Методы и принципы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Курс «оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такими дисциплинами, как оценка недвижимости, оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка машин, оборудования и транспортных средств, реструктуризация предприятия, оценка ценных бумаг, оценка и реструктуризация кредитно-финансовых институтов.
Цель данной работы – формирование теоретических, методических и практических подходов к оценки бизнеса как самостоятельной дисциплины, с учетом особенностей современного состояния российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Методологические положения оценки бизнеса………………………..5
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности……………………………...5
1.2 Субъекты и объекты оценочной деятельности…………………………….12
1.3 Специфика бизнеса как объекта оценки…………………………………...16
1.4 Цели оценки и виды стоимости…………………………………………….20
1.5 Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса…………………….28
Глава 2. Методы и принципы оценки бизнеса…………………………………31
2.1 Принципы оценки бизнеса………………………………………………….31
2.2 Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса…………………..37
2.3 Процесс оценки……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка бизнеса контр.docx

— 84.70 Кб (Скачать файл)

При рыночной оценке в этом уравнении появляется еще одно слагаемое - неосязаемые активы (НА) и равенство приобретает вид

А' + НА' = O’ + CK’.

Неосязаемые активы включают такие элементы, как ценность гарантии, страховки, лицензии, хорошие взаимоотношения с клиентами, ценность доброго имени компании (гудвилл) и др.

При рыночной оценке реальный собственный капитал

СК' = (А' + НА') — О' = (А' —  О') + НА'.

С помощью этого уравнения  легко объяснить, почему фирмы с  отрицательным балансовым собственным капиталом все еще воспринимаются рынком как что-то ценное (например, неплатежеспособные депозитные институты, кредитные организации, находящиеся на грани банкротства). Причина в том, что отрицательный балансовый собственный капитал более чем компенсируется ценностью нематериальных активов.

Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная) или экономическая ценность не совпадают, то должен существовать скрытый или внебалансовый капитал.

Скрытый капитал имеет  два источника:

-разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А' — А);

- внебалансовых позиций (НА'), которые в соответствии с общепринятыми принципами и правилами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс.

Что касается риска, то бухгалтерская  оценка исходит из того, что «один  риск подходит всем». Однако каждая фирма  при получении дохода фактически сталкивается с различными видами риска и имеет свой собственный уровень получения дохода.

Таким образом, бухгалтерская  модель не позволяет реально оценить  фирму. Оценка же, проводимая на базе экономической концепции, дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем. Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей, поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов.

Оценка рыночной стоимости  позволяет продавцу и покупателю заключить сделку, ориентируясь на обоснованную стоимость товара, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, сколько ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономическое текущее развитие, реакцию рынка на объект сделки.

Знание величины рыночной стоимости дает возможность собственнику объекта усовершенствовать процесс  производства, разработать комплекс мероприятий, направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет  повысить эффективность управления и, следовательно, избежать банкротства и разорения.

Оценка помогает принять  правильное инвестиционное решение, сократив традиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы существенными: пришлось бы сформировать информационную базу, приобрести компьютерные программы и т.п., которые использовались бы один-два раза и не окупились бы. У профессионального же оценщика вследствие многократного использования средств производства, налаженных связей и контактов транзакционные издержки существенно ниже. Кроме того, для проведения оценочных работ необходимы особые профессиональные знания и навыки. Поэтому оценку стоимости проводят эксперты-оценщики, прошедшие специальную подготовку.

Заказывая оценку профессиональному  оценщику, инвестор заключает с ним  договор, в котором устанавливаются  права и обязанности сторон. Оценщик  несет определенную ответственность  за качество выполненных работ, а  значит, риск неправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика.

И наконец, оценка стоимости  в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и  регулирования экономики со стороны  государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

 

1.2. Субъекты и  объекты оценочной деятельности

Выяснив, что назначение оценки заключается в расчете  рыночной или иной стоимости объекта  оценки с целью эффективного управления и распоряжения им, нужно определить, кто же участвует в этом процессе и в отношении каких именно объектов он возможен. Оценка предполагает наличие оцениваемых объектов и субъектов оценки.

Субъектами оценочной  деятельности выступают физические и юридические лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

*органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований;

*оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

*профессиональные объединения оценщиков;

*заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

*потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.

Вместе с тем действующим  Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) регулируются взаимоотношения только между непосредственными  участниками оценки: тем, кто оценивает, и тем, кто заказывает оценку. Оценивать  объекты могут физические лица —  оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае именно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки1. В Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 4) субъектами оценочной деятельности «признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики — это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам «второго уровня».

Органы власти участвуют  в формировании порядка и определении  требований и условий для проведения оценки посредством разработки, принятия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими и контроль за деятельностью оценщиков.

Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях  более точного отражения существующих реалий экономической жизни в  нормативных правовых актах органов  власти предполагается целесообразным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков.

Что касается потребителей результатов оценки, то ими необязательно  являются заказчики. Потребителем результатов  оценки может быть любой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчика оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать. Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то здесь потребителем услуг независимого оценщика будут налоговые органы, использующие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта, для контроля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налогоплательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответственность за точность полученных в процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оценщика к объекту.

В целях защиты интересов  потребителей услуг оценщиков Министерством имущественных отношений РФ (Минимуществом России) принято Распоряжение «О Совете потребителей оценочных услуг» от 2 сентября 2002 г. № 3062-р. В соответствии с Распоряжением Минимуществом России ведется работа по созданию Совета потребителей оценочных услуг, в который будут входить представители крупнейших организаций, пользующихся данными услугами.

В случае, когда основанием для проведения оценки является договор  об оценке, на отношения сторон в  полной мере распространяются требования гражданского законодательства, в частности Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.).

Согласно Закону в договоре об оценке заказчиком, равно как  и оценщиком, могут выступать физические лица и юридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторонами оформляются в договоре об оценке конкретного объекта, ряда объектов оценки либо долговременного обслуживания заказчика по его заявлениям.

Следует отметить, что термин «оценщик» употребляется в двух смыслах: во-первых, оценщик — оценочная фирма или индивидуальный предприниматель, осуществляющий оценочную деятельность; во-вторых, оценщик — физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность. Профессия оценщика появилась в Квалификационном справочнике должностей руководителя, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития РФот 21 августа 1998 г. № 37.

Таким образом, осуществлять оценочную деятельность могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей правоспособностью, и юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, при соответствии этой деятельности их уставным целям и

получении лицензии на выполнение оценочной деятельности с учетом соблюдения его условий.

Более 1/3 оценщиков выполняют  свою деятельность в Центральном  федеральном округе, каждый пятый  участник рынка действует в Приволжском федеральном округе, примерно каждый десятый — в Южном, Сибирском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, более 4% лицензированных оценщиков — в Дальневосточном федеральном округе.

К объектам оценочной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона «Об  оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:

*отдельные материальные объекты (вещи);

*совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

*право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

*права требования, обязательства (долги);

*работа, услуги, информация;

*иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством России установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В зависимости от объекта  оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько  направлений специализации или  видов оценочных работ, например: оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов  и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли; оценка предприятия (бизнеса).

 

1.3. Специфика бизнеса  как объекта оценки

Особое место среди  объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость, как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.).

Основу любого бизнеса  составляет капитал, который функционирует  в рамках определенных организационных  структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (goodwill). Например, при оценке бизнеса — открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-ного пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал общества.

Владелец бизнеса имеет  право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса проявляется в использовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. Если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и последний становится товаром.

В то же время получение  дохода, воспроизводство или формирование другого бизнеса, нового предприятия  сопровождаются определенными затратами.

Полезность и затраты  в совокупности составляют величину, являющуюся основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Бизнес как определенный вид деятельности и предприятие (организация) как его организационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются соответствующего ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может  быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, особенности  которого обусловливают принципы, подходы  и методы его оценки.

Бизнес как товар имеет  ряд особенностей.

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты  и получение доходов разъединены  во времени. Причем размер ожидаемой  прибыли не известен, имеет вероятностный  характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени  их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Информация о работе Методы и принципы оценки бизнеса