Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем государственного регулирования и перспектив развития малого и среднего бизнеса в экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность предпринимательства;
2) выявить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России;
3) проанализировать основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Основу рыночной экономики  любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

Несмотря на успехи, достигнутые  в развитии малого и среднего предпринимательства, в современной России этот важнейший  сектор экономики не оказывает столь  существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах  Западной Европы, Америки и Юго-Восточной  Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования,  высокой налоговой нагрузки и т.д.

Практика показала, что государственная поддержка малых предприятий носит, в основном, декларативный характер и это привело к многолетней стагнации в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию примерно 30 миллионам граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.

Важность развития  предпринимательства  в России состоит в том, что:

1) предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность;

2) он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;

3) создавать атмосферу конкуренции;

4) он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важной функцией  предпринимательства  является его социальная функция, связанная  с возможностью поглощать большую  часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.

Экономически выгодно, чтобы появление большого числа в России малых и средних фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка, что и определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем государственного регулирования и перспектив развития малого и среднего бизнеса в экономики России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность предпринимательства;

2) выявить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России;

3) проанализировать основные направления  развития малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации.

Объектом исследования выступают субъекты малого и среднего бизнеса.

Предметом исследования являются характеристики взаимоотношений государства и малого и среднего бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.

Структура курсовой работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

В первой главе изучено понятие  и основные этапы развития предпринимательства, классификация его организационно-правовых форм.

Во второй главе прослежены специфические  черты становления малого и среднего бизнеса в России и основные препятствия  на пути его становления.

В третьей главе  проанализированы преимущества и недостатки,  меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.

В заключении даны выводы по исследуемой  проблеме.

Теоретической и методологической основой курсовой работы служат труды ведущих в области исследования  предпринимательства отечественных и зарубежных ученых. Среди их можно выделить труды, которые имеют теоретический характер, исследуя законы функционирования предпринимательства. Это работы авторов Б.А. Райзберга, В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара и др.

При этом имеются труды, которые  представляют собой практической руководство  по организации собственного дела. Это, прежде всего, труды Б.С. Баженова, Ю.А.Баженова, И.Лебедевой и др.

Большое значение при анализе развития  предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной  поддержке  предпринимательства  в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования  частного предпринимательства в  России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке  и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и  предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность предпринимательства, как одного из основополагающих принципов рынка экономики

1.1. Понятие и  основные этапы развития предпринимательства

В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство  характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид (стиль) хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Наиболее типичное и емкое определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [14, С.89].

Й. Шумпетер считает, что для развития предпринимательства необходимо два составляющих фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он является защитником свободного предпринимательства.

В первой части Гражданского Кодекса  РФ дано комплексное определение  сущности предпринимательской деятельности, как самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой страх и риск, направленной на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

В соответствии с понятием предпринимательской  деятельности, трактуемом ГК РФ, можно  выделить несколько характерных  черт и особенностей предпринимательской  деятельности в России: 1) это самостоятельная  деятельность дееспособных граждан  и их объединений. Никто не может  заставить принудительно заниматься этой деятельностью; 2) это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен будет рисковать и преодолевать сопротивление среды; 4) это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, так как получить прибыль можно при условии профессиональной и компетентной деятельности; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; 6) это мотивированная деятельность – получение прибыли от выполнения работ (услуг), пользования имуществом, продажи товаров.

Субъектами предпринимательской  деятельности являются физические и  юридические лица. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности. Этот конституционный  принцип является гарантией гражданам  для занятия законным предпринимательством и в то же время является фактором проявления экономической свободы. Правовые основы организации предпринимательской  деятельности юридических лиц прописаны  в Гражданском кодексе, и ряде соответствующих федеральных законов.

Итак, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с  организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов  в виде прибыли (дохода). Предпринимательство отражает и систему отношений, которые возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом (финансовые, экономические, социальные), а также с потребителями их продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, электроэнергии и т.д.), с банками и др. субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления [15, С. 219].

Поступательное развитие предпринимательства  направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение  до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и  является одним из определяющих условий  экономического роста, увеличения объемов  ВВП и национального дохода, повышения  эффективности общественного производства.

В развитии современного российского  предпринимательства можно также выделить 4 этапа [10, С.328].

Первый этап: 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций. Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращение военного производства, прекращение производства товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведший к разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающие трудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не только выросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой.

Второй этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке (раньше она часто была отрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако преодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешней торговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо.

Третий этап: 1996-1998 гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена, а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования Центробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но в августе 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ.

Четвертый этап: 1999 г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом в 1999-2003 гг. ВВП страны вырос на 37%, промышленное производство – почти на 44, народно-хозяйственные капвложения – на 60%.

 

1.2. Основные организационно-правовые  формы предпринимательства и  их особенности

Любая предпринимательская  деятельность совершается в определенных организационных формах. Формы организации  предпринимательства характеризуют  то, каким образом предприниматели  организовывают свое дело, как они  друг с другом и с другими участниками  предпринимательства. Выбор формы организации предпринимательской деятельности зависит от личных вкусов, но в главном определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денег, преимуществами и недостатками соответствующих форм предприятий. Формы организации предпринимательской деятельности, которые определены юридически, называются организационно-правовыми формами предпринимательства.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по самым разным основаниям: по виду экономической деятельности; формам собственности; числу собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и так далее.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить      на     производственную,     коммерческую,      финансовую, консультативную и др.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом, государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций) [8, С.163].

По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Об индивидуальном предпринимательстве говорят тогда, когда собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Известны организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства (рис. 1.2.1).

Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России