Проблемы и перспективы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
2.1. Социально-экономическая и политическая роль малого
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

5) риск неплатежей от  контрагентов - отказ от работы  с некоторыми контрагентами, снижение  прибыли, повышение рисков "затоваривания".

Таким образом, исследование данного параграфа показало, что  основными проблемами малого бизнеса  в России являются барьеры на пути выхода новых предприятий на рынок, проблема регистрации малых предприятий, несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности, избыточность контролирующих органов и дублирование их функций, отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов.

3.2 Перспективы  развития малого бизнеса в  России

        В  настоящее время почти треть  населения России, так или иначе,  связана с малым бизнесом. Свыше  800 тысяч малых предприятий - это  несколько миллионов реальных  собственников, менеджеров, финансистов,  организаторов производства, прошедших  серьезную школу выживания в  российских условиях.14 Это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.

      Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено  рядом преимуществ, которыми он  обладает. Именно наличие существенных  достоинств обеспечивает малым  фирмам, находящимся в условиях  куда менее привилегированных,  имеющим гораздо меньше средств  для проведения жизненно важных  стратегических исследований, возможность  отвоевать свою долю на рынке.  Каковы же эти достоинства?  Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям15. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей. Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

        Важным  преимуществом малого бизнеса,  обеспечивающим его эффективность,  является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны  взаимопомощь и поддержка друг  друга, а в случае необходимости  дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом малой  фирмы является высокая скорость  прохождения информации. Это обусловлено  меньшим объемом информации на  малых предприятиях и непосредственным  общением руководителя и подчиненных.  Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

       Наконец,  нужно отметить, что для организации  малого бизнеса, как правило,  не требуется крупных вложений  в основные средства. Это преимущество  привлекает многих начинающих  предпринимателей и положительно  сказывается на себестоимости  выпускаемой продукции. 

      Таким образом анализ данного параграфа показал, что динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

3.3. Государственная поддержка малого бизнеса

       Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве. В условиях финансового кризиса вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый бизнес, возможность начать собственное дело, смогут смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.

       Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ. Антикризисные программы, принимаемые в разных странах, содержат комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской инициативы граждан, максимальное снятие административных ограничений, связанных с началом собственного дела и финансовые субсидии малому предпринимательству. Cодержит подобные меры и российская антикризисная программа. Но еще до ее разработки и реализации огромная работа была предпринята по снятию административных барьеров для развития предпринимательства. 

             По мнению автора, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

  1. нормативно-правовое;
  2. финансово-кредитное;
  3. обеспечение безопасности;
  4. информационно-техническое;
  5. организационное;
  6. кадровое и консультационное обеспечение;
  7. внешнеэкономическая деятельность.

       Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

        Таким образом, анализ данного параграфа показал, что задачей государства является всесторонне поддержать бизнес – как методами стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения, так и путем принятия и исполнения  законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ, управления страной в целом.

      Таким образом,  анализ последней главы показал,  что существует немало проблем  на пути развития малого бизнеса.  Но, с другой стороны, наблюдается много перспектив на пути развития малого бизнеса в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными  задачами и целью работы, автор пришел к следующим выводам:

  1. малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.
  2. как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
  3. сущность малого предпринимательства заключается в деятельности, осуществляемой субъектами рыночной  экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Российский малый бизнес обладает некоторыми, отличающими его от малых предприятий большинства зарубежных стран особенностями.
  4. существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
  5. основными проблемами малого бизнеса в России являются организационные проблемы, неразвитость и нестабильность законодательств, снижение платежеспособности населения, жесткое давление налоговой системы, недостаток собственных финансовых средств.
  6. для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и способствует развитию малого бизнеса в России.
  7. масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны, так как не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
    2. Белокоровин Э. А., Маслов Д. В. - Управление качеством на малом предприятии. - Москва, 2011.
    3. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. - Учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие. 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011.
    4. Горфинкель В.Я. - Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011.
    5. Горфинкель В. Я. – Малый бизнес. - М.: КноРус, 2011.
    6. Кузнецова И. А., Петрухина Е. А., Руденко И. Ю. - Большой справочник для малого бизнеса. - Москва, 2012.
    7. Осипов Е. М. - Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – Москва, 2012.
    8. Райзберг Б.В. - Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малых предприятий -  2011.
    9. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. - Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года.- ноябрь 2011. Москва, 2011
    10. Соколинская Н. Э., Куприянова Л. М. - Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России. - М.: КноРус, 2011.
    11. http://www.old.nisse.ru  - Материалы Всероссийских конференций представителей малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Горфинкель В.Я. - Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011.

2 Кузнецова И. А., Петрухина Е. А., Руденко И. Ю. - Большой справочник для малого бизнеса. - Москва, 2012.

3 Осипов Е. М. - Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – Москва, 2012.

4 Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

5 Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. - Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года.- ноябрь 2011.

6 http://www.old.nisse.ru  - Материалы Всероссийских конференций представителей малых предприятий.

7 Горфинкель В.Я. - Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011.

8 Осипов Е. М. - Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – Москва, 2012.

9 Райзберг Б.В. - Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малых предприятий -  2011.

10 Горфинкель В. Я. – Малый бизнес. - М.: КноРус, 2011.

11 Соколинская Н. Э., Куприянова Л. М. - Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России. - М.: КноРус, 2011.

12 Соколинская Н. Э., Куприянова Л. М. - Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России. - М.: КноРус, 2011.

13 Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. - Учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие. 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011.

14 Осипов Е. М. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – Москва, 2012.

15 Райзберг Б. «Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малых предприятий»//М.:2011




Информация о работе Проблемы и перспективы малого бизнеса