Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем государственного регулирования и перспектив развития малого и среднего бизнеса в экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность предпринимательства;
2) выявить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России;
3) проанализировать основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)




 








 

Рис. 1.2.1. Классификация организационно-правовых форм предпринимательства

Государственное предприятие  представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя  основными чертами [15, С.236].

Первая заключается в  том, что имущество такого предприятия  и управление им полностью или  частично находится в руках государства  и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом  предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и  принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на них и контролируют их.

Вторая касается мотивов  функционирования государственного предприятия. В своей  деятельности оно руководствуется  не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить  общественные потребности, что может  снижать экономическую эффективность  или вести даже в некоторых  случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

От государственных предприятий  следует отличать государственные  учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

Государственные и муниципальные  предприятия, согласно Гражданскому кодексу  РФ,  действуют в форме унитарных  предприятий.

Унитарное предприятие –  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

В числе организационно-правовых форм – товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности заключаются в том, что каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада и действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

 Товарищества подразделяются  на две группы: полные (товарищества с неограниченной ответственностью) и коммандитные (товарищества с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть – ограниченной ответственностью [17, С. 451].

Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственность несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространены акционерные общества (АО). Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой  лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. В деятельности кооператива обязательно личное трудовое и иное участие его членов, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы,

синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн – это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции, например осуществления значительных инвестиций в крупный промышленный проект; при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность делится на всех участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований [17, С.459].

Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними.

Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и другом.

Новой организационно-экономической  формой предпринимательства стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Таким образом, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода).

Любая предпринимательская  деятельность совершается в определенных организационных формах. Выбор формы  организации предпринимательской  деятельности определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денег, преимуществами и недостатками соответствующих форм предприятий.

В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, могут действовать предприятия таких видов: частное предприятие, коллективное предприятие, хозяйственное общество, государственное предприятие, предприятие, основанное на смешанной форме собственности. Хозяйственные объединения образуются как ассоциации, корпораций, консорциумы, концерны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы развития  малого и среднего предпринимательства 

в России

2.1. Специфические  черты становления малого и  среднего бизнеса 

в России

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле, порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное управление экономикой имело своей целью  обеспечение прогрессивных пропорций  в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного  комплекса. Считалось, что это обеспечит  более эффективное распределение  ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась  в кризисной ситуации, что требовало  проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. В данном случае речь идет о первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных формах собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годов происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются  кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами. В  данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения в отношении государства  к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень динамично. На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется  широкомасштабной приватизацией и  развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников  и интенсивным участием малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост  числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен  спад в развитии малого бизнеса, который  усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при  развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное  развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением  наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны.  Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть после перестроечный период развития малого и среднего бизнеса в России, то можно выделить три периода:

Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России