Предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:09, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность - вид экономической, хозяйственной деятельности. Она связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

Predprinimatelskoe_pravo.docx

— 104.92 Кб (Скачать файл)

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.

 

 

  1. Право и обеспечение интересов государства, общества, граждан  в условиях рыночной экономики
  2. Понятие и правовые основы конкуренции

Конкуренция – это экономическая  категория, характеризующая особого  рода экономические отношения (состязательность, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством  и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция является необходимым условием и важнейшим  способом эффективного осуществления  предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции  на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской  инициативы. Конкурентная борьба субъектов  предпринимательства направляет ресурсы  в производство тех товаров и  услуг, в которых больше всего  нуждаются потребители, так как  борьба ведется за потребительский  спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без  административного принуждения, что  позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли).

Целью законодательства о конкуренции  и монополии является обеспечение  эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства  на основе конкуренции при наличии  государственного контроля за монополиями.

Конкуренция на товарных рынках –  состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция на рынке финансовых услуг  – состязательность между финансовыми  организациями, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Конкурентные действия – совершаемые  субъектами предпринимательства для  приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей.

Ценовые действия заключаются в  том, что субъект предпринимательства  снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к  себе покупателей (потребителей).

Неценовые действия – непосредственно  не связаны с установлением или  снижением цен. Они выражаются прежде всего в свободном доступе на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей, в занятии более удобного местонахождения фирмы и др.

Свобода совершения конкурентных действий имеет законодательные ограничения  в отношении:

– содержания конкурентных действий;

– субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;

– сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться конкурентные действия. Ограничения  и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены в действующем  законодательстве РФ. Например, не допускается  экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Субъекты конкуренции (конкуренты). Конкурентами, по российскому законодательству, признаются хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации  на рынках финансовых услуг.

 

 

  1. Понятие и основные виды монополий

Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение  одного или нескольких субъектов  предпринимательства (группы лиц) на соответствующем  рынке. Следует различать основные типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного  регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных  действий субъектов предпринимательства  без непосредственного регулирующего  воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания  исключительными правами.

Существуют следующие разновидности  монополий:

– государственные монополии;

– естественные монополии. Государственные  монополии создаются в целях  защиты экономических интересов  государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д.

Естественная монополия – состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и  иных указанных в законе причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Перечень сфер деятельности, естественных монополий:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.

Монопольное положение может также  возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской  деятельности исключительными правами  на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг).

Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке. Антимонопольное  законодательство предусматривает  два основных критерия для определения  доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный)критерии.

Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства  на определенном рынке.

Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение  хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке  товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность  оказывать решающее влияние на общие  условия обращения товара на соответствующем  товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет  определить долю рынка, которую субъект  предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать  решающее влияние на общие условия  оборота товаров (работ, услуг) на рынке  или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Доминирующее положение на рынке  могут занимать субъекты, относящиеся  к различным типам монополий.

Доминирующее положение на рынке  не запрещается. Если доминирующее положение  явилось следствием неправомерных  действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы  как правонарушения – монополистическая  деятельность

 

  1. Антимонопольный контроль за конкуренцией капиталов

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве  развитых стран. В России антимонопольное  регулирование — это составная  часть государственного регулирования  экономики и, соответственно, составная  часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и  недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию —  это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции  РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит  из Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  — «Закон о защите конкуренции»), иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 «Закона  о защите конкуренции».

Правовое регулирование конкуренции  и ограничения монополистической  деятельности осуществляется также  с помощью подзаконных нормативных  правовых актов.

«Закон о защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с  защитой конкуренции, в том числе  с предупреждением и пресечением  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, и в  которых участвуют российские и  иностранные юридические лица, федеральные  органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, иные органы или организации, осуществляющие функции указанных органов, а  также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 «Закона о защите конкуренции»).

«Закон о защите конкуренции» направлен  на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, поддержку конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция является экономической  категорией и означает состязательность, соперничество, борьбу между участниками  рынка в достижении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной  деятельности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возможной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирующим положением. Законные средства можно квалифицировать как добросовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную конкуренцию.

К функциям конкуренции относят:

функцию регулирования (основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность);

функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и  цене продукцию);

функцию распределения (перераспределение  дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);

функцию контроля (ограничение односторонних  действий предпринимателей и предоставление потребителю возможности выбора).

В целом конкуренция представляет собой многозначное явление. Ее называют основным механизмом осуществления  товарно-денежной формы взаимосвязи  между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейшим элементом  хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом рынка, главным  двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик отражает те или иные стороны этого сложного явления.

Правовая сущность конкуренции  отражена в законах и других нормативных  правовых актах.

 

 

  1. Правовая защита недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция  на товарных рынках – это направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция  на рынке финансовых услуг – действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, т. е. в  его действиях, противоречащих:

– нормам действующего законодательства;

– обычаям делового оборота;

– требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Правовая конструкция недобросовестной конкуренции включает в себя различные  типы правонарушений: конкретные запреты, предусмотренные специальными нормами  законодательства, определенные недействительные сделки, а также правонарушения, состоящие в злоупотреблении  правом.

Для признания конкретных действий недобросовестной конкуренцией и их пресечения не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие  убытков или ущерба деловой репутации. Такое наличие должно доказываться при применении к правонарушителю  гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков.

При установлении недобросовестной конкуренции  необходимо учитывать наличие на соответствующем рынке конкурентных отношений (конкурентной ситуации), т. е. когда имеются другие реальные или потенциальные конкуренты, производящие или реализующие аналогичные (взаимозаменяемые) товары (работы, услуги).

Субъектами данного правонарушения могут быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие субъекты, финансовые организации, а также группа лиц). Субъектами недобросовестной конкуренции  не признаются органы государственной  власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Следует также определить субъектов  защиты от рассматриваемого правонарушения. Таковыми признаются субъекты предпринимательства  – конкуренты. Потребители (физические и юридические лица) в ряде случаев  получили защиту от недобросовестной конкуренции. В частности, подлежит запрету такая форма недобросовестной конкуренции, как введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара.

Информация о работе Предпринимательское право