Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Содержание

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по ОПД.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Его статус права и обязанности, порядок  образования и другие вопросы  регулируются ГК РФ (- 4 глава 4) и специальным  законом РФ <Об обществах с ограниченной ответственностью> от 8 февраля 1998 г. ООО признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Размер уставного капитала должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленной на дату предъявления документов для государственной регистрации общества.

Перечень учредительных  документов зависит от того, образует общество одно лицо (физическое или юридическое) или группа лиц. Если ООО учреждается одним лицом, то учредительным документом является устав, подписанный учредителем, во втором случае - учредительный договор и утвержденный устав. Ограничен количественный состав ООО - их не может быть более пятидесяти.

В случае превышения числа  участников общества в течение года должно быть преобразовано в акционерное  общество открытого типа или производственный кооператив.

Высшим органом управления ООО является общее собрание участников. Кроме того, уставом может быть предусмотрено создание совета директоров, наблюдательного совета. Исполнительные органы могут быть коллегиальными (дирекция, правление) или единоличными (президент, генеральный директор). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В форме ООО часто  создается головная (материнская) компания крупных концернов, финансово-промышленных групп, холдингов. Таким образом, в  соответствии с гражданским законодательством  ООО может быть реорганизовано, иметь дочерние и зависимые компании. Дочерним признается общество, если другое (основное, головное) хозяйственное общество имеет возможности определять решения, принимаемые таким обществом. Подобное положение может быть вызвано преобладанием в уставном капитале в соответствии с заключенным договором или иным образом. Дочерние общества являются юридическими лицами и не несут ответственности по обязательствам основного общества (товарищества).

Зависимым признается общество, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более 20% уставного капитала первого общества.

В обществе с дополнительной ответственностью (ОДО) участники несут  ответственность в одинаковом для  всех кратном размере к стоимости  их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам. Наименование общества должно обязательно содержать указание на соответствующий правовой статус.

Правовые формы товариществ  и обществ имею ряд достоинств перед другими формами предпринимательских структур:

относительная простота создания и ликвидации;

большие финансовые возможности;

свобода и оперативность  действий;

коллегиальное управление;

некоторые налоговые  преимущества, в организации бухгалтерского учета.

Среди недостатков:

непостоянство и зависимость  партнеров друг от друга, их неограниченная ответственность;

все изменения в составе  участников, перераспределение долей  уставного капитала требуют перерегистрации.

Самой популярной и наиболее широко применяемой во всех странах для крупных и крупнейших предпринимательских структур является правовая форма  в виде акционерного общества (публичная компания в Великобритании и предпринимательская корпорация в США). Акционерные общества (АО) являются разновидностью фирм с ограниченной ответственностью их участников, т.е. акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Особенности создания, функционирования и управления АО, права и обязанности  акционеров и др. установлены ГК РФ и Федеральным Законом <Об акционерных обществах> от 25 декабря 1995 г. АО - коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций. Оно может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Различают АО закрытого  и открытого типов. В закрытых АО (ЗАО) акции распространяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга  лиц (например, среди работников данного  предприятия). Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти если их количество превысит данное число, то ЗАО в течение года должно преобразовываться в открытое АО.

Открытое АО (ОАО) имеет  право проводить подписку и свободную  продажу выпускаемых им акций. Число  акционеров неограниченно. Минимальный размер уставного капитала должен быть равен не менее чем тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Все акции являются именными, на них указываются данные ее владельца, он регистрируется в учредительных документах. Продать акцию ее владелец может лишь после того, как поставит в известность АО. После такого извещения АО оформляет акцию на нового владельца в реестре акционеров общества. Это позволяет отслеживать движение акций.

Также различаю простые  и привилегированные акции. Простая, или обыкновенная акция дает ее владельцу  право голоса на общем собрании акционеров АО. По привилегированным акциям постоянно платится дивиденд, их владелец не участвует в управлении предприятием. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала АО. В нашей стране привилегированные акции стоят дешевле, чем обыкновенные, в отличие от других стран из-за непостоянства прибыли АО, высокой инфляции, интересов собственников. Постепенно они заменяются простыми, что несет потенциальную прибыль в среднем 20% годовых. Размер дохода (дивиденда) зависит от результатов деятельности за год и ничем другим не гарантируется.

При распыленности акций  между многими мелкими держателями  реальная власть в АО сосредотачивается  в руках акционеров, владеющих  контрольным пакетом акций. Теоретически это составляет 50% выпущенных акций плюс одна акция. В настоящее время в силу крупных размеров АО реально он может составить 15-20% эмитированных акций и сосредотачивается, как правило, в руках учредителей АО. Управление обществом носит достаточно демократический характер - по уставу высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Текущее руководство осуществляют правление или совет директоров.

Среди достоинств АО можно  отметить следующее:

мобилизация значительных финансовых средств,  что обеспечивает реальную основу для организации крупного производства с новейшими технологиями;

участники общества несут  ограниченную ответственность;

существуют независимо от своих владельцев, поэтому обладает известным постоянством, которое  в свою очередь делает реальным перспективы развития и роста;

профессиональное управление.

Недостатки:

большие юридические  сложности при создании (учредительный  договор, регистрация устава, эмиссия  акций);

двойное налогообложение (сначала с прибыли АО, затем  с личных доходов участников);

происходит разделение функций собственности и управления, т.е. акционеры нередко не могут  существенно влиять на принятие решений, текущую политику общества. Возможны злоупотребления со стороны наемных  работников - управляющих (менеджеров).

