Сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:41, доклад

Краткое описание

Демократическое формирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти .

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и основные принципы правового государства.docx

— 21.78 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Демократическое формирование общества идет по пути к правовому  государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное  воле народа как суверена власти .

Представление о правовом государстве ассоциируется с  двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина. Здесь каждый человек  вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых  решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом. В своей  законченной форме такая постановка вопроса нашла воплощение в политической демократии и ее важнейших институтах, построенных на принципах политического и идеологического плюрализма, парламентаризма, выборности должностных лиц и т.д.

Эти принципы находят отражение  в праве, которое призвано закрепить  основы гражданского общества. Нормы  права должны прежде всего фиксировать возможность разрешения взаимных претензий и обязанностей, вытекающих из конфликтных, спонтанно формирующихся отношений. Естественно, что государство правомочно регулировать, контролировать и при необходимости корректировать эти отношения лишь в известных пределах.

Идея власти закона, одинакового  для всех граждан, звучала еще  в VI в. До н.э. в устах афинского политического деятеля Солона. Проблема соотношения естественных прав человека и законов государства была поставлена Аристотелем и Цицероном. Концепция же правового государства и основных проявлениях сформировалась в XVII-XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона, К.Т. Велькера, Р. Фон Моля (в работах двух последних окончательно утвердился термин правового государства)

 

 

1. Сущность правового  государства

 

Сущность правового государства  заключается в первенстве права  над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан  и всех общественных субъектов действующему праву.

К основным признакам правового  государства относят следующие :

1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;

2) равенство всех перед  законом;

3) ответственность государства  перед каждым гражданином, и  наоборот. Человеку полностью гарантируются  права и свободы, защита от  любого произвола власти;

4) государство располагает  стабильной Конституцией и системой  законодательства. Стабильность законодательства  – важное условие осуществления  права, уважения к закону со  стороны граждан. Если законодательство  подвергается постоянным и непрогнозируемым  изменениям, то к нему падает  уважение как самих властных структур, так и граждан;

5) обязательное верховенство  Конституции и законов над  всеми другими правовыми актами;

6) наличие отлаженного  механизма, способного обеспечить  выполнение и защиту прав, в  том числе наличие эффективной  системы правоохранительных органов  (суд, прокуратура, арбитраж и  др.), подчиняющихся только закону;

7) наличие гражданского  общества, устойчивое правовое сознание  граждан, их уважение к закону, признания его верховенства со  стороны общества.

Выполнение в полной мере столь высоких требований не может  сегодня обеспечить ни одно государство  мира. Поэтому о правовом государстве  можно говорить лишь как о неком  идеале, к достижению которого следует  стремиться.

 

2. Основные принципы правового  государства

 

Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей  совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло  бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными  факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект  данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения  справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного  механизма реализации правовых начал  в деятельности государственных  органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной  свободы, осознанной и в необходимых  пределах им самим ограниченной . С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиции современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1. Принцип приоритета . В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права  может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право  неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное  средство общения и гарантия нормального  образа жизни. Во-вторых, государство  не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму  либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности  судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной  из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального  функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права  и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете, приоритет  права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиции права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой; в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина . Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и  общественное существо в процессе своей  жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается  в том, что названный принцип  лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и  его органами, так и с другими  общественным образованиями, другими  гражданами в рамках правовых отношений  по вопросу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как  разумная сторона бытия, мера свободы  человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят  за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность  государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования  и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые  отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их  сторон. Разумеется, государство, вступая  во взаимоотношения с множеством  различных общественных образований  и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушения прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный  правовой статус гражданина (система  его прав и обязанностей) и  четкий, бесперебойно работающий  юридический механизм его обеспечения  позволяют человеку смело смотреть  вперед, не бояться, что его  права могут быть в любой  момент нарушены.

3. Принцип единства права  и закона . В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти . Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости .

Информация о работе Сущность правового государства