Малое предринимательство в современной рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Экономика России сегодня находится в стадии становления.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика 2.docx

— 87.71 Кб (Скачать файл)

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

в оптовой торговле — 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Несовершенство критерия численности рабочих, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

 

 

1.3. Роль малых предприятий в экономике России

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1). Как видно из табл. 1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.

К сожалению, за последние годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2004 — начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них   (в среднем за 2004 г.) — 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом

 

 

 

 

 

Таблица 1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах5.

страна

Число малых и средних фирм Число малых и средних фирм

Численность занятых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм, %

Тыс. ед.

В расчете на 1 тыс. жителей

В общей численности занятых

В ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11


Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80%, оптовой торговле — 86%, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы. О состоянии малого бизнеса США за 2003 г. свидетельствуют данные табл. 2.

Таблица 2. Индикаторы малого бизнеса США, 20036

Количество хозяйствующих субъектов

Млн

Малый бизнес с нанятыми работниками Малый бизнес без наемных работников

 

Всего хозяйствующих субъектов, заполнивших налоговые дек­ларации

 

Количество возникших фирм Количество ликвидированных фирм

Число банкротств

5,7 10,3

 

26,9

 

572,9

 

554,8

 

35,0


 

В последние годы ускорились концентрация и Централизация капитала в странах Европы, например в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, а также в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не будучи монопольными, они все свои усилия натравляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.   Все большее развитие в США получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-йоркской исследовательской фирмы link 15., Sources в 1993 г. в США полностью или частично работало на дому 39 млн. человек, в том числе 6 млн — после основной службы. По данным П. Розенблатта и др., свыше 90% из 15 млн малых предприятий в США составляют семейные предприятия — те, которыми владеют (или по меньшей мере управляют) и где ведут дела представители одной семьи. При этом само понятие «изюмный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес — один из вариантов мелкого бизнеса.

Научно-технический прогресс существенно раздвинул рамки возможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля — 53,8% приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги.

3.1. Социальная роль

Социальная значимость малого бизнеса определяется  массовостью  группы мелких  собственников  -  владельцев  малых  предприятий   и   их   наёмных работников,  общая  численность   которых   является   одной   из   наиболее существенных качественных характеристик любой  страны  с  развитой  рыночной экономикой. Именно эта группа  деятельного  населения  обслуживает  основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг  в  соответствии  с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого  слоя  мелких  собственников  (среднего   класса),   самостоятельно обеспечивающих  собственное  благосостояние  и  достойный   уровень   жизни, являющихся основой  социально-экономических  реформ,  гарантом  политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не  только источником средств к существованию,  но  и  способом  раскрытия  внутреннего потенциала  личности.  Объективно  неизбежная   реструктуризация   экономики вынуждает   все   большее    число    граждан    заняться    самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен  создавать  новые  рабочие места, а, следовательно, может  обеспечить  снижение  уровня  безработицы  и социальной напряженности  в  стране.  Массовое  развитие  малых  предприятий способствует  изменению  общественной  психологии  и  жизненных   ориентиров основной массы населения, является  единственной  альтернативой  социальному иждивенчеству.

 

3.2. Политическая роль

Политическое влияние малого бизнеса  в различных  странах  достаточноьвелико,   поскольку   эта   социальная   группа    давно    стала    основой сформировавшегося  среднего  класса,  наиболее  представительного  по  своей численности   и   являющегося    выразителем    политических    предпочтений  значительной   части   населения.   В   условиях   устойчивого    социально- экономического и  политического  развития  общества  мелкие  предприниматели отличаются наибольшей  приверженностью  принципам  демократии,  политической стабильности и экономической свободы. Слой  мелких  собственников  проявляет наибольшую активность, и  даже  агрессивность  при  возникновении  угрозы  в отношении  собственности,  так  как  в  отличие   от   крупных   и   средних собственников для владельцев малых  предприятий  их  собственность  зачастую является  единственным  средством  к  существованию  и  важнейшим   способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические  движения, либо  становится  объектом  борьбы  различных  политических  сил  за  голоса избирателей.  Данный    фактор     определяет     неразрывность     связи     малого предпринимательства с  интересами  местных  и  региональных  сообществ,  что обусловливает  его  зависимость  от   национальной   основы   и   составляет питательную  среду  для  его  патриотических настроений.  При   этом,   как свидетельствует   исторический   опыт   России   и   ряда   других    стран, патриотические  настроения  в  среде   мелких   собственников   в   условиях экономического спада и политической нестабильности могут  принимать  крайние формы и подталкивать их к  поддержке  наиболее  экстремистских  политических сил.

 

3.3. Экономическая роль

Существенная роль малого  предпринимательства  в  экономической  жизни стран с рыночной  системой  хозяйствования  определяется  тем,  что  в  этом секторе   экономики   действует   подавляющее    большинство    предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и  производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор  малого  бизнеса  наиболее  динамично  осваивает   новые   виды продукции и экономические ниши, развивается  в  отраслях,  непривлекательных для крупного бизнеса, и  т.п.  Важнейшими  особенностями  малых  предприятий являются  способность  к   ускоренному   освоению   инвестиций   и   высокая оборачиваемость  оборотных  средств.  Еще  одной  характерной  чертой  этого сектора  является  активная   инновационная   деятельность,   способствующая ускоренному  развитию  различных  отраслей  хозяйства   во   всех   секторах экономики.7

Присущие    малому    предпринимательству    гибкость    и     высокая приспособляемость   к   изменчивости   рыночной   конъюнктуры   способствуют стабилизации макроэкономических процессов в  стране.  Однако  этому  сектору свойственны относительно низкая  доходность, высокая  интенсивность  труда, сложности  с  внедрением  новых   технологий,   ограниченность   собственных ресурсов и повышенный риск в острой  конкурентной  борьбе.  Это  приводит  к постоянному обновлению в  секторе  МП  вследствие  массовых  банкротств  или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении  с относительной стабильностью общей численности малых предприятий  и  объёмами производства (табл. 1)  -  указывают  на  высокую  интенсивность  внутренних реорганизационных   процессов   внутри   МП,   способствующую    оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

 

 

Таблица 3 - Количество зарегистрированных малых предприятий8

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 01.01.03.г. в расчете на 100 тыс. населения.

Прирост /сокращение количества зарегистрированных МП на 100 тыс. населения на 2002г.

РФ

611,7

29,7

Центральный

905,9

63,2

Северо-Западный

928,5

76,2

Южный

397,7

18,1

Приволжский

469,3

56,6

Уральский

452,1

4,0

Сибирский

488,3

- 74,0

Информация о работе Малое предринимательство в современной рыночной экономике России