Правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании правового регулирования несостоятельности (банкротства).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать понятие и описание несостоятельности (банкротства)
Раскрытие правового регулирования банкротства
Изучить процедуры банкротства
Раскрыть проблемы законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Вложенные файлы: 1 файл

правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса.docx

— 66.02 Кб (Скачать файл)

В рамках "антикризисного пакета" в декабре 2008 года был принят Федеральный  закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения  по своему объему сопоставимы с текстом  закона "О банкротстве" и направлены на смещение баланса защиты интересов  в пользу кредиторов. Самое важное - они получили право на обращение  в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления  исполнительного документа в  службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой "плацдарм" для последующих более значимых изменений, которые последовали  через несколько месяцев в  виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства  в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают  имущество, которое должно входить  в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания  недействительности подобных сделок максимально  упростилась.

Среди ключевых изменений, внесенных  в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит  отметить следующие:

1. Расширился перечень случаев,  когда руководитель должника  должен подавать заявление о  банкротстве в обязательном порядке.

2. Введены новые основания для  оспаривания сделок должника, заключенных  до подачи заявления о признании  должника банкротом

3. Установлена ответственность  "контролирующих должника лиц" (к которым относятся не только  генеральные директора, но и  акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение  документов бухгалтерского учета,  за действия или бездействия,  которые привели к банкротству  должника.

4. Предусматривается создание единого  федерального реестра о банкротстве.

5. Запрет на взыскание на заложенное  имущество в судебном порядке  с даты, введения наблюдения9.

Законодательство о несостоятельности, независимо от правовой системы, имеет  общую социально полезную цель - разрешение специфической кризисной  ситуации в отношении должника и  кредиторов, состоящей в неспособности  должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Пути (способы) достижения этой цели задаются направленностью национального  законодательства, определяющей приоритеты в защите интересов кредиторов и  должника и зависящей от правовых традиций, экономического, политического  и социального положения в стране.

Основными критериями оценки всякого  правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются:

1) в какой степени та или  иная система законодательства  при регулировании реабилитационных  процедур посягает на права  конкретных кредиторов;

2) насколько легко должник может  добиться введения подобных реабилитационных  процедур;

3) доверяет ли законодательство  прежней администрации должника (в первую очередь руководителю  организации) осуществлять меры  по реабилитации должника, либо  для этих целей требуется назначение  арбитражного управляющего.

 

  1. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ

 

    1. Общие положения процедуры  банкротства

 

Законодатель, реализуя попытку придать адекватную правовую форму отношениям, складывающимся между  должником и его кредиторами  в связи с несостоятельностью первого, структурировал нормы, помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения процедур банкротства. Термин "процедура банкротства" в Законе используется для описания особого правового режима, установленного Законом, применяемого в отношении лица, имеющего признаки банкротства. Вместе с тем, используя понятие "процедура (процедуры) банкротства", основной нормативно-правовой акт в рассматриваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым перечислением этих процедур.

Пункт 1 ст.27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется - "Процедуры банкротства", закрепляет, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.

Процедура банкротства - это в первую очередь порядок  осуществления, применения чего-либо в  отношении неисправного должника, воздействия  на него. Можно утверждать, что практически  все дозволенные законом варианты воздействия на должника укладываются в понятие "меры (мероприятия), применяемые к должнику"10. Воздействие на должника на разных этапах производства, по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер.

Цель введения той  или иной процедуры банкротства - упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры  несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п.1 ст.84)11.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно  выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для  введения той или иной процедуры  банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием - факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение. В частности, для введения процедуры внешнего управления формальными основаниями являются решение первого собрания кредиторов или определение арбитражного суда (ст.75 Закона о несостоятельности), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно12.

 

    1. Общая характеристика процедуры  наблюдения

 

Как указано в  ст. 2 Закона о несостоятельности, наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

"Нейтральность" процедуры Наблюдение, как указывает ст.2 Закона о несостоятельности, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело (п.3 ст.62, ст.51 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ). В целях предупреждения необоснованной подачи заявления о банкротстве и злоупотребления процедурой банкротства со стороны заявителей (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) Закон о банкротстве 2002 г., в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., предусмотрел, что наблюдение может вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48. Если заявление подает должник, то такая проверка не требуется (см. абз. 1 п. 6 ст. 42 Закона о несостоятельности). Порядок рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику предусмотрен ст. 48 Закона о несостоятельности13.

Российский Закон  о несостоятельности предусматривает, что открытие судебного производства по делу о несостоятельности, как  юридического лица, так и гражданина влечет по общему правилу введение единой предусмотренной законом процедуры, а именно процедуры наблюдения. Иными словами, ни должник, ни кредиторы не вправе при подаче в арбитражный суд заявления о банкротстве настаивать на открытии и дальнейшем течении конкурсного процесса в русле определенной избранной ими процедуры.

Таким образом, наблюдение, по сути, "открывает" дело о банкротстве, является его первой стадией, нейтральной  с точки зрения уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринимателя-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвидации бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного производства14.

Теперь стоит  отметить круг мер применяемых к  должнику. Законодательное определение этой процедуры банкротства позволяет заключить, что это, во-первых, меры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по установлению истинного финансового состояния должника, в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требований и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кредиторов.

 

    1. Общая характеристика процедуры  финансового оздоровления

 

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности(ст.2 Закона о несостоятельности)15.

По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру  реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, - два года (п.6 ст.80 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").

Основное отличие  финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, - внешнего управления - заключается в том, что  в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в том числе его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего (ср. п. 1 ст. 82 и п. 1 ст. 94 Закона о несостоятельности). Но даже такие ограничения позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта16.

Пункт 1 статьи 26 определяет круг лиц, которые вправе обратиться с ходатайством о введении финансового  оздоровления. Это может быть сам  должник, его учредители (участники), орган, выступающий от имени собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьи лица.

По общему правилу  финансовое оздоровление вводится арбитражным  судом, если с необходимостью его  введения согласились кредиторы  п.1 ст.75 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Однако Закон знает  два случая исключений из данного  правила.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено  судом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения о дальнейшей, следующей за наблюдением процедуре  банкротства п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Условием в данном случае является то, что инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собственную инициативу и предоставили необходимое обеспечение.

Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внешнего управления или открытии конкурсного  производства, то и в этом случае финансовое оздоровление может быть введено против их воли. Условие  в этой части - предоставление не любого допустимого обеспечения, а его  строго определенной формы - банковской гарантии, превышающей суммарный  объем долга всем известным кредиторам минимум на 20% п.3 с.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Единственное, что  здесь остается отметить - процедура  финансового оздоровления может  быть введена и в ситуации, когда  обеспечение исполнения должником  требований кредиторов не представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается на такой вариант.

 

    1. Общая характеристика процедуры  внешнего управления

 

Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона о несостоятельности)17. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев ст.93 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Цель введения процедуры внешнего управления прямо обозначена в самом законодательном определении - организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к "излечению" финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.

Внешнее управление, как и процедура финансового  оздоровления, представляет собой разновидность  реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в  ответе на вопрос, кто, какой субъект  будет выступать организующим финансовую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансовым оздоровлением, как уже указывалось, им будет  выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут внешние субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий.

Информация о работе Правовая сущность несостоятельности и конкурсного процесса