Понятие и виды социально-культурных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:41, статья

Краткое описание

Современный сложившийся цивилизационный подход открыт для понимания перемен. Тут появляется возможность для соподчиненности материального и духовного, включения в анализ влияние социокультурной составляющей на хозяйственную жизнь.
Многие исследователи справедливо отмечают, что изменение приоритетов общественного развития, преобладание личностной составляющей в формировании экономического базиса и общественного богатства, возрастание роли и доли невещественного, интеллектуально- творческого, духовного, его формирование в концепции цивилизационного подхода дают основу для развития сферы услуг .

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и види социално културных услуг.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Понятие «социально-культурная сфера» представляется как совокупность предприятий учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая удовлетворение культурных и информационных потребностей. Социально-культурная сфера в своем существовании предполагает совокупность средств, форм, образцов, ориентированных на удовлетворение указанных потребностей в рамках организованной государственной и общественной деятельности и за ее пределами.

Анализ литературы позволяет  нам раскрыть основные черты социально-культурной деятельности:

  • социокультурная деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно;
  • социокультурной деятельности присуща целенаправленность;
  • социокультурная деятельность отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативностью социальных групп и индивидов;
  • социокультурная деятельность обусловлена национально- этническими, региональными особенностями и традициями;
  • социокультурная деятельность характеризуется многообразием видов на базе общественно-культурных, художественных, познавательных, политических, социально-бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов населения;
  • социокультурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах.

Ведущую роль при определении  понятия «социально-культурной услуги» играет определение или классификация потребности, на удовлетворение которой направлен социально-культурный сервис: потребностей, удовлетворение которых требует присутствия в момент оказания услуги, как ее непосредственного производителя, так и потребителя. Это потребности в:

  • лечении человеческого организма (здравоохранение);
  • обучении (кроме дистанционного);
  • культуре (различные зрелища, в том числе театр);
  • уходе за человеческим телом (прием у врача, различные лечебные процедуры, массаж, стрижка и т.п.);
  • консультациях (юрист, менеджера-страховщик и т.п.);
  • ритуальных обрядах (свадьба, похороны, рождение и т.п.);
  • досуговых развлечениях (туризм, занятия физическими упражнениями);
  • уходе за больными, инвалидами и престарелыми (социальная помощь);
  • получении информации и др.

Подобные потребности  могут быть удовлетворены лишь при  одновременном совместном присутствии  непосредственного производителя  услуги (врача, артиста, преподавателя, водителя, менеджера, социального работника, официанта и т.п.) и потребителя (больного, зрителя, студента, пассажира, клиента и т.п.). Именно это обстоятельство во многом и определяет суть понятия «социально-культурной услуги», т.е. оказание услуг непосредственному носителю социально-культурных потребностей - человеку, члену данного общества.

Исследование такого понятия  как сфера социально-культурных услуг наводит на мысль о существовании  первопричины, определяющей потребности  в культурных и социально-культурных услугах, их наполнение, общественную и личностную значимость и востребованность. По нашему мнению, подобной первопричиной  является культура.

Именно в культуре находит  отражение богатство и разнообразие общественной жизни, а вместе с тем  ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его  развития. Углубляясь в структуру  культуры, можно увидеть, что она  включает в себя более мелкие составляющие - субкультуры - которые представляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Через социальные и профессиональные субкультуры сфера социально-культурных услуг адаптирует общество к культурным инновациям. Вместе с тем, культура представляется как процесс и результат духовного производства и социальной регуляции, обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры. В подобном контексте социально-культурные услуги - это не только продукт культуры, но и фактор формирования менталитета человека.

Обратимся к весьма существенному  для социально-культурных услуг  компоненту культуры - социокультурным  нормам. Подобные нормы вносятся в  сознание человека посредством воспитания и образования и возникают в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном этапе жизни, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях, в разных социальных организациях. В силу того, что любое общество представляет собой стратифицированную систему, которая включает совокупность различных социальных групп, то специфические интересы этих групп будут также различаться.

Продолжая анализировать  роль культуры в формировании социально- культурных услуг, отметим, что культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией: потенциал и ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но одностороннее  развитие цивилизации способно привести к забвению высших, идеалов культуры. Отметим, что культура любого современного общества представляет собой комплексную  структуру, элементами которой являются образцы прошлых эпох, инновационные  культурные формы, в том числе  и заимствованные у других народов, многообразное соотношение общего, особенного и индивидуального, что  находит отражение в социально-культурных услугах.

Как известно, культура представляет собой многофункциональную систему, где главными функциями феномена культуры представляются функции человеко-творческая или гуманистическая и функция трансляции социального опыта (информационная). Культуру по праву можно считать социальной памятью человечества, средством; жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов через социально-культурные услуги. Разрыв культурной преемственности приводит к аномалии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти. Все остальные функции связаны с вышеназванными функциями и даже вытекают из них.

Анализ компонентов культуры позволяет сделать вывод о  том, что именно культура во всех ее проявлениях и формах является важнейшим  фактором возникновения, формирования и реализации социально- культурных услуг. Являясь частью общества, человек  становится носителем определенной культуры, которая и определяет выбор  и использование социально-культурных услуг.

Потребление их материализуется  в воздействии на здоровье человека, его культурно-образовательный уровень, профессиональные навыки, положение  в социуме и пространстве и  т.п. Все это, на наш взгляд, можно  вложить в понятие социализации человека, которая происходит под воздействием и при непосредственном участии различных социально- культурных институтов.

