Правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании правового регулирования несостоятельности (банкротства).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать понятие и описание несостоятельности (банкротства)
Раскрытие правового регулирования банкротства
Изучить процедуры банкротства
Раскрыть проблемы законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Вложенные файлы: 1 файл

правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса.docx

— 66.02 Кб (Скачать файл)

Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Случаями, когда  внешний управляющий назначается  после введения внешнего управления, можно считать переход к внешнему управлению по ходатайству собрания кредиторов на стадии конкурсного производства в порядке, установленном ст. 146 Закона о несостоятельности, и при возврате на стадию внешнего управления после расторжения или признания недействительным мирового соглашения, если оно было заключено в период внешнего управления (ст. 166 Закона о несостоятельности). В названных правовых ситуациях внешний управляющий назначается, когда внешнее управление уже действует. Внешний управляющий может быть утвержден судом одновременно с введением внешнего управления только по итогам рассмотрения принятых заявлений заинтересованных лиц (кредиторов, должника, уполномоченных органов) о признании должника банкротом18. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд (согласно ст. 52 Закона о несостоятельности), принимая определение о введении внешнего управления, выносит определение об утверждении внешнего управляющего. Во всех остальных случаях (по результатам наблюдения, финансового оздоровления, конкурсного производства) сначала вводится внешнее управление, а после выбора кандидатуры внешнего управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о несостоятельности, утверждается внешний управляющий.

Принимая во внимание цель введения внешнего управления - восстановление платежеспособности должника, внешний  управляющий должен быть самым квалифицированным  специалистом из всех арбитражных управляющих. Поэтому вызывает сомнение целесообразность возложения на временного и административного  управляющего обязанностей внешнего управляющего до утверждения внешнего управляющего.

В конце, что бы хотелось отметить это то, что кредиторы вправе ходатайствовать о досрочном прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (ст. 118 Закона).

    1. Общее положение конкурсного производства

 

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности19.

В текстах правовых актов и юридической литературе словосочетание "конкурсное производство" употребляется в двух значениях.

В широком значении конкурсное производство отождествляется  с процессом урегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в какой бы форме, с применением  какой бы процедуры он ни проходил. В этом смысле обсуждаемый термин является аналогом конкурсного (банкротного) процесса.

В узком значении конкурсным производством именуется  только одна из процедур банкротства. Последний вариант определения  конкурсного производства реализован во всех трех "постсоветских" законодательных актах о несостоятельности: в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в Федеральном законе о несостоятельности 1998 г., а также в ныне действующем Федеральном законе о несостоятельности.

Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное  удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона о несостоятельности). По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона о несостоятельности, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.

Арбитражный суд  принимает решение о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих  случаях:

  • по окончании наблюдения в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона;
  • по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все названные в Законе признаки банкротства (п. 6 ст. 88 Закона);
  • по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения (п. 6, 7 ст. 119 Закона);
  • после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства (в порядке, определенном ст. 163, 164 Закона).

Во всех этих случаях  необходимо, чтобы должник отвечал  установленным законом признакам банкротства.

Согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ, признание судом (арбитражным  судом) юридического лица банкротом  влечет его ликвидацию. Именно ликвидация юридического лица в процессе конкурсного  производства является окончательным  результатом последней стадии дела о банкротстве. В сложившейся правовой ситуации, когда формально можно признать несостоятельным должником (банкротом) юридическое лицо, активы которого значительно превышают размер долговых обязательств (т.к. признаки банкротства юридических лиц, закрепленные Законом, не связаны с этими двумя величинами), решающую роль в развитии событий играет арбитражный суд. По окончании стадии наблюдения он выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (что почти тождественно ликвидации юридического лица) либо определение о переходе к одной из процедур мирного урегулирования долговых обязательств.

Решение о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства в первой инстанции  принимается, согласно ст. 17 АПК РФ, коллегиальным составом арбитражного суда, т.к. Закон не предусматривает  иное (ст. 32 Закона о несостоятельности)20.

Пункт 1 ст. 127 Закона о несостоятельности устанавливает общий порядок назначения конкурсного управляющего. Особенности утверждения конкурсного управляющего определяются тем, после какой процедуры суд вынес решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По общему правилу, конкурсный управляющий утверждается одновременно с открытием конкурсного производства.

Составление пассива, под которым понимается совокупность требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетворению из конкурсной массы, производится по общим правилам включения кредиторов в реестр требований (ст.16 Закона о несостоятельности), но с двумя важными особенностями.

Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует  от конкурсного управляющего произвести специальную публикацию, адресованную кредиторам и содержащую известие о  том, что их контрагент официально признан  банкротом (ст.128 Закона о несостоятельности). При этом в данной публикации указывается  на возможность предъявления теми из кредиторов, кто ранее не был включен  в реестр требований и не участвовал в процедурах банкротства на ранних стадиях конкурсного процесса, своих  денежных претензий к должнику. Срок предъявления претензий ограничен  двумя месяцами с даты публикации, после чего реестр закрывается (абз.3 п.1 ст.142 Закона о несостоятельности).

Во-вторых, с момента  открытия процедуры срок исполнения всех возникших до открытия конкурсного  производства денежных обязательств и  уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (п.1 ст.126 Закона). Иными словами, если на момент объявления должника банкротом последний находится в состоянии задолженности кому-то из своих контрагентов, но обязательство еще не является просроченным (например, взят кредит в банке со сроком погашения, приходящимся на период через несколько месяцев или, быть может, даже лет от даты открытия конкурсного производства), оно юридически признается наступившим.

Обе названные особенности  конкурсного производства введены  законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интересы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного должника.

Следующее мероприятие  конкурсного производства - погашение  требований кредиторов. Таковое построено  на двух основных началах: очередности  и соразмерности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрена  ст.134 Закона о несостоятельности. Так  называемые текущие обязательства  банкрота:

а) судебные расходы;

б) расходы, связанные  с выплатой вознаграждения управляющему;

в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые  для осуществления деятельности должника;

г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие  в ходе конкурсного производства;

д) задолженность  по заработной плате, возникшая после  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного  производства;

е) иные связанные  с проведением конкурсного производства расходы подлежат погашению вне очереди21.

Датой завершения конкурсного производства считается  дата внесения записи о ликвидации должника - юридического лица в единый государственный реестр юридических  лиц (п. 4 ст. 149 Закона о несостоятельности). Конкурсный управляющий участвует только в конкурсном производстве, открытом на основании признания должника - юридического лица несостоятельным (банкротом). В деле о банкротстве физического лица фигура конкурсного управляющего на стадии конкурсного производства заменяется судебным приставом-исполнителем.

 

    1. Общие положения мирового соглашения

 

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должник и  кредиторы вправе заключить мировое  соглашение. Ст. 2 Закона о несостоятельности даёт понятие мирового соглашения как процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и так далее - вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.

Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании  дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую  деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником  обязательств, предусмотренных мировым  соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения22.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Для  утверждения сделки судом необходимо соблюсти и соответственно представить  суду доказательства соблюдения ряда условий, главное из которых заключается  в том, что до утверждения соглашения должны быть погашены требования кредиторов первой и второй очередей (п.1 ст.158 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)." Утверждение мирового соглашения производится судом в заседании, о дате и времени, проведения которого уведомляются все участники дела о банкротстве. При утверждении соглашения суд выносит определение об его утверждении, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировая сделка заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению п.4 ст.150 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)."

Основанием для  расторжения мировой сделки по инициативе кредиторов может служить неисполнение или существенное нарушение условий  соглашения, допущенное должником в  отношении минимум одной четверти кредиторов, определяемой размером их требований. Инициатива о расторжении  принимается во внимание только тогда, когда ее выражает та же четвертая  часть кредиторов - участников сделки п.3 ст.164 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Заявление рассматривает  тот же суд, который вел банкротное дело и утвердил ранее мировое соглашение.

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

 

    1. Проблематика законодательства о несостоятельности

 

Действующий закон "О банкротстве", вступивший в  силу с 2002 года, не вполне отвечает требованиям  сегодняшнего дня. Он выдвигает ряд  проблем и требует конкретных уточнений.

Как известно, целью  закона "О банкротстве", является, прежде всего, наиболее полное и справедливое удовлетворение требований кредиторов. Судам же не всегда ясно, как это  сделать в рамках дела о банкротстве. Кроме того, обобщая судебную практику, мы видим несогласованность законов  об исполнительном производстве и о  банкротстве. При этом существует довольно много сложных моментов, которые  касаются не граждан, а действий судебных приставов-исполнителей.

Высший Арбитражный  суд видит противоречие этих двух законов и пытается дать рекомендации для конкретных случаев. Однако нередки  моменты, когда дать разъяснения  может только законодатель.

Информация о работе Правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса