Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Содержание

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по ОПД.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

При разработке внутренних документов организации в обязательном порядке участвуют: юридический  отдел, руководители структурных подразделений  организации, деятельность которых затрагивает документ, руководитель службы внутреннего контроля. После согласования всех условий, внесенных во внутренний документ (вновь изданный документ), его проект передается на рассмотрение и утверждение в орган управления организации, в чью компетенцию входит его утверждение. Проект внутреннего документа прилагается к протоколу заседания органа управления организации, на котором он был утвержден. 
Порядок внутреннего контроля за соблюдением нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта следует регламентировать в специальном Положении, например, "Положении об организации и осуществлении внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и корпоративных стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта".

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Эффективное управление (менеджмент) организаций.

2. Методы внутреннего  контроля на предприятии.

3.  Соблюдение нормативов  и стандартов в деятельности  хозяйствующих субъектов.

4. Разработка внутренних  документов организации.

 

 

 

Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей

Субъектами коммерческого права  являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте  и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам  такова:

-производители продукции, реализующие  продукцию как самостоятельно, так  и через представителей;

-представители производителей, поставщиков и торговые посредники;

-потребители;

-субъекты, осуществляющие регулирование  торговой деятельности и контроль  за ней.

Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие  продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.

Вторая группа субъектов коммерческого права – представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Из некоммерческих организаций  посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.

Третья группа субъектов коммерческого  права – потребители. В правовом регулировании потребители в  свою очередь подразделяются на следующие  категории:

- производственные потребители,  использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;

- непроизводственные потребители,  использующие приобретенные товары  для хозяйственной непредпринимательской  деятельности (некоммерческие организации);

- граждане, приобретающие товары  для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может  устанавливаться, например, предел ответственности  поставщика (продавца) либо применяться  условие наличия вины сторон при  неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

Четвертая группа субъектов коммерческого  права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся  государственные и муниципальные  образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.

В торговом обороте конкретного  товара могут быть применены разные схемы движения товара. В обороте могут участвовать все виды субъектов, а могут использоваться и прямые связи между производителем и потребителем.

Со времен административно-плановой экономики осталось стремление к  сделкам долгосрочного характера, не требующим немедленного исполнения, что отражается в сохранении количества договоров по прямым связям производителей с потребителями.

Общемировая тенденция связана  со стремлением сокращения времени  разрыва между заключением договоров  и их исполнением. Отсюда и возрастание роли представителей и посредников, формирующих различные каналы продаж товара, а также расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств к осуществлению этих функций.

K основным видам представительства в коммерческой деятельности относятся:

- представительство, осуществляемое  служащими коммерческой организаций;

- коммерческое представительство,  осуществляемое различного рода  самостоятельными агентами, которые  заключают сделки от имени  представляемого и находятся с ним в постоянных отношениях.

Представителями первого рода - служащими  коммерческой организации - выступают  физические лица, Действующие на основании  трудового договора, в служебную  функцию которых входит осуществление  представительства коммерческой организации - руководитель, заместители руководителя, юрисконсульт, а также лица, которые непосредственно заключают сделку: розничные продавцы, кассиры и т.д.

Названные не являются предпринимателями, так как они:

- действуют не от своего  имени, а от имени коммерческой организации, исполняя трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью;

- осуществляют деятельность не  на свой риск и несут за  виновные противоправные действия  дисциплинарную, а не имущественную  ответственность;

- основной целью их деятельности не является получение прибыли, они получают вознаграждение за труд;

- они не подлежат государственной  регистрации в качестве предпринимателей.

Тем не менее, эти представители  являются субъектами коммерческого  права, участвуя в торговом обороте, обладая способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений.

Кроме того, участвуя в торговой сделке с превышением своих должностных  полномочий, они могут быть признаны самостоятельной стороной в сделке в случае последующего неодобрения ее представляемым лицом.

Представителями второго числа  являются лица (физические или юридические), не находящиеся в служебных отношениях; предпринимателем. Они сами могут  быть и, как правило, являются предпринимателями, например, поверенный в договоре поручения (п. 3 ст. 972 ГК РФ).

В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно  и самостоятельно представительствующее  от имени предпринимателей при заключении ими торговых сделок. Особенность коммерческого предпринимательства состоит в том, что коммерческий представитель может представлять разные стороны в сделке одновременно, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

- стороны выразили согласие  на одновременное коммерческое  представительство;

- это согласие выражено в  доверенностях или договорах  представителя со сторонами и  содержит конкретные полномочия.

