Методы и принципы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Курс «оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такими дисциплинами, как оценка недвижимости, оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка машин, оборудования и транспортных средств, реструктуризация предприятия, оценка ценных бумаг, оценка и реструктуризация кредитно-финансовых институтов.
Цель данной работы – формирование теоретических, методических и практических подходов к оценки бизнеса как самостоятельной дисциплины, с учетом особенностей современного состояния российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Методологические положения оценки бизнеса………………………..5
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности……………………………...5
1.2 Субъекты и объекты оценочной деятельности…………………………….12
1.3 Специфика бизнеса как объекта оценки…………………………………...16
1.4 Цели оценки и виды стоимости…………………………………………….20
1.5 Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса…………………….28
Глава 2. Методы и принципы оценки бизнеса…………………………………31
2.1 Принципы оценки бизнеса………………………………………………….31
2.2 Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса…………………..37
2.3 Процесс оценки……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка бизнеса контр.docx

— 84.70 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как  система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в  бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса  и во внешней среде. Причем, с одной  стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом. 

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для  сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.

Оценка  ресторанного бизнеса

Оценивая ресторанный  бизнес, надо учитывать целый ряд факторов, определяющих его способность приносить прибыль.

Значительное влияние  на способность ресторана приносить  прибыль и, соответственно, на его  стоимость оказывает местоположение. Еще несколько лет назад заведения, находящиеся в центре Москвы, были более посещаемыми, чем аналогичные  проекты в "спальных" районах. Сейчас ситуация изменилась - растут доходы жителей окраин, меняется их образ  жизни. Четко наметилась тенденция  к перераспределению инфраструктуры в пользу городской периферии.

Другой фактор, сказывающийся  на способности генерировать денежные потоки, - площадь, занимаемая рестораном. Но при этом надо учитывать следующее: чем более обширную площадь занимает ресторан, тем дороже будут стоить права аренды - это может увеличить  срок окупаемости бизнеса. Кроме  того, доход ресторана зависит  и от количества посадочных мест. Высокая  проходимость заведения обеспечивает значительный доход и сокращает  срок окупаемости объекта, повышая  его стоимость.

Не последнюю  роль в деле формирования цены ресторана  играет его имиджевая составляющая. Она складывается из качества предлагаемой посетителю кухни, из сформировавшегося  клиентского контингента, качества обслуживания. Необходимо привлекать клиента необычной, новой концепцией. При этом для потенциального посетителя важно, насколько известен брэнд, большую роль играет профессиональная организация и высокое качество обслуживания.

Характерно, что  цена действующего ресторана может  зависеть от времени года - инвестор, особенно непрофессиональный, большее  внимание обращает на то, как бизнес работает "здесь и сейчас". К  примеру, если покупатель решил приобрести кофейню на Арбате, то при стремлении сэкономить средства, лучше покупать ее в ноябре, ближе к зиме. Тогда  следует учитывать тот факт, что  впереди нового владельца ждет пара-тройка месяцев убытков, потому что посетители в холодное время года в таких  заведениях обычно редки. И наоборот, если приобретать кофейню под  сезон, то есть ближе к весне, то, невзирая, на некоторое удорожание объекта, он сразу будет приносить максимальную прибыль.

Оценка стоимости предприятий  торговли.

Оценка предприятий торговли проводится в рамках тех же оценочных  методов, что и оценка предприятий  других отраслей, однако особенности  торговли как вида бизнеса накладывают  свои требования к методологии оценки.

Многие предприятия торговли (особенно мелкие и средние) не имеют  возможности приобрести в собственность  помещение для магазина, поэтому  им приходится брать торговые площади  в аренду. Иногда при этом арендуется и оборудование торгового зала. На первый взгляд, арендованное имущество  не является собственностью оцениваемого предприятия и поэтому не увеличивает  стоимость активов предприятия. На самом деле, торговая недвижимость, ее расположение и другие характеристики, является одним из важнейших факторов успеха торгового бизнеса и непосредственно  влияет на его стоимость. Поэтому, все  арендованное имущество и, в первую очередь, недвижимое имущество предприятий  торговли нужно оценивать. В данном случае активом, принадлежащим предприятию, является право аренды помещения  или оборудования, которое необходимо оценить и учесть при расчете  рыночной стоимости предприятия  торговли затратными методами.

Другой важной, но не всегда очевидной составляющей стоимости  торгового предприятия являются нематериальные активы. Самые распространенные нематериальные активы в торговле –  это торговые знаки и фирменные  наименования. Они обязательно подлежат оценке в составе активов предприятия. Другим, менее очевидным, активом  является так называемый гуд-вилл, или  деловая репутация предприятия. Деловая репутация – весьма широкое  понятие, которое применительно  к торговле включает в себя такие  преимущества предприятия как доверие  покупателей, их готовность делать покупки  именно в данной торговой точке, наличие  квалифицированного штата сотрудников, чья совместная работа позволяет  предприятию делать выручку выше, чем в соседних похожих магазинах. Положительная деловая репутация  может составлять весьма существенную часть стоимости торгового бизнеса, и поэтому также подлежит обязательной оценке в составе прочих активов  при оценке затратным подходом.

Одной из текущих особенностей торгового, и в первую очередь, розничного бизнеса является жесткая конкуренция. Торговля сейчас является одной из наиболее динамичных отраслей российской экономики, и предприятия розничной  торговли в борьбе за покупателя активно  конкурируют между собой как  по ценам, так и по наборам и  видам дополнительных услуг для  покупателей. Конкуренция идет и  в системе организации торговли – появляются различные новые  форматы торговых предприятий (гипермаркеты, интернет - магазины), которые успешно конкурируют с традиционными магазинами. Такая обостренная конкуренция постоянно ставит торговые предприятия перед выбором – «изменись или умри», что делает длительные прогнозы развития торгового бизнеса , особенно мелкого и среднего, затруднительными. Для оценщика это означает что традиционный срок прогнозного периода 5-7 лет, принятый для использования в оценке промышленных предприятий доходным подходом, в приложении к торговому бизнесу должен быть сокращен до 3-4 лет, а надбавка за риск в ставке дисконтирования – увеличена. Только учитывая все особенности ведения торгового бизнеса в современных условиях, и адекватно применяя существующие методы оценки, можно получить точную оценку рыночной стоимости торгового предприятия.

 

1.4. Цели оценки и виды стоимости

Профессиональный оценщик  в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.

Цель оценки состоит, как  правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой  клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.

Стороны, участвующие в  проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.

Оценка бизнеса осуществляется для:

-повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

-купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

-принятия обоснованного инвестиционного решения;

-купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;

-установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения) 
договора или смерти одного из партнеров;

-реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, 
поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как надо рассчитать цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;

-разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

-определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при 
кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

-страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;

-налогообложения. При определении налогооблагаемой базы нужно 
провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;

-принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая пере 
оценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;

-инвестиционного проектирования развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества  предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Оценка стоимости отдельных  элементов имущества предприятия  проводится в случаях:

-продажи какой-либо части недвижимости, например, чтобы: избавиться от неиспользуемых земельных участков, зданий, сооружений; расплатиться с кредиторами; расплатиться с партнерами при нанесении им ущерба согласно решению суда и т.д.;

-получения кредита под залог части недвижимости;

-страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;

-передачи недвижимости в аренду;

-определения налоговой базы для исчисления налога на имущество;

-оформления части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого создаваемого предприятия;

-оценки при разработке бизнес-плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;

-оценки недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.

    Оценка стоимости оборудования  необходима при:

*продаже некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально 
устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;

*оформлении залога под какую-то часть движимого имущества для 
обеспечения сделок и кредита;

*страховании движимого имущества;

*передаче машин и оборудования в аренду;

*организации лизинга машин и оборудования;

*определении налоговой базы для основных средств при исчислении 
налога на имущество;

*оформлении машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;

*оценке стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) проводится при:

*их перекупке, приобретении другой фирмой;

*предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется 
рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

*определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия 
незаконными действиями со стороны других предприятий;

*использовании их в качестве вклада в уставный капитал;

*определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для об 
щей оценки стоимости предприятия.

Обоснованность и достоверность  оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т. д.

Кроме ситуаций, в которых  оценка является реализацией права  государства, субъектов Федерации, муниципальных образований или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки, есть случаи, требующие обязательной оценки. Обязательность проведения оценки установлена в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 8). К таким случаям согласно Закону относятся сделки с объектами оценки, принадлежащими полностью или частично России, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям .

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора  учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:

*рыночная стоимость;

*стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;

*стоимость замещения объекта оценки;

*стоимость воспроизведения объекта оценки;

*стоимость объекта оценки при существующем использовании;

*инвестиционная стоимость;

*стоимость объекта для целей налогообложения;

*ликвидационная стоимость;

*утилизационная стоимость;

*специальная стоимость.

Кроме того, в международной  практике оценки применяются и другие виды стоимости.

Рассчитываемые оценщиком  виды стоимости можно классифицировать по различным критериям.

Информация о работе Методы и принципы оценки бизнеса