Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования. Субъекты предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение понятия «предпринимательское законодательство». Укажите нормативно-правовые акты, входящие в состав предпринимательского законодательства. Соотношение гражданского и предпринимательского законодательства. Система предпринимательского законодательства.
2. Решите задачи № 6,7,8 стр. 35-36, № 2 стр. 41, № 1 стр. 46 Учебно-методического комплекса «Российское Предпринимательское Право» (Екатеринбург, 2010 г.).
2. Задача №6.
Два участника общества с ограниченной ответственностью «Медтехника» заключили договор, в соответствии с которым Васильев подарил Макарову свою долю в уставном капитале указанного ООО. Договор был заключен в письменной форме, и один экземпляр соглашения ( вместе с уведомлением о совершенной сделке) 21 февраля был направлен в адрес ООО. При проведении 2 апреля годового общего собрания макарову было отказано в праве использования голосов, приходящихся на приобретенную им у Васильева долю, поскольку изменения, вытекающие из совершенной сделки, в учредительные документы общества небыли внесены. Председатель собрания посоветовал макарову потребовать от Васильева выдачи доверенности на указанное количество голосов.
Оцените возникшею ситуацию. Как участник ООО может защитить свои права?

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Такой же перечень нематериальных активов содержится в п. 3 ст. 257 НК. Но в нем можно обнаружить и такой объект нематериальных активов, как владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта. И хотя определение нематериальных активов сформулировано в целях налогообложения, тем не менее, указанное добавление имеет большое значение. С точки зрения Налогового кодекса к нематериальным активам отнесены права на ноу-хау, коммерческие идеи и другую информацию.

Так, в Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) содержатся определения таких понятий, как «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец». Но в названном Законе нет легального определения ноу-хау, коммерческой идеи и др. В результате появляются значительные трудности в правоприменительной и судебной практике. Правовой режим нематериальных активов значительно «тяготеет» к режиму основных средств. Более того, Классификатор основных фондов (ОК 013—94) рассматривает нематериальные активы в качестве разновидности основных фондов. Сказанное означает, что нематериальные активы, включая и объекты интеллектуальной собственности, представляют собой (с точки зрения законодательства о бухгалтерском учете) основные фонды организации.

Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством или применимым законодательством иностранного государства, а также с учетом полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика). Данное правило получило закрепление в п. 2 ст. 258 НК.

Итак, нематериальные активы являются имуществом организации, а потому в соответствии с налоговым законодательством операции, связанные с наличием и движением активов, подпадают под действие правовых актов, регулирующих налогообложение.

Наряду с основными фондами и оборотными средствами имущество коммерческой организации состоит из специальных фондов (резервов). Правовой режим последних обладает собственной спецификой, которая предопределяется видом и характером имущества. Специальные фонды неоднородны и с учетом целевого использования могут быть подразделены на различные виды (фонд материального поощрения, развития производства, социального развития, резервный фонд, фонд акционирования работников общества). Однако независимо от видовой принадлежности указанные фонды представляют собой денежные средства, предназначенные для расходования на определенные цели.

Формирование средств того или иного фонда происходит по усмотрению организации (предприятия). Каждая организация самостоятельно определяет вид фонда, его размер, а также иные параметры формирования и расходования денежных средств. Исключение из общего правила составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 35 Закона об акционерных обществах в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала.

Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

 

Таким образом, формирование резервного фонда акционерного общества - это не право, а обязанность общества. Право выбора появляется в отношении размера фонда, но лишь в определенных пределах.

 

2.Задача № 1.

Распределите указанные объекты, в ходящие в состав предприятия, по видам, имущества, коммерческой организации ( движимое и не движимое имущество, основные средства, оборотные активы и т.д.):

А) металлический гараж, полученный договором ссуды:

Б) компьютер на котором видеться делопроизводство;

В) здание дома культуры  и отдыха работников;

Г) бортовой автомобиль ГаЗ, находящийся в аварийном состоянии;

Д) вексель, полученный за поставленные товары;

Е) компьюторная программа автоматизации бухучета на электроном носителе, приобретенная организацией у разработчика-производителя по цене, превышающей 100-кратный размер минимальной месячной оплаты труда;

Ж) фирменное наименование организации.