К коммерческим представителям относятся, как правило, торговые агенты - представители  производителя, в опредёленном регионе  осуществляющие продажи продукции производителя, ведущие поиск потенциальных покупателей, переговоры, оформление передачи продукции.

Особенность правового положения  представителя по Российскому законодательству состоит в том, что не признаются представителями те лица, которые выступают хотя и в чужом интересе, но от своего имени. В качестве таковых в п. 2 ст. 182 ГК РФ, в частности, названы коммерческие посредники.

Посредники и посреднические организации  осуществляют сделки по покупке и  последующей продаже товаров от своего имени и за свой счет. В настоящее время в России удельный вес посредников в торговой сфере незначителен, в те время как в развитых странах он достигает 75%.

К коммерческим посредникам относятся:

- дистрибьюторы посредники, которым  предоставляются исключительные  или преимущественные права на  покупку и перепродажу определенных  товаров или услуг в пределах  оговоренной территории или рынка;

- брокеры или брокерские фирмы - члены или участники товарной биржи, подготавливающие и осуществляющие по поручению клиентов сделки на бирже. Их преимущество - знание конъюнктуры рынка, возможностей закупок и сбыта;

- дилеры - посредники, выступающие  в торговом обороте от своего имени и за свой счет, являющиеся агентами крупных фирм и входящие в их дилерскую сеть;

- оптовые торговцы - торговые посредники, владеющие инфраструктурой рынка  (хранилища, транспорт, цехи предпродажной  подготовки, информационные сети  и т.д.), осуществляющие закупки больших партий товаров для последующей их продажи розничным торговцам, а также лицам, закупающим товар для предпринимательских целей или для хозяйственного использования, за исключением домашнего, семейного и иного подобного потребления;

- розничные торговцы — торговые посредники, осуществляющие продажу товаров поштучно или в небольших количествах для личного потребления (домашнего, семейного и иного).

Коммерческая деятельность индивидуальных предпринимателей регулируется в том  же порядке, что и организаций. Особенности правоспособности заключаются в следующем. По ГК РФ (ст. 23) индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью. В соответствии же с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также исходя из утвержденных Министерством финансов РФ формы и порядка выдачи свидетельства, граждане могут заниматься только той деятельностью, которая зафиксирована в свидетельстве о регистрации. Несмотря на то, что ГК РФ имеет более высокую юридическую силу в практике регулирования применяется специальная правоспособность индивидуальных предпринимателей.

Еще одна особенность, связанная с  торговой деятельностью граждан. В  торговых сделках гражданин, не зарегистрированный индивидуальным предпринимателем, не вправе ссылаться на отсутствие такой регистрации и несет ответственность по обязательствам наравне с предпринимателями (более высокую).

Особенности торговой деятельности юридических лиц также связаны с правоспособностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 49) исходит в основном из установления для коммерческих организаций общей правоспособности. Специальные законы, посвященные регулированию конкретных видов деятельности (банковской, лизинговой, биржевой и т.д.), устанавливают для субъектов этой деятельности, как правило, специальную правоспособность. Например, не вправе заниматься торговой деятельностью коммерческие организации, имеющие статус банковских (кредитных) организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг и ряд других. Биржи не вправе производить продукцию.

Граждане и юридические лица могут создавать коммерческие организации  в формах хозяйственных товариществ  и обществ, а также в форме  производственного кооператива.

Особенностью полного товарищества является полная имущественная (солидарно-субсидиарная) ответственность участников, потому что к ним больше доверия со стороны контрагентов. Но так как от имени товарищества в сделках может выступать, любой из участников, то для полного товарищества желательно иметь небольшое количество участников, хорошо знающих друг друга. В такой форме могут создаваться «семейные предприятия». Преимущество полного товарищества — практически полное распределение прибыли по итогам работы.

Экономическое значение товарищества на вере состоит в том, что одни участники (вкладчики) как бы кредитуют других (полных товарищей), доверяют им определенные средства для ведения предпринимательской деятельности аналогично полному товариществу, в связи с чем такая организация и называется товариществом на вере.

В России наиболее распространена форма  общества с ограниченной ответственностью (ООО). Она основана на вложении личных средств в предпринимательскую  деятельность при фактическом отсутствии ответственности учредителей. При банкротстве такого общества, что происходит в российской действительности нередко, учредители несут риск убытков только в размере вкладов в уставной капитал. В то же время учредитель имеет возможность участвовать в управлении фирмой, то есть влиять на использование вложенных финансовых средств. Эта форма наиболее подходит для создания небольших фирм в торговой сфере с постепенным наращиванием капитала.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности