Малое предринимательство в современной рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Экономика России сегодня находится в стадии становления.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика 2.docx

— 87.71 Кб (Скачать файл)

Областной фонд поддержки предпринимателей. По экспертным оценкам, эффективность его работы характеризуется сохранением- более 1000 рабочих мест и созданием около 400 новых, увеличением объема выпуска продукции на 60 предприятиях, практически полным решением проблемы снабжения населения в районах хлебом за счет открытия мини-пекарен.

В целом по России создание целостной системы поддержки малого предпринимательства не завершено - в ряде субъектов Федерации еще не сформированы структуры, ориентированные на эту деятельность, а имеющиеся иногда не до укомплектованы, медленно разворачивают свою работу. Кроме того, в ряде регионов такие структуры занимаются самообеспечением, непрофильной деятельностью. Предпринимателям большинства регионов, особенно небольших городов, малодоступны кредиты и гарантии под кредиты, лизинговые, информационные услуги.

Важным направлением государственной политики в части инфраструктурного обеспечения должно стать создание в каждом субъекте Федерации базового “блока” институтов поддержки малого предпринимательства с учетом межрегиональных связей. Это направление должно найти отражение в новых федеральной и региональных программах.

Необходимым условием динамичного развития МП является формирование комплексной системы управления и функционирования объектов инфраструктуры. При этом следует распространять на региональном и местном уровнях апробированные удачные схемы и решения. Одновременно нужно проанализировать целесообразность наличия в каждом регионе всего набора положительно зарекомендовавших себя структур. Возможно расширение межрегиональных контактов с целью совместного использования уже созданных структур. Например, Новгородская область в состоянии оказывать отдельные услуги близ лежащим областям, а Московская область может воспользоваться услугами структур, созданных в Москве

 

2.3. Потенциал малого предпринимательства

Потенциал  малого   бизнеса   остается   нереализованным.   Существуют серьезные  экономические  и  административные  барьеры  для   выхода   новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы  развития  малых  предприятий,  связанные   с   высвобождением имущества   и   мощностей   крупных   предприятий,   их    демонополизацией, разукрупнением,  ликвидацией  или  перепрофилированием,  не   задействованы. Интересы  малого  предпринимательства   практически   не   учитываются   при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации  поставок для государственных нужд, формировании налоговой  системы,  в  таможенном  и внешнеэкономическом регулировании.14Ориентируясь   преимущественно    на    макроэкономические    реформы, государство,  по  существу,  сняло  с   себя   ответственность   за   судьбу экономически  активных  граждан,  работающих  в  секторе   малого   бизнеса, полагая, что  его  развитие  не  является  решающим  фактором  в  проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и  позиция  представителя  малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы  и  заботы учитываются государством в минимальной степени.  Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности  малых предприятий  в  2002  году  (таблицы  4  и  5)  позволяют  сделать  вывод  о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства

Таблица 4 - Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.15

Федеральные округа

Объем производства в 2002 г.

Справочно: 2001 г. в  % к 2000г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

В % к 2001 г.

РФ

794 286,8

5 517,6

119,3

109,1

Центральный

248 575,5

6 813,7

117,8

113,6

Северо-Западный

117 114,3

8 213,3

133,2

97,6

Южный

78 780,3

3 669,1

127,9

103,6

Приволжский

159 192,2

5 031,1

148,8

98,3

Уральский

71 788,0

5 733,8

82,1

204,5

Сибирский

71 796,5

3 495,1

103,1

110,1

|Дальневосточный

47 040,1

6 683,6

113,2

93,8


        В январе-сентябре 2002 г. производство продукции (работ, услуг) на  МП выросло на 19,3% относительно аналогичного  периода  предыдущего  года.  При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2001 г.

 

Таблица 5 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2002 г.16

Федеральные округа

Объем инвестиций в 2002 г.

Справочно: 2001 г. в  % к 2000г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

В % к 2001 г.

РФ

32772,2

227,7

148,3

85,6

Центральный

10680,6

292,8

175,9

75,8

Северо-Западный

2804,5

196,7

67,9

122,0

Южный

3194,1

148,8

116,8

119,7

Приволжский

9322,9

294,6

236,2

68,4

Уральский

2373,6

189,6

199,1

47,9

Сибирский

3265,7

159,0

101,0

110,7

Дальневосточный

1130,9

160,7

144,4

64,9


В январе-сентябре 2002 г. по сравнению с  январем-сентябрем  2001  г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли  почти  в  1,5 раза.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что  в  нынешних  условиях представители  малого  бизнеса  оказались  в наиболее  сложном   положении, которое определяется рядом моментов. Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная    государственная    политика    по    отношению     к     малому предпринимательству и системный подход к решению его  проблем.  Общепринятым стал тезис о том, что  малый  бизнес  развивается  скорее  не  благодаря,  а вопреки государственной политике.

Недостаток  урегулированности  экономических  отношений  не  позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным  правом, привлекать  кредиты  и  инвестиции,  что  зачастую  приводит  к  свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

К основным проблемам также модно отнести нежелание государства  видеть в секторе малого бизнеса  равноправного  субъекта  экономических  отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных  преобразований, который  при   минимальных   собственных   ресурсах   обеспечивает   высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий  собственник  не  имеет  каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и  в  налоговой  системах,  в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в  развитии  бизнеса, действует в необычайно сложных условиях  для выживания.  Для  представителя малого  бизнеса   становится   невыгодной   какая-либо   предпринимательская деятельность  в  сфере  производства,  и  в  большей   мере   он   стремится утвердиться в торговле или посредничестве.

Отношения представителей малого бизнеса  с  местной  властью  являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые  предприятия  становится естественной, объективной и надежной опорой власти в  решении  экономических проблем на  местном  уровне,  что  обеспечивает  данному  сектору  некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном  уровне  оказывается  в полной  зависимости  от  бюрократического  аппарата  в  лице  чиновничества. Неурегулированность   правового   положения    государственного    служащего позволяет  чиновнику  использовать  свое   служебное   место   для   изъятия значительных финансовых  и  материальных  средств  у  представителей  малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных  разрешительных  документов,  которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Малое предпринимательство  -  неотъемлемый  элемент  рыночной  системы хозяйства, без которого экономика и общество в  целом  не  могут  нормально существовать  и  развиваться.  Мелкие  предприниматели  представляют   собой наиболее  многочисленный  слой  частных  собственников  и   в   силу   своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической,  но и  в  политической  жизни  страны.   Мелкие  предприниматели   обеспечивают укрепление  рыночных  отношений,  основанных   на   демократии   и   частной собственности, а по своему экономическому положению  и  условиям  жизни  они близки к большей  части  населения  и  составляют  основу  среднего  класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном  этапе  развития  рыночных отношений,  именно   создание   и   энергичное   развитие   сектора   малого предпринимательства  должно  стать   основой   социальной   реструктуризации  общества, обеспечивающей подготовку  населения  и  переход  всего  хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были  предприняты  государством  в сфере малого бизнеса, носят противоречивый  и  непоследовательный  характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением  других мер, противодействующих  развитию  этого  сектора  экономики.  Пренебрежение государства  к  интересам  малого  бизнеса   отрицательно   сказывается   на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их  необратимости  может  служить только многочисленный средний класс общества. Основу  формирования  среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют  собой одну из реальных  сил,  обеспечивающих  социально-экономическое  возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин  и  факторов  на  современном этапе социально-экономических преобразований в России  вопросы  поддержки  и развития предпринимательства, и в первую очередь малого  бизнеса,  неизбежно должны  выдвигаться  в  центр  государственной  политики.  Анализ   ситуации свидетельствует о том, что малое  предпринимательство  начинает  играть  все более весомую роль в  развитии  национальной экономики,  становится  важным фактором социальной и политической стабильности в  обществе.  Фактически  за все годы реформ именно  малый  бизнес  был  единственным  растущим  сектором экономики,   обеспечивающим   отдачу   вложенных   средств   и   эффективное использование ресурсов. Он вбирал  в  себя  основную  часть  трудоспособного населения, высвобождаемого из  других  секторов,  снимая  тем  самым  острые социальные проблемы.

Для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции:

расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы;

способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;

сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;

помогают решать проблему занятости населения;

продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм);

дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.

Предпринимательские отношения и, в частности, отношения, связанные с организацией и деятельностью малого предпринимательства являются предметом регулирования нескольких отраслей законодательства гражданского, административного, налогового, бюджетного.В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими  с середины 80-х годов темпами  роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых  в них. Рост числа малых предприятий  в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное  развитие торгово-посреднического  малого предпринимательства стало  ответной реакцией на подрыв  первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли  еще в условиях бывшего СССР  и снятие запретов на частную  торговлю внутри страны создали  благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Информация о работе Малое предринимательство в современной рыночной экономике России