В свою очередь, институт социально-культурной услуги занимает особое место в институциональном пространстве, так как сосредоточил в своей структуре и специфике функциональные особенности практически всех социальных институтов. На фоне наиболее развитых стран традиционные формы национального института социально-культурного сервиса стран со средним уровнем развития уже не соответствует уровню социетального развития человечества в целом и не удовлетворяет потребности населения. Более того, они не обеспечивают полноценное воспроизводство общественной жизни и не служат основой социального прогресса. Внутренняя социально-духовная мобильность института социального сервиса позволила ему быть важнейшей организационной силой в укреплении стабильных отношений.

По нашему мнению, институт социально-культурной услуги представляет собой организационно-интегральную модель развития ряда качественных параметров, определяющих становление социального государства, устойчивости жизнедеятельного процесса, зрелость социально- культурных отношений, формирующих цивилитарный порядок (от лат civis - человек).

Используя методологию структурно-функционального  анализа института сервиса, предложенную Е.В. Биндиченко10, можно выделить особенности института социально-культурной услуги:

- Институт социально-культурного  сервиса через создание условий  и обеспечение процесса социализации  индивидов удовлетворяет их потребности  и притязания и таким образом  обеспечивает функцию адаптации  индивидов и социальных общностей  к институциональной среде государства.  Тем самым снижается количество  и возможность дисфункций в  процессе приспособления всех  элементов социальной структуры  общества к формальным и неформальным  условиям бытия.

  • В системе института социально-культурного сервиса выделяется сущностная характеристика данного института, то есть функция воспроизводства собственной структуры и снятия напряжений через построение норм, стандартов, предписаний; и целеполагающая функция, то есть создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей через формирование социального взаимодействия и эффективную институциональную среду внутри системы сервиса.

Отметим существующее мнение, что основу жизнеспособности и эффективности  института социально-культурного  сервиса как институциональную  инфраструктуру социальной системы  определяет следующая совокупность факторов:

  • Соответствие функционирования организации и предприятий института социально-культурного сервиса внешним требованиям, поступающим по информационным каналам в качестве целеполагающих ориентиров деятельности. Они свидетельствуют об ожиданиях, мотивах и интересах потребителей услуг.
  • Историческая совместимость полноценного развития института социально-культурного сервиса по своей организации, целям, задачам с другими имеющими место в обществе социальными институтами.
  • Наличие в структуре института социально-культурного сервиса элементов других социальных институтов (экономических, социальных культурных), обеспечивающих своей совокупностью его специфические системные качества.
  • Ориентирование институтов социально-культурного сервиса на социальную структуру общества во всем его разнообразии (по ассортименту, качеству, цене).

Согласно существующим мнениям, институт сервиса в целом и  его подразделения (в том числе  и институт социально-культурного  сервиса), является важнейшей социальной подсистемой общества и государства  и основополагающим сектором общественного  производства, который может сформироваться на фоне нового вектора деятельности государственных и общественных институциональных структур, направленных на изменение мировоззрения простых  граждан, их психологии как потребителя и производителя услуг.

Для полноценного построения социально-ориентированного государства  с точки зрения социальных и социально-психологических  общественных отношений, необходимо:

  • На всех уровнях общественного устройства в процессе формировании социальной политики государства целесообразно исходить из признания, что новые направления развития института социально- культурного сервиса призваны обеспечивать изменения социальной инфраструктуры региона.
  • Считать важнейшим социальным фактором полноценного развития общества формирование в обществе легитимного среднего класса, стабильное и долговременное его политическое, экономическое, социальное, культурное и психологическое воспроизводство.
  • Ввести в приоритеты социально-культурного развития организацию предприятий сервисного направления, оказывающих услуги некоммерческого или частично коммерческого характера (автоклубы, спортивные объединения, церковные, социальные и культурно- просветительские организации).
  • Исходить из утверждения, что неограниченные возможности развития социально-культурного сервиса регионального и национального уровня кроются в совершенствовании имеющих место структур сервиса.

В целом, в трансформации  системно-организационного пространства институт социально-культурного сервиса  предлагается ориентировать на:

  • Формирование современной структуры сервиса с паритетным конструированием в ней отраслей, составляющих часть социетальной инфраструктуры: здравоохранение, образование, информационное обеспечение.
  • Многообразие культурных и этнических традиций, имеющих место в современной стране.
  • Формирование в стране конкурентоспособной индустрии туризма со специализированными туристско-рекреационными зонами и сервисно- ориентированной в них инфраструктурой.

Необходимость развития института  социально-культурного сервиса с  его компонентами в системе трансформирования  общества подкреплены работами исследователей11, полагающими, что философской основой влияния института социально-культурного сервиса является гуманизм, достигнутый уровень культурного развития. Отличительная черта таджикского менталитета - соборность, отражающая приоритеты общественного над личным, возрастающая роль духовности в активизации социальной деятельности. Политический фактор определяет приоритет института социально-культурного сервиса в реформировании современности, обусловленный необходимостью стабильности в ее социальном развитии. В Республике Таджикистан всегда присутствовала проблема взаимоотношения людей с властью. Слабое регулирование социальных процессов приводит к появлению многочисленных деструктивных явлений. Выходом из кризиса может быть создание сильного социального государства, цель которого - развитие социальной сферы с внедрением института сервиса как важнейшего средства преодоления, в том числе, социально-культурной отсталости. Таким образом, социально-культурная услуга превращается в систему мер по защите и развитию духовных ценностей социальных слоев, обеспечивает благополучие страны и ее авторитет на международном уровне. Социально-экономический аспект института социально-культурной услуги состоит в превращении его в систему адаптивного поведения, повышения качества жизни и интеллектуального развития личности. Все это обеспечивает стабильность социального процесса, а становление развития социального института сервиса в системе трансформации предполагает всемерное развитие человекосберегающих технологий как реального необходимого блага в обустройстве действительности.

Информация о работе Понятие и виды социально-культурных услуг