Как осуществляется учет указанного имущества? В каком порядке коммерческая организация может подтвердить права на перечисленные объекты в случае спора?

 

Ответ. а-недв., осн.

б-движ об, в-движ об, г-движ, осн. д-деп.средства на счетах и в кассе, ж-исключ.права.

Учет ведется по книге учета имущества коммерческой организации. В ситуации спора ком. организация может подтвердить права на имущество в судебном порядке путем подачи викцикационого или негаторного иска, а также других применимых видах исков, указанных в ГК.

 

 

Задача №8. При рассмотрении экономического спора в арбитражном суде у участника судебного разбирательства возникла необходимость подтвердить, что он является законным владельцем:

А)  бездокументарных акций АО «Северо-западный ГОК» приобретенным им по результатам конкурса в ходе приватизации предприятия;

Б) банковского векселя, полученный за поставленный товар от контрагента ООО «Веста»;

В) простого складского свидетельства, выписанного ООО « Товарный склад Петровский» на партию свежемороженой рыбы;

Г) бездокументарных акций АО «Пищевик» приобретенных через брокерскую фирму, которая зарегистрирована в качестве поминального держателя этих акций в реестре акционеров АО «Пищевик».

Каким образом и представив какие документы лицо, участвующее в арбитражном процессе, может решить названную задачу? Каковы основные правила учета и хранения ценных бумаг, приобретаемых коммерческими организациями? Разъясните порядок передачи прав по указанным ценным бумагам в случае их реализации.

Ответ. Участнику экономического спора в арбитражном суде, чтобы подтвердить право собственности, отстоять свои интересы и вернуть имущество необходимо подать исковое заявление о признании права собственности.

Признание права собственности становится возможным только в том случае, если истец сможет подтвердить свое право владения этим имуществом. В качестве доказательств могут выступать правоустанавливающие документы, показания свидетелей и другие доказательства, подтверждающие факт принадлежности спорного имущества истцу. Если имущество находится в непосредственном владении истца, то его права находятся под защитой презумпции невиновности фактического владения.

Итак, чтобы доказать право собственности на бездокументарные акции, полученные в ходе приватизации предприятия истец должен потребовать у лица, осуществившего фиксацию права в бездокументарной форме документ, свидетельствующий о за крепленном праве. 

Права, удостоверяемые путём указанной фиксации, порядок официальной фиксации прав и правообладателей, порядок документального подтверждения записей и порядок совершения операций с бездокументарными ценными бумагами определяются законом или в установленном им порядке. Операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, которое несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, представление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведённых операциях.

В случае с банковским векселем, полученным от ООО ВЕСТА участник спора может доказать, что он его законный владелец по предъявлению в качестве доказательства оригинала или копии данного векселя. Так как вексель – это письменное денежное обязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте. Должником по векселю может выступать: при простом векселе — векселедатель, при переводном векселе (тратте) — иное указанное в векселе лицо (трассат), являющееся должником по отношению к векселедателю.

В случае со складских свидетельством также, как и с прочими, необходимо иметь его копию или оригинал и предоставить в надлежащем порядке к качестве доказательства в суд.

Правила учета и хранения ценных бумаг у коммерческих организаций ,что их регистрируют они из в обязательном порядке у депозитариев.

 

 

 

Модуль (раздел) 3 «Государственное регулирование предпринимательской деятельности»:

1. Рассмотрите основания, пределы, виды государственно-правового воздействия  на экономику в условиях рынка.

2. Решите задачи № 3 стр. 63, № 5 стр. 64, № 9 стр. 67 Учебно-методического комплекса «Российское Предпринимательское Право» (Екатеринбург, 2010 г.).

 

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики, в зависимости от методов – прямое, косвенное регулирование, в зависимости от территории – регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.

Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

 

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования — основополагающая задача такого регулирования.

Государство в лице компетентный: органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета;

защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

обеспечение занятости населения;

обеспечение безопасности и обороны страны;

реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;

соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:

необходимость эффективного управления государственной собственностью;

необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;

обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Информация о работе Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования. Субъекты предпринимательской деятельности