Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятия и значения малого предпринимательства;
- проанализировать законодательные основы правового статуса субъектов малого предпринимательства;
- выяснить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть основные формы, условий и порядка поддержки субъектов малого предпринимательства;
- произвести анализ особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Малое предпринимательство как субъект гражданско-правовых отношений
1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………………………..стр.6
1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….…………..стр.12
1.3 Государственная политика Российской Федерации в отношении малого предпринимательства……………………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.19
Список используемых источников………………………………………стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Самарский государственный  экономический университет

 

Кафедра " Гражданского и предпринимательского права "

 

 

Контрольная работа

по курсу " Российское предпринимательское право "

на тему «Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 Студент 3 курса

Специальности "Юриспруденция"

факультета ВВиДО

Полуэктов А.В.

Руководитель :  Шпанагель Ф. Ф.

 

 

 

 

 

Самара 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….стр.3

1. Малое предпринимательство  как субъект гражданско-правовых  отношений

1.1 Понятие и  признаки малого предпринимательства  в Российской Федерации…………………………………………………………………..стр.6

1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….…………..стр.12

1.3 Государственная политика Российской Федерации в отношении малого предпринимательства……………………………………………………..стр.14

Заключение………………………………………………………………..стр.19

Список используемых источников………………………………………стр.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы правового  регулирования малого предпринимательства  традиционно находятся в центре внимания, как ученых, так и практических деятелей, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В юридической литературе прозвучало справедливое мнение, что в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Число малых  предприятий на 1 января 2010 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. субъектов. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства  можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет.

Кроме того, в 2006-2009 годах была активизирована государственная  политика по созданию благоприятных  условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные  положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства  могут быть сняты воздействием как  общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных государств и Российской Федерации.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно  отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

Российский  малый бизнес, поставленный в сложные  условия вследствие ограниченного  доступа к кредитам банков и скудности  средств в региональных фондах поддержки  предпринимательства демонстрирует, тем не менее, высокую институциональную  стойкость. Он проявляет необычайную активность в поиске средств для продолжения своего дела и новых сфер деятельности. Имеется множество фактов, свидетельствующих о большом экономическом и организационном потенциале малого предпринимательства.

К 2020 г. малый  бизнес должен охватить в России 60 - 70% населения. Такое заявление сделал президент Д.А. Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Тобольске. Д.А. Медведев назвал развитие малого бизнеса ключевой задачей для стабильного долговременного развития страны. "Малый бизнес - это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса", - подчеркнул он.

Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских  странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП.

Актуальность  выбранной темы дипломной работы определяется тем, что в сфере, которая  будет рассматриваться, существует множество проблем. Как отмечают ученые определение "субъект малого предпринимательства" закрепилось в научной, юридической, экономической литературе, однако в настоящее время оно не имеет четких правовых границ. Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства, и прежде всего - выработать режим наибольшего благоприятствования. По неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Для достижения поставленной цели предстоит разрешить  следующие задачи:

  • рассмотреть понятия и значения малого предпринимательства;
  • проанализировать законодательные основы правового статуса субъектов малого предпринимательства;
  • выяснить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
  • рассмотреть основные формы, условий и порядка поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • произвести анализ особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Объектом дипломной  работы будут являться общественные отношения, связанных с правовым статусом субъектов малого предпринимательства.

Предмет работы будут составлять нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого предпринимательства.

К вопросам правового  положения субъектов малого предпринимательства  обращаются С.Э. Жилинский, В.С.Белых, Г.Э. Берсункаева, С.И. Винниченко и другие авторы. Их научные разработки будут служить теоретической основой представленной дипломной работы.

Информационной  базой исследования будут служить  материалы федеральных и региональных статистических органов.

Содержащийся  в работе анализ будет опираться  на федеральное и региональное законодательство и в частности ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 209-ФЗ) .

Структурно  дипломная работа будет состоять из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО–ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации

 

В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его  правовым статусом, правосубъектностью.

Как отмечает Н.И. Матузов: "Слово "статус" в переводе с латинского означает "положение, состояние кого-либо или чего-либо".

При определении  правового статуса существуют два  основных подхода. Одни авторы рассматривают  понятие "правовой статус" и "правовое положение" как синонимы. Другие авторы разграничивают эти понятия, причем, как правило, первое рассматривается частью (ядром) второго, более того, этими понятиями нередко определяются различные по содержанию явления: правовой статус представляется как некая модель поведения, а правовое положение - как реальные общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм права в конкретных правоотношениях.

Особенности правового  статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участником которых тот или иной субъект становится, реализуя при этом ту или иную группу субъективных прав и обязанностей.

С принятием  ФЗ № 209-ФЗ интерес исследователей к  различным аспектам деятельности малого предпринимательства усилился. Закон вносит некоторые изменения в понятие "малое предприятие". Кроме того, он впервые вводит в оборот такие понятия, как "среднее предприятие" и "микропредприятие".

Любое исследование должно начинаться с основных понятий, так же одной из задач ФЗ № 209-ФЗ является определение понятий, которые используются в сфере регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, выясним каких субъектов предпринимательской деятельности можно отнести к малым.

Ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ закрепляет, что "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".

Упомянутые  положения установлены ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, которая имеет важное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которых дает возможность  хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотренными специальным законодательством гарантиями.

Согласно ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ к субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся:

а) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели;

б) малые (включая  микропредприятия) и средние предприятия.

Необходимо  выяснить критерии отнесения предприятий  к малым. Важным новшеством ФЗ № 209 по сравнению с ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который утратил силу, является то, что он устанавливает практически универсальные требования, как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Критерии, закрепленные ст. 3 ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, применялись  только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.

Таким образом, в настоящее время, согласно ст. 4 ФЗ № 209, для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:

- приобретение лицом статуса индивидуального предпринимателя, коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий) или потребительского кооператива.

Необходимо  отметить, что ФЗ № 209-ФЗ, в отличие  от ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, более четко  определяет организационно-правовые формы  субъектов малого предпринимательства. Так, он исключает из их числа государственные  и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, Закон закрепляет возможность получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено;

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Критерий "доли участия" в первую очередь направлен против признания малыми предприятиями зависимых или дочерних обществ.

- средняя численность  работников за предшествующий  календарный год, которая определяется  с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Аналогичный критерий был закреплен и в ФЗ 1995 г. № 88-ФЗ. Однако согласно ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ численность работников учитывается вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, значение данного показателя является одним из критериев для разграничения субъектов малого и среднего предпринимательства на следующие категории:

средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;

малые предприятия - до 100 человек включительно, в том  числе микропредприятия - до 15 человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные  значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости  активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что данный критерий отнесения хозяйствующих  субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства  отсутствовал в ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

Таким образом, как и указывается в части 3 ст. 4 ФЗ № 209, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим значением двух последних из перечисленных показателей.

Информация о работе Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства