Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса
1.2. Правовые основы малого бизнеса
Глава 2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия
2.1. Риск в малом бизнесе
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Российское агентство  постоянно стремится к расширению сферы своей деятельности. В последнее  время это прежде всего касается вопросов поддержки инвестиционной активности предприятий МСБ. Для  этого в структуре агентства  выделен специальный инвестиционный отдел, задачи которого сейчас таковы: подготовка и проведение обучения и консультирования по вопросам составления бизнес-планов, по инвестиционному проектированию и финансовому менеджменту; разработка и проведение экспертизы инвестиционных проектов; поиск источников их финансирования. Оно является официальным агентом Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по отбору предпринимательских проектов для предоставления кредитов. С участием агентства в рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг. разработана «Методика конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства».

Функции Российского  агентства по началу были в большой степени ориентированы на потребности развития МСБ в московском регионе, теперь оно стало играть роль неформальной методической и координирующей организационной структуры и в общероссийском масштабе.

Реализуется эта роль в значительной степени через активное участие в создании сети соответствующих региональных агентств в субъектах РФ (в настоящее время действует уже 47 таких агентств). Эта деятельность Российского агентства была предопределена федеральными органами власти: в декабре 1994 г. Правительство РФ приняло специальное постановление № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства». Этим документом принята схема финансирования работ по созданию сети региональных агентств за счет ассигнований из государственного бюджета, выделяемых по каналам Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса являются организациями, специально создаваемыми для оказания физическим и юридическим лицам услуг по становлению малого и среднего предпринимательства и обеспечению его результативного функционирования. Перечень таких услуг определяется степенью развития агентств и может включать практически все виды поддержки малого и среднего бизнеса — от сугубо информационного обслуживания и юридических консультаций до непосредственного участия в инвестициях. Агентства, как правило, не ставят своей основной целью получение прибыли, и поэтому их услуги, при достаточно высоком качестве, дешевле, чем предоставляемые другими организациями, а в ряде случаев и вовсе бесплатны, если агентства функционируют в контакте с органами власти и управления всех уровней и опираются на помощь этих органов.

В настоящее время  Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса возглавило работу по созданию единой информационной сети региональных агентств, ведущуюся при активном участии организаций, которые имеют большой опыт в области современных информационных технологий. И это важный этап деятельности и Российского, и региональных агентств. Практика показала, что определенная этапность служит весьма существенным условием эффективного организационного развития отдельных региональных агентств и их сети. Она предполагает постепенное движение по мере накопления организационного опыта, стабилизации финансового положения, оснащения современными организационно-техническими средствами и т.п. Столь же постепенно и последовательно должен формироваться пакет предоставляемых услуг, причем не по принципу простого расширения их перечня, а посредством отбора вариантов, наиболее выгодных агентствам и необходимых в том или ином конкретном регионе.

Оценку перспектив деятельности агентств поддержки МСБ правомерно связывать с тем, что ее значимость постоянно подчеркивается как федеральным  правительством, так и на уровне региональных властей. Это, разумеется, дает повод для оптимистических прогнозов. К сожалению, действующий механизм реальной поддержки МСБ еще нельзя признать отвечающим даже нынешним объективным требованиям, и тем более, задачам, которые могут и должны быть решены для повышении его инвестиционной активности.

Как известно, реализация программ инвестиционной поддержки  МСБ может иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого предпринимательства является эффективным  средством решения социальных проблем, и прежде всего проблемы занятости. Поэтому концепция социальной направленности финансовой поддержки сферы МСБ исходит из того, что осуществление социально полезных функций малого бизнеса должно дотироваться государством и обществом. Во-вторых, — важность развития МСБ с точки зрения эффективности использования народнохозяйственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые МСБ, должны, с позиций рыночной экономики, рассматриваться как инвестиции, способные принести прибыль.

Сейчас в стране, как известно, продолжается системный кризис, фактическая безработица не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Это, в частности, требует широких и активных мер по развитию МСБ. В то же время напряженность федерального и местных бюджетов, незначительность иностранных инвестиций не позволяют сформировать материально-финансовую базу, способную обеспечить проведение таких мер. Очевидно, выход из создавшегося положения может открыть разработка (и, разумеется, реализация) такой концепции инвестиционной поддержки сферы МСБ, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны расходоваться на формирование организаций и налаживание финансовых механизмов, способных обеспечить высокий уровень возврата вкладываемых ресурсов. Для реализации этой концепции можно выделить несколько основных направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестиционной деятельности МСБ.

1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки сферы МСБ. Главной задачей здесь является разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней.

2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на региональный уровень. Региональную политику инвестиционной поддержки таких предприятий необходимо строить с учетом качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки МСБ. При этом должны учитываться степень развития промышленного производства, ресурсная база, насыщение потребительского рынка, региональные проблемы занятости и социальной защищенности населения. Только комплексный учет всех этих факторов позволит выработать меры, обеспечивающие привлечение предпринимателей в сферы, наиболее отвечающие потребностям людей, и стимулировать развитие экономики в первую очередь за счет местных возможностей.

3. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы МСБ. Для усиления целевой направленности инвестиционного процесса в этой сфере и повышения его эффективности местные администрации должны быть с самого начала сориентированы на главные (приоритетные) направления в создании прогрессивной инвестиционной инфраструктуры МСБ.

4. Создание целостной инвестиционной инфраструктуры МСБ. Специализация организаций кредитно-финансовой системы МСБ может осуществляться по двум направлениям: а) инвестиционному — путем образования финансовых организаций, специализирующихся на инвестиционных операциях; б) ориентированному именно на операции с МП. Возможны и различные комбинации указанных направлений специализации кредитно-финансовых организаций сферы МСБ. Но в любом случае этим организациям должны предоставляться определенные льготы со стороны федеральных и региональных органов.

К сожалению, в настоящее  время создание специализированных инвестиционных банков и паевых инвестиционных фондов, аккумулирующих средства частных  инвесторов для размещения в качестве портфельных инвестиций в малые предприятия и объекты инфраструктуры МСБ, упирается в недоверие населения, страшащегося очередных «финансовых пирамид». Поэтому на начальном этапе необходима определенная идеологическая подготовка населения и представителей малого бизнеса. Не менее важно, чтобы для повышения доверия и предоставления гарантий подобные специализированные инвестиционные организации создавались под эгидой государственных, общественных или коммерческих организаций, уже имеющих успешный опыт работы в сфере малого предпринимательства и пользующихся авторитетом в этой области.

5. Роль агентств поддержки малого и среднего бизнеса в развитии кредитно-финансового и инвестиционного механизмов сферы МСБ. Эти агентства, действуя в регионах, в силу своего статуса имеют ряд особенностей, ставящих их в достаточно выгодное положение в предоставлении соответствующих услуг. Во-первых, региональные агентства полностью специализированы в своей области. В отличие от многих других организаций, для которых работа по поддержке МСБ является лишь временной или сопутствующей основной деятельности, эти агентства могут использовать преимущества своей специализации для эффективного постоянного накопления опыта и информации, привлечения высококвалифицированных специалистов, формирования постоянных связей с соответствующими административными органами и т.п. Поэтому услуги региональных агентств отличает хорошее качество, их консультации и другие формы поддержки малого и среднего бизнеса в целом высокопрофессиональны, а рекомендации — полезны и практически осуществимы. Во-вторых, такие агентства могут использовать все разнообразие форм и методов предоставления поддержки малому и среднему бизнесу. Это, в свою очередь, обеспечивает комплексность предоставления соответствующих услуг. В-третьих, региональные агентства изначально включены в систему федеральной, региональной и местной поддержки МСБ, что немаловажно для успешной реализации их регистрационных, инвестиционных и других функций. В-четвертых, региональные агентства объективно складываются в общую сеть взаимосвязанных и взаимно полезных организаций, охватывающих практически всю территорию России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Налогообложение  малого бизнеса. Влияние упрощенной  системы налогообложения на финансовое  состояние малых предприятий

Сложившаяся в экономике  ситуация требует незамедлительного  совершенствования налоговой системы. Проблема чрезвычайно многогранна  и делится на ряд частных проблем; К ним относятся: введение монополий  на ряд товаров, ограничения доходов  естественных монополистов, налоговое стимулирование инвестиционного процесса и производителей и много других. Какие-то мероприятия надо проводить немедленно, чтобы получить быстрый эффект, с какими-то можно подождать до определенной перспективы.

Представляется, что рациональное решение налогообложения малого бизнеса, в котором влияние неустойчивого, кризисного состояния финансовой системы на деятельность хозяйствующих субъектов проявляется особенно остро, может дать положительный результат достаточно быстро, поскольку одной из особенностей этого вида бизнеса является не столько его способность быстро разрушаться, сколько способность быстро восстанавливаться.

Нельзя сказать, что  в последние годы налогообложению  малого бизнеса совсем не уделялось  внимания. Скорее наоборот: здесь значительно  больше новаций, чем в других секторах экономики. Прежде всего это отражается в выходе в 1995г. Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в 1996г. Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом изменений от 01.01.2003г.. В июле 1998 г. вышел Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

С 1 января 2003 года применение упрощенной системы налогообложения (далее УСН) регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) налогообложения осуществляется юридическими лицами (организациями) и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Переход на упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями  при условии их соответствия следующим  критериям:

1. Среднесписочная численность  работников (до 15 человек), включая работающих  по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами

2. Совокупный  размер валовой выручки в течение  года (не выше 100.000-кратного размера  МРОТ), предшествующему кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы

Не имеют право применять  упрощенную систему налогообложения:

1.Организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров, а также  добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

2.Банки;

3.Страховщики;

4.Инвестиционные фонды;

5.Профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

6.Организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся игорным  бизнесом;

7.Негосударственные пенсионные  фонды;

8.Ломбарды;

9.Нотариусы, занимающиеся  частной практикой;

10.Организации, имеющие  филиалы (или) представительства;

11.Организации и индивидуальные  предприниматели, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции;

Информация о работе Малый бизнес в России