Организационной основой кооператива (артели) является членство, число членов не может быть менее пяти. По уставу высшим органом управления является общее собрание, исполнительным - правление или его председатель. Правление обязательно должно быть создано, если численность членов кооператива превышает 10 человек. При численности кооператива более 50 человек создается наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью кооператива.

В составе имущества  кооператива выделяют:

паевой фонд кооператива, он образуется в течении первого года деятельности. К моменту регистрации член кооператива должен внести не менее 105 паевого взноса. Его размер устанавливается уставом;

неделимые фонды, которые используются только в целях, определенных уставом и направленных на получение дохода. Это средства производства, помещения и пр., что применяется при производстве, переработке, сбыте промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнении работ, торговле, бытовом обслуживании и оказании иных услуг. Это имущество не включается в паи, на него не может быть обращено взыскание по личным долгам членов кооператива.

Члены кооператива несут  субсидиарную (дополнительную) ответственность  по долгам кооператива. То есть кредитор сначала должен обратиться к основному  должнику - кооперативу - и только если его требование не будет удовлетворено кооперативом, он может обратиться к члену кооператива. Порядок и объем такой ответственности устанавливаются уставом кооператива. По решению общего собрания часть прибыли может быть распределена и между наемными работниками. Оплата труда может производиться как в денежной, так и в натуральной форме.

Практическая деятельность кооперативов  в малом и частью в среднем бизнесе, как правило, носит временный характер. После  выполнения своих функций они распадаются или реорганизовываются в другие предпринимательские формы - товарищества или общества. Но для этого необходимо единогласное решение членов производственного кооператива.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это объединение двух и более юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ. Это определено Федеральным Законом РФ <О финансово-промышленных группах> от 30 ноября 1995 г. в силу закона или договора ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией. Часто ими бывают банки. Участники ФПГ полностью сохраняют свои права, несут солидарную ответственность. Высшим органом управления выступают совет управляющих, включающий представителей всех участников ФПГ. Если в ФПГ есть иностранные инвестиции или обособленные подразделения за пределами России, то это транснациональная ФПГ. Если ФПГ создана на основе межправительственных соглашений, то это межгосударственная ФПГ. Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации, которая носит разрешительный характер.

Холдинговая компания (холдинг) - акционерная компания, которая  владеет  контрольными пакетами акций  других юридически самостоятельных компаний. Как правило, они не занимаются конкретной производственной деятельностью. Большее внимание уделяется вопросам управления, разработке стратегических направлений фирм, входящих в холдинг. Размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания представляет вершину пирамиды из дочерних фирм. Таким образом холдинг (от англ. Hold - держать, вмещать, содержать) - это держательская компания, т.е. фирма, которая <держит> контрольные пакеты акций других юридических лиц и поэтому получает возможность их контролировать и управлять ими. В России холдинги могут создаваться только в форме ОАО. Решение о контрольном пакете акций принимается государственным органом по антимонопольной политике.

Типичную бизнес-группу компанию в обычном понимании этого слова, где практически все элементы иерархической системы управления превращены в самостоятельные фирмы. Формально рыночные сделки между участниками обслуживают потребности иерархической координации. В состав группы могут входить не только отдельные компании, но и ФПГ, холдинги и пр. Российские бизнес-группы используют два типа инструментов координации - акционерные и неимущественные (в том числе и властные и даже политические). В настоящее время в нашей стране получили распространение и другие виды ассоциаций (союзов).

Хозяйственная ассоциация - это договорные объединения организаций, фирм и предприятий, которые создаются в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участники могут входить в иные договорные объединения без согласия с другими участниками. Высший орган управления - общее собрание членов. Действует на основе устава.

Простое товарищество образуется по договору о совместной деятельности двумя или несколькими лицами (товарищами) на основе соединения своих вкладов и совместного действия без образования юридического лица для получения прибыли и других целей, не противоречащих закону. Участниками могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Полученная прибыль распространяется пропорционально стоимости вклада, если иное не предусмотрено договором товарищества или соглашением товарищей. Ими же определяется порядок покрытия расходов и убытков. При прекращении действия договора вещи товарищей возвращаются им, а общее имущество разделяется по соглашению.

По разным экспертным оценкам аргументировано доказано, что появлением корпоративного звена  в рыночной экономике возникает  необходимая устойчивость и создаются  условия для нормального комплексного развития. Единого стандарта нет и в разных странах сохраняются свои подходы к тому, какое предприятие считать крупным и средним. Применяются разные факторы и критерии: по количеству работников, концентрации и масштабам производства, объемам производимой и реализуемой продукции и т.д.

Общепринято, что малой  считается фирма численностью до 100 человек, крупная - более 500 человек. Кроме того выделяются мельчайшие (до 10 человек занятых) и средние фирмы. Самыми многочисленными являются предприятия  малого бизнеса. Они способны легче приспосабливаться к рыночной конъюнктуре, быстрее перестраивают технологии, имеют меньшие издержки, отсюда и более низкие цены на производимую продукцию. Часто малые предприятия существуют под <патронажем> крупных корпораций, для которых, например, экономически невыгодно малосерийное производство.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности