Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятия и значения малого предпринимательства;
- проанализировать законодательные основы правового статуса субъектов малого предпринимательства;
- выяснить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть основные формы, условий и порядка поддержки субъектов малого предпринимательства;
- произвести анализ особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Малое предпринимательство как субъект гражданско-правовых отношений
1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………………………..стр.6
1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….…………..стр.12
1.3 Государственная политика Российской Федерации в отношении малого предпринимательства……………………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.19
Список используемых источников………………………………………стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при определении субъектов малого и среднего предпринимательства используются как качественные, так и количественные критерии. В частности, к данным субъектам отнесены: а) юридические лица - коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), если суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных, религиозных организаций, благотворительных фондов в уставном капитале не превышает 25%, а также 25% не превышает доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства; б) физические лица - индивидуальные предприниматели; в) крестьянские (фермерские) хозяйства.

К количественному  критерию можно отнести установление Правительством РФ для отдельных  категорий субъектов предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которой они не должны превышать. Также средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие показатели: а) для микропредприятий - до 15 человек; б) для малых предприятий - до 100 человек; в) для средних предприятий - от 101 до 250 человек.

Малый бизнес в  настоящее время получил достаточно широкое распространение в РФ. Во многом данный факт обусловлен тем, что ФЗ "О развитии малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ст. 7) предоставляет субъектам указанного вида предпринимательства различные льготы, а именно: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности и т.д.

Субъекты малого предпринимательства могут применять  общий режим налогообложения  и специальные режимы, в которые  включаются:

- упрощенная  система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Малые предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения, имеют право:

- вести бухгалтерский  учет по упрощенной форме;

- не применять  ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете  постоянные и временные разницы  и соответствующие им постоянные  и отложенные налоговые активы  и обязательства, что значительно  облегчает работу бухгалтера;

- не проводить  аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности и вправе представлять в составе годовой отчетности только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;

- при сумме  выручки от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость за  каждые три последовательных календарных месяца, не превышающей в совокупности 2 млн. руб. получить освобождение от НДС (п. 2-3 ст. 145 НК РФ);

- применять  кассовый метод учета доходов  и расходов по налогу на  прибыль, если в среднем за  предыдущие четыре квартала сумма  выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал;

- не платить  авансовые ежемесячные платежи  по итогам квартала, если за  предыдущие четыре квартала доходы  от реализации не превышали  в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал.

Одной из значимых проблем малого бизнеса предприниматели  по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности.

Весьма значимой для малого бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) – то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю.

Основная часть  предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами, прежде всего  из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных.

Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности – так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок малых предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.

Специфика государственных  потребностей предполагает наличие  нужд, которые могут быть удовлетворены  лишь малыми предприятиями, так как  для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных нуждах, которая теперь в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года, полностью стала доступна представителям малого бизнеса.

Наиболее актуальной для малого бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных  для осуществления предпринимательской  деятельности нежилых помещений. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие малого инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности. Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами малого предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь. Малые предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений.

Представляется  целесообразным ведение некоего классификатора субъектов малого предпринимательства уполномоченными органами без привлечения самих предпринимателей к этой регистрационной процедуре. Такой реестр может быть составлен исходя из данных государственной регистрации и налогового учета; включение предпринимателей в реестр должно рассматриваться как юридический факт, с которым связано возникновение правового статуса субъекта малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства в сравнении с другими хозяйствующими субъектами для своего развития нуждаются в мерах государственной поддержки. Причины их незащищенности заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров, в сложностях привлечения кредитов, а главное - в наличии высоких административных барьеров, пока еще стоящих на пути малого бизнеса. Одним из главных направлений государственной политики в отношении малого предпринимательства должно стать уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Государство должно устанавливать лишь общие правила деятельности малого предпринимательства через федеральное и региональное законодательство, регулирующее общеправовые, общеэкономические, имущественные, земельные и иные вопросы, касающиеся малого предпринимательства.

В настоящее  время государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется органами государственной власти (Федеральная  антимонопольная служба РФ, органы власти в субъектах Российской Федерации), государственными фондами поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо ориентировать органы государственной поддержки малого предпринимательства на более тесное взаимодействие с негосударственными фондами, агентствами, иными структурами поддержки малого бизнеса, а также с федеральными и региональными общественными организациями предпринимателей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993г.) с изменениями от 30 декабря 2008 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ, 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; 2009. № 29. Ст. 3618, № 52 (Ч. 1). Ст. 6428.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 09 апреля 2009 г. № 56-ФЗ, 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410; 2009. № 15. Ст. 1778, № 29. Ст. 3582.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ, 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823; 2009. № 52 (Ч. 1). Ст. 6450; Российская газета. 2010. 04 май.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ, 09 марта 2010 г. № 20-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; 2010. № 1. Ст. 4, № 11. Ст. 1169.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Федеральный закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2009 г. № 379-ФЗ, 05 апреля 2010 г. № 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340; 2009. № 52 (Ч. 1). Ст. 6455; 2010. № 15. Ст. 1737.
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2007.- № 31. - Ст. 4006; 2009.- № 52 (1 ч.). - Ст. 6441.
  8. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 30.07.2010) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) // Российская газета. - 2008.- № 266.
  9. Федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // Российская газета. - 1997. №22 (утратил силу).
  10. Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 (ред. от 08.06.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 02.04.2008) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2008.- № 15.11.
  11. Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 748-137 (ред. от 08.06.2009) "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.11.2008) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2008. - № 40.
  12. Указ Президента РФ от 15.05.2008№ 797 О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 20. - Ст. 2293.
  13. Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества // Российская газета.- 2010. - №192.

 


Информация о работе Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства