таким образом, на основе выделения сущностных признаков  субъекта предпринимательской деятельности необходимо дать ему полное и законченное  определение.

Субъект предпринимательства (предприниматель) — это предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленной законом организационно-правовой форме под своим фирменным наименованием[25, c.53].

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности физических лиц не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.

 

1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России

 

Стратегическое  развитие малого предпринимательства  в России должно базироваться на признании его в качестве приоритетной сферы экономики, без которой невозможно решение многих социально-экономических проблем, таких как расширение конкуренции и рост экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности использования сырьевых ресурсов[27, c.75].

Результаты  анализа работы малых предприятий  в России свидетельствует о том, что уровень их развития значительно  отличается от мировых показателей. Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития  малого  предпринимательства находится за рамками данной сферы  бизнеса  и в определяющей степени сводится к  проблемам  финансового свойства. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что именно в силу трудностей финансового характера, процесс адаптирования малого бизнеса в российской национальной экономической системе осуществляется темпами, неотличающимися необходимой динамикой. Дефицит финансовых ресурсов, как на стадии организации бизнеса, так и тем более в рамках реализации конкретным субъектом инвестиционной программы в фазе функционирования последнего выступает в качестве основного сдерживающего фактора[22, c.40].

Главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения  которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса[10, c.27].

Существует  и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими  проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая  доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%)[48].

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены в основном на улучшение  технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников.

В последние  годы широко исследуются вопросы  о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства  и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. Правительство РФ уделяет большое внимание проблемам малого бизнеса [39, c.14]. Дмитрий Медведев на совещании по вопросам поддержки малого бизнеса обозначил три основные проблемы малого бизнеса в России. По мнению экс-главы государства, в первую очередь малому бизнесу мешают "давление и административное, и правоохранительное". Несмотря на то, что давление постоянно сокращается, оно все–таки еще есть.

Второй проблемой малого бизнеса Дмитрий Медведев назвал монополизацию различных рынков и то, что предприниматели не могут обратиться за заключением соответствующих договоров, в том числе и на участие в госзакупках на региональном и муниципальном уровнях.

Третьей проблемой бизнеса, стали высокие тарифы и сложности с подключением, которые испытывают предприниматели. Эти сложности "реально просто косят малый бизнес", сообщил он. Дмитрий Медведев согласился, что проблемы создают не только энергетики, проблемы в системе, и на нее нужно обратить отдельное внимание[53].

Таким образом, развитие малого предпринимательства  – одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного  высокой квалификацией, культурой  труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Из этого  всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса  в России - это совершенствование  правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование  банковской и кредитных систем.

Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.

1.3 Методы и инструменты  государственного регулирования  малого бизнеса

 

Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы [25, c.44].

Государственное регулирование  экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны

Государство участвует  в развитии малого бизнеса, регулируя  его различными методами, основными  из которых являются система административных и экономических методов.

Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества [28, c.9]. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Административные  методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

 Административные  методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Правовые и  административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения — путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты [42, c.39].

К административным методам государственного регулирования  относят и антимонопольные меры.

К экономическим методам относят бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.

Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые  формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса