Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ методики оценки стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех".
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть и обобщить теоретические основы оценки стоимости предприятия.
2. Изучить научно-практического инструментария оценки бизнеса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1 Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ
1.2 Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия
1.3 Этапы процесса оценки стоимости предприятия
1.4 Общая характеристика подходов в оценке бизнеса
2. Анализ подходов в оценке бизнеса
2.1 Доходный подход в оценке бизнеса
2.2 Сравнительный подход в оценке бизнеса
2.3 Затратный подход в оценке бизнеса
Глава 3. Оценка рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Расчет рыночной стоимости предприятия
3.2.1 Расчет рыночной стоимости затратным подходом
3.2.2 Определение рыночной стоимости доходным подходом
3.3 Согласование результатов и выводы по величине рыночной стоимости предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка стоимости предприятия.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)

 

Оценщиком была проведена  корректировка статей баланса в  соответствии со следующими принципами:

 

Статьи баланса, объективно отражающие величину соответствующих  активов и пассивов, не корректировались.

 

Статьи баланса, реально  не обеспеченные активами, корректировались с помощью соответствующих поправок.

 

Величины поправок и порядок  их применения определялся с принятием  во внимание расчетных данных, учетом объективной ситуации на рынке и  специфики рассматриваемого объекта.

 

При использовании метода стоимости чистых активов рыночная стоимость предприятия определяется на основании определения стоимости  следующих активов:

 

текущие активы: (денежные средства, производственные запасы, ценные бумаги, счета дебиторов, векселя к получению, расходы будущих периодов);

 

реальные (материальные) активы: (здания и сооружения, машины и оборудование, и т.д.);

 

нематериальные активы: (Лицензии, свидетельства на изобретения, патенты  и собственные технологии и т.д.).

 

Стоимость каждого из этих активов определяется индивидуально  для каждого класса активов на основании специальных методов. Стоимости активов затем суммируются  для получения рыночной стоимости  всех материальных и нематериальных активов предприятия. Стоимость  пассивов, как учтенных, так и  неучтенных, определяется и суммируется  для дальнейшего использования  в процессе определения рыночной стоимости всех пассивов предприятия.

 

Для определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия  окончательная стоимость пассивов вычитается из общей стоимости активов.

 

Ниже приведена характеристика активов и пассивов, участвующих  в расчете и обоснование проведенных  корректировок статей баланса.

 

Что же касается собственного капитала, то данная статья является балансирующей, т.к. определяем именно стоимость этой статьи.

 

Корректировка статей актива баланса.

 

Стр.110 "Нематериальные активы".

 

Нематериальные активы можно  подразделить на четыре основных группы согласно ПБУ 14/2007:

 

интеллектуальная собственность;

 

имущественные права;

 

деловая репутация (Гудвиллл).

 

Интеллектуальная собственность. В рамках интеллектуальной собственности  выделяется:

 

Права на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные  наименования, наименования мест происхождения  товаров и меры по пресечению недобросовестной конкуренции). Состав объектов промышленной собственности согласно ст. 1/2 Парижской  конвекции по охране промышленной собственности;

 

Оценка "Гудвилла" была осуществлена в данном отчете в последнем  разделе.

 

Следует заметить, что в  расчет чистых активов включаются нематериальные активы, отвечающие следующим требованиям:

 

непосредственно используемые обществом в основной деятельности и приносящие доход (права пользования  земельными участками и природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау  и т.п.);

 

имеют документальное подтверждение  затрат, связанных с их приобретением  или созданием;

 

права общества на владение данными нематериальными активами должно быть подтверждено документом (патентом, лицензией, актом, договором  и т.п.), выданным в соответствии с  законодательством РФ.

 

На балансе компании ООО "Бенотех" на момент определения  стоимости нематериальные активы числятся, в сумме 89 тыс. руб. Расшифровка нематериальных активов предприятия приведена  в таблице.

 

 

Таблица 1 Структурные компоненты нематериальных активов компании ООО "Бенотех", руб.

 

Субконто Сальдо на начало периода

 

Дебет Кредит

Компьтерная программа 1С:7.7 , инв.№: 00000004 71 186,44 

Паспорт Парового котла марки  Е-1.0-09Р-2 , инв.№: 00000009 

 

ПО "Астрал Отчет" , инв.№: 00000010 

 

Право на использ.Kaspersky (защита рабочих станци) , инв.№: 00000011 

 

Товарный знак на ПМП "БЕНОТЕХ" , инв.№: 00000008 15 847,46 

Чертежи вибростола набивочного , инв.№: 00000006 1 036,67 

Чертежи вибростола распалубного , инв.№: 00000007 1 684,58 

Итого развернутое 89 755,15 

Итого 89 755,15 

 

Из нематериальных активов  подлежащих переоценке можно выделить товарный знак ООО "Бенотех", которым  защищается большинство продукции  компании ООО "Бенотех". Значение стоимости остальных активов  не корректировалось

 

Выбор методов оценки в  рамках стандартных подходов к оценке товарного знака.

 

Исходя из предоставленной  заказчиком информации товарный знак компании ООО "Бенотех", используемый при производстве подавляющего большинства  продукции предприятия используется в деятельности предприятия.

 

В связи с этим для используемого  товарного знака в рамках доходного  подхода было решено применить метод  освобождения от роялти,. За использование  метода освобождения от роялти говорит  также тот факт, что розничная  цена на продукцию других фирм аналогичного качества может отличаться как в  большую, так и в меньшую сторону, и невозможно выявить устойчивые тенденции. Кроме того, производители  добавок довольно часто изменяют цены на свою продукцию, что также  затрудняет сравнение. Все это не позволяет напрямую воспользоваться  например методом преимущества в  прибыли.

 

Сравнительный подход к оценке товарного знака применить было невозможно по причине отсутствия активного  рынка или каких либо данных о  сделках с аналогичными объектами

 

Затратный подход было возможно применить, но данный подход обычно слабо  отражает стоимость товарного знака, в силу отсутствия точных данных о  маркетинговой поддержке, которую  можно отнести на товарный знак, что касается затрат на регистрацию  и создание товарного знака, то они  составляют величину не превышающую 50 000 руб., (по данным бухгалтерского учета  компании они составляют сумму порядка 15 тыс. руб.), что не сопоставимо с  показателями стоимости, полученными  другими подходами.

 

Определение ставки роялти.

 

В качестве ставки роялти применяемой  в классической модификации метода освобождения от роялти было решено взять  стандартную ставку роялти для продуктов  питания в соответствии с таблицей 1, внеся в её величину некоторые  поправки.

 

Стандартная средняя ставка роялти в нашем случае составила 3 %. Для корректировки данной ставки необходимо воспользоваться поправкой, рекомендованной в статье "Вознагнраждение  за использование интеллектуальной собственности" профессоров Азгальдова Г. Г., и Карповой Н. Н., В которой  они рекомендуют применять следующие  поправочные коэффициенты. [23, с. 178]

 

 

Таблица 2. Рекомендуемые  поправочные коэффициенты к стандартным  ставкам роялти

 

Степень ценности технологии Лицензия Нелицензионное ноу-хау

 

Исключительная Неисключительная 

 

патентная беспатентная патентная беспатентная 

Особо ценная 1,4 - 1,8 1,1 - 1,5 0,9 - 1,1 0,7 - 0,9 1,0 - 1,2

Средней ценности 1,1 - 1,5 0,9 - 1,1 0,7 - 0,9 0,5 - 0,7 0,5 - 1,0

Малоценная 0,7 - 0,9 0,5 - 0,7 0,4 - 0,5 0,2 - 0,4 0,1-0,5

 

Так как у нас зарегистрированный товарный знак, лицензия (в соответствии с методом освобождения от роялти) предполагается исключительной, а производитель  является одним из достаточно известных, что показывают данные исследования, проведенного компанией "Агентство  Промышленной Информации", то для  ставки роялти решено взять среднюю  поправку по исключительным лицензиям  средней ценности в размере 1,0 от величины средней ставки роялти. Таким  образом, ставка роялти выбирается 3,0%.

 

Определение базы роялти.

 

В классической лицензионной торговле в качестве базы роялти берется  объем произведенной и реализованной  продукции или выручка. Показатель выручки за 2009 г. Составляет 192 210 тыс. руб. В качестве темпов роста, учитывая неопределенныю ситуацию в строительстве, усугубляемую тем, что динамика спроса на противоморозные добавки далеко не полностью определяется валовой  потребностью в бетоне было решено взять 10% в год, что является меньшим, чем темп роста за все предидущие годы, и меньшим, чем запланировано  в плане развития предприятия.

 

Затраты на рекламу планируются  на уровне 150 тыс. руб. в месяц, что  соответствует прогнозным показателям  определенным в плане развития предприятия.

 

Определение ставки дисконтирования.

 

В качестве безрисковой ставки необходимо взять ставку по ОФЗ, В  качестве безрисковой ставки необходимо взять ставку доходности по ОФЗ (9,8 % в качестве бумаги был рассмотрен выпуск облигаций Россия 46002)

 

Что же касается средней доходности по рынку в 2009 г. то в качестве данной величины можно взять доходность, рассчитанную экспертами ФК "Уралсиб" которые полагают следующее:

 

1. "Вложения в качественные  корпоративные обязательства могут  принести порядка 25% годовых в  рублях при умеренном риске.  Доходность по паям хороших  облигационных ПИФов, вероятно, окажется  даже несколько выше, поскольку  сейчас их портфели оценены  по символическим признаваемым  котировкам облигаций."

 

2. Доходность компаний-фаворитов  оценивается в среднем в 25 - 30%. Так как вложения в ИС  более рискованные чем в ПИФы  то за величину средней доходности  можно взять максимальную величину  – 30%.

 

Рассчитанная величина ставки дисконтирования составит 30,8 %.

 

 

Таблица 3. Расчет стоимости  ТЗ компании ООО "Бенотех" методом  освобождения от роялти

 

Год 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Выручка, руб. 192 210,00 211 431,00 232 574,10 255 831,51 281 414,66

Объем отчислений по роялти, тыс. руб. 5 766,30 6 342,93 6 977,22 7 674,95 8 442,44

Затраты на рекламу и поддержание  в силе ТЗ, тыс. руб. 1 800,00 1 980,00 2 178,00 2 395,80 2 635,38

ЧОД, тыс. руб. 3 966,30 4 362,93 4 799,22 5 279,15 5 807,06

Фактор текущей стоимости 0,874 0,668 0,511 0,391 0,299

Дисконтированный денежный поток, генерируемый ТЗ, тыс. руб. 3 467,91 2 916,26 2 452,37 2 062,26 1 734,21

Стоимость в постпрогнозный период, тыс. руб. 5 263,46 

 

 

 

Ставка дисконтирования 30,81 30,81 30,81 30,81 30,81

Рыночная стоимость товарного  знака "Бенотех ППМ", тыс. руб. 17 896,48 

 

 

 

 

Для расчета стоимости  нами была применена модель Гордона, по которой доход послепрогнозного периода дисконтируется при помощи коэффициента дисконтирования. Полученную величину стоимости предприятия  в постпрогнозный период необходимо затем привести к стоимости на дату оценки с помощью той же ставки дисконта, что использовалась при  расчетах в прогнозном периоде.

 

Денежный поток послепрогнозного периода взят в размере денежного  потока за 2011 г., темпы роста взяты  в размере 2%, что примерно соответствует  самому консервативному прогнозу на постпрогнозный период. Таким образом, модель Гордона, приведенная к текущей  стоимости примет вид:

 

 

V(term) = (CF(t+1) : (R – g)) : (R+1) n (4)

 

 

где V(term) – стоимость в  постпрогнозный период,

 

CF(t+1) – денежный поток  за первый год послепрогнозного  периода

 

R – ставка дисконта

 

g – долгосрочные темпы  роста денежного потока

 

n – число периодов

 

Таким образом, воспользуюсь данной формулой стоимость товарного  знака составит 17 970 тыс. руб.

 

Стр.120 "Основные средства".

 

Основные средства ООО  компания "Бенотех" включают сооружения, машины и оборудование, и прочие группы. В Приложении 1 рассчитана стоимость  основных средств, которая составила 6 585 тыс. руб. Балансовая стоимость ОС составляет величину 4 731 тыс. руб. Незначительность корректировки связана с тем, что большое количество ОС предприятия  является новыми, и отражаются в  балансе по рыночной стоимости.

 

Таким образом:

 

Значение по стр.120 "Основные средства" для расчета чистых активов принято равным 6 585 тыс. руб.

 

Стр.130 "Незавершенное строительство".

 

На балансе ООО компания "Бенотех" на момент определения  стоимости не было объектов незавершенного строительства.

 

Стр. 140 "Долгосрочные финансовые вложения".

 

К финансовым вложениям относятся  инвестиции предприятия в ценные бумаги и уставные документы других предприятий, а также предоставленные  займы другим предприятиям на территории Российской Федерации.

 

На момент определения  стоимости компании ООО "Бенотех" не имеет долгосрочных финансовых вложений.

 

Стр. 150 "Прочие внеоборотные активы".

 

В данной строке баланса отражаются активы не участвующие в основном обороте и не учтенные ранее в  строках 110 – 140.

 

На момент определения  стоимости ООО компания "Бенотех" имеет прочих внеоборотных активов  на сумму 24 тыс. руб. Данная сумма не корректировалась

 

Значение по стр.150 "Прочие внеоборотные активы" для расчета  чистых активов принято оценщиком  равным 24 тыс. руб.

 

Стр. 210 "Запасы".

 

В связи с тем, что у  организации запасы представлены в  основном сырьем и материалами (34%), и готовые товары для перепродажи (64%), неликвидные запасы на балансе  организации отсутствуют, стоимость  запасов была принята равной балансовой стоимости.

 

Значение по стр. 210 "Запасы" для расчета стоимости чистых активов принято равным балансовой стоимости 39 731 тыс. руб.

 

Стр. 220 "НДС по приобретенным  ценностям"

 

Эта строка принадлежит, по сути, к денежным статьям, поэтому ее корректировка  не требуется.

 

Значение по стр.220 "НДС  по приобретенным ценностям" для  расчета чистых активов принято  равным балансовой стоимости – 598 тыс. руб.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"