Методы и принципы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Курс «оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такими дисциплинами, как оценка недвижимости, оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка машин, оборудования и транспортных средств, реструктуризация предприятия, оценка ценных бумаг, оценка и реструктуризация кредитно-финансовых институтов.
Цель данной работы – формирование теоретических, методических и практических подходов к оценки бизнеса как самостоятельной дисциплины, с учетом особенностей современного состояния российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Методологические положения оценки бизнеса………………………..5
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности……………………………...5
1.2 Субъекты и объекты оценочной деятельности…………………………….12
1.3 Специфика бизнеса как объекта оценки…………………………………...16
1.4 Цели оценки и виды стоимости…………………………………………….20
1.5 Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса…………………….28
Глава 2. Методы и принципы оценки бизнеса…………………………………31
2.1 Принципы оценки бизнеса………………………………………………….31
2.2 Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса…………………..37
2.3 Процесс оценки……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка бизнеса контр.docx

— 84.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Методологические положения  оценки бизнеса………………………..5

1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности……………………………...5

1.2 Субъекты и объекты оценочной деятельности…………………………….12

1.3 Специфика бизнеса как  объекта оценки…………………………………...16

1.4 Цели оценки и виды  стоимости…………………………………………….20

1.5 Факторы, влияющие на  величину стоимости бизнеса…………………….28

Глава 2. Методы и принципы оценки бизнеса…………………………………31

2.1 Принципы оценки бизнеса………………………………………………….31

2.2 Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса…………………..37

2.3 Процесс оценки……………………………………………………………....41

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Согласно Федеральному закону «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или  частично Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации либо муниципальным  образованиям) является обязательной при приватизации, передачи в доверительное  управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном  кредитовании, передачи в качестве вклада в уставные капиталы.

Оценка бизнеса позволяет  оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий  или открытых акционерных обществ  с недостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федеральным  законом «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна проводиться  оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена  при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.

Возрастает потребность  в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы.

Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления  реструктуризации предприятия. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные  подходы к управлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит  предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую  рыночную цену, что и выступает  основной целью собственников и  задачей менеджеров фирмы в рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике  в России привел к появлению новой  профессии, утвержденной Министерством  труда РФ, - эксперт-оценщик. В связи  с растущими потребностями в  сфере услуг разрабатываются  законодательные методические основы оценочной деятельности, правительством РФ утверждены стандарты оценки. Оценочные дисциплины вводятся в учебные планы ведущих экономических учебных заведений.

Курс «оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такими дисциплинами, как  оценка недвижимости, оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка машин, оборудования и транспортных средств, реструктуризация предприятия, оценка ценных бумаг, оценка и реструктуризация кредитно-финансовых институтов.

Цель данной работы –  формирование теоретических, методических и практических подходов к оценки бизнеса  как самостоятельной дисциплины, с учетом особенностей современного состояния российской экономики. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методологические положения оценки бизнеса

 

Развитие рыночной экономики  в России привело к многообразию форм собственности и возрождения  собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном  обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и  вопросов.

Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимость его решения возникает  у предприятий, фирм, акционерных  обществ, финансовых институтов. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и систем страхование  также формируют потребность  в новой услуге – оценке стоимости  объектов и прав собственности.

Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при  создании развитой инфраструктуры, которая  необходима для дальнейших экономических  преобразований в нашей стране. Сегодня  оценка стоимости заняла достойное  место в рыночной системе хозяйствования. Уже 10 лет результаты оценки стоимости  различных объектов собственности  служат основой для принятия большинства  решений в частном и государственном  секторах. Оценка стоимости стала  неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без представлений  об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и  простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю.

 

1.1 Понятие и  сущность оценочной деятельности

В условиях рыночной экономики  и продавец, и покупатель, совершая сделки на «свой страх и риск», хотели бы знать заранее о возможном  результате, о цене продаж интересующего  их объекта. Однако рыночная цена становится известной только в итоге состоявшейся сделки. И не одному, даже выдающемуся, уму за всю историю человечества, от времени Аристотеля до наших дней, не удалось найти способ определения точной величины рыночной цены.   

Вместе с тем в основе рыночной цены сделки, выступающей  результатом согласования цены продавца и цены покупателя, лежит внутренняя величина-стоимость, которая, будучи количественно определенной в условиях конкретного рынка, представляет собой рыночную стоимость1. Именно эту величину чаще всего и пытается определить эксперт-оценщик. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (с изменениями по состоянию на 27 февраля 2003 г.) в ст. 3 дается такая формулировка: «Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».

Определяя стоимость объекта  оценки, оценщики используют информацию, представленную заказчиком, поступившую из внешних источников, содержащую наряду с другими сведения о состоянии рынка в целом и того сегмента, на котором «торгуется» оцениваемый объект. На основе полученной информации рассчитывается величина, отражающая в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие образование этого дохода, и др. Найденная величина может совпадать с будущей ценой сделки, а может и отличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и заказ продавца на оценку одного и того же объекта, оценщик скорее всего получит различные величины, так как наблюдается несоответствие информационной базы и ожиданий заказчиков. Однако такое расхождение не должно быть существенным. Следовательно, величина, определяемая оценщиком, - это и не рыночная цена, и не стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточное положение между ними, органично соединяя специфику оцениваемого объекта и существующие на момент оценки общерыночные параметры, выражая первое через второе. Поэтому любая стоимостная оценка «привязана» к конкретной дате.

Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельности, необходимо дать более развернутые ее определения. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое на первый взгляд определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менее основные черты данного процесса. Рас смотрим каждую из них. Во-первых, оценка стоимости бизнеса (предприятия) — это процесс. Для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, параметров объекта и выбранных методов. Во-вторых, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например: определить цели оценки, выбрать вид стоимости, подлежащей расчету; собрать и обработать требуемую информацию; обосновать методы оценки стоимости; рассчитать величину стоимости объекта, внести поправки; вывести итоговую величину; проверить и согласовать результаты. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие вольности приведут к искажению результата. Отсюда следует, что оценочная деятельность - процесс упорядоченный: все действия совершаются в определенной последовательности.

В-третьих, оценка стоимости - процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта, но какую стоимость надо определить, зависит от цели оценки, а также от параметров оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость; если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то вычисляется ликвидационная стоимость.

В-четвертых, процесс оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные показатели должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

В-пятых, сущностная черта  стоимостной оценки заключается  в ее связи с рыночной ситуацией. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технические характеристики, местоположение, генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущее состояние отрасли и экономики.

Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости бизнеса (предприятия). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал или период может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.

Продолжительность прогнозного  периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она «привязана» только к конкретной дате. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, необходимы постоянные оценка и переоценка объектов собственности.

Другим существенным фактором оценки в условиях рынка выступает  риск. Под риском понимаются непостоянство  и неопределенность, связанные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Иными словами, риск — это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют различные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым.

Результатом произведенной  оценки служат рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства...» (Закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 3).

В-шестых, рыночная стоимость  определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях или  долларах. При этом необходимые для  расчета стоимости вычисления целесообразно  проводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты в другую.

Вычисляя величину стоимости, оценщик старается полностью  учесть влияние основных факторов, к числу которых относятся: доход, генерируемый оцениваемым объектом; риски, сопровождающие получение этого дохода; среднерыночный уровень доходности; цены на аналогичные объекты; характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (составных элементов); конъюнктура рынка; текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.

Термин «оценка» используется в экономике, и не только в экономике, достаточно часто. Популярными являются словосочетания «оценка деятельности», «аудиторская оценка», «бухгалтерская оценка», «рейтинговая оценка». Чем же отличается от всех прочих рыночная оценка, или оценка стоимости?

Принципиальное значение имеет тот факт, что при качественной рыночной оценке не ограничиваются учетом лишь одних затрат, а обязательно принимают во внимание экономический имидж: положение предприятия на рынке; фактор времени; риски; уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы.

Данная концепция в  противовес бухгалтерской концепции  позволяет определить рыночную ценность фирмы. В концепции учитываются такие факторы, как время, риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная среда и внутренние особенности оцениваемого объекта. Согласно такому взгляду на оценку рыночная стоимость любого объекта, приносящего доход или поток денежной наличности, определяется как текущая стоимость ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающей требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций.

При балансовой (book values) или  бухгалтерской (accounting) оценке активы фирмы

А = О + СК,

где  О — обязательства;

СК — чистый собственный  капитал.

Информация о работе Методы и принципы оценки бизнеса