Малое предринимательство в современной рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Экономика России сегодня находится в стадии становления.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика 2.docx

— 87.71 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в  качестве  страны  с  рыночной  экономикой,  правильней  бы  было назвать эту экономику феодальной,  живущей  по  своим  собственным  законам. Управление развитием сегодня свелось к  созданию  максимально  благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей  остальной  части  населения.  Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует  – в  этом причина резкого замедления темпов  экономического  роста.  Видимо,  в  своем развитии Россия должна активно  использовать  богатейший  опыт  экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций.

Во всех развитых странах, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания  подавляющую долю 99,3-90,7 % от количества предприятий составляют малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности  занятых (например не более 500 человек) или размеру основного  капитала.на них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75-80% новых рабочих мест в отличии от крупных производств, где еобходимо сокращение занятости.

Но дело не только в количественных показателях. Этот сектр по своей сути является типичо рыночным и составляет основу совреьеной рыночой ифраструктуры.

Одним  из направлений  обеспечения  устойчивости  экономического  роста,   многократно подтвержденным  мировой  практикой,  является  развитие  малого  бизнеса   – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента  экономики       любой страны. Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. За  все  годы  реформ  фактически  именно  малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике  России малый  бизнес  пока  продолжает играть достаточно  незначительную  роль,  оставаясь  "в  тени".  Между  тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на  предприятиях  малого  бизнеса  способны:

Во-первых,  насытить  рынок  конкурентоспособной продукцией,

Во-вторых, создать новые рабочие места,

В-третьих, приступить  к формированию  основы  общества  в  любой  цивилизованной  стране  – среднего класса.

Таким  образом,  дальнейшее  развитие  ситуации   без   активного   и позитивного вмешательства государства может  привести  к  свертыванию  этого сектора экономики с  соответствующим  обострением  экономических  проблем  и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует,  чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие  малого  предпринимательства в  нашей  стране  стали  важнейшей   частью  общегосударственной   доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Малое предринимательство в современной рыночной  экономике России

1.1.Место малых предприятий в структуре экономики

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно  занимает  в  национальной  экономике  и  каковы  его отличительные  особенности.  Формирование  и  развитие  рыночных   отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и  развитие  различных форм собственности и различных секторов внутри каждой  формы  собственности. Рассматривая  частный  сектор  экономики,  можно  говорить  о  трёх  группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как  крупные, средние и малые предприятия в  зависимости  от  их  размеров.  Собственников этих предприятий  объединяет  единый  корпоративный  интерес  -  сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены  общие  черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с  тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из  этих  трёх  групп имеет свои внутренние интересы,  определяющие  стратегию  их  экономического поведения, отношение к государству и проводимой им  политике,  к  социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую  мощь страны.  В  целях  самосохранения  и  развития  он  тяготеет  к  интеграции, поглощая или контролируя более  мелких  партнёров,  с  одной  стороны,  а  с другой  -  объединяясь  в  международные  структуры,  теряя  частично   свою независимость и подпадая под влияние  более  сильных  партнёров.  При  этом, руководствуясь ситуацией  на  международном  рынке  и  выполняя  волю  более сильных   партнёров,   крупный   капитал   становится   орудием    экспансии международных предпринимательских структур на  внутреннем  рынке  страны.  В определённых  условиях  такая  зависимость  приводит  к  интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам1.

Средний  бизнес  в  большей  мере  зависит  в  своей  деятельности  от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден  вести  конкурентную  борьбу внутри  своей  группы,  а  также  с  крупным  отечественным  и   иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего  предпринимательства в  защите   на   внутреннем   рынке   путём   проведения   протекционистской государственной экономической политики и формирования,  определённых  правил рыночных  отношений,  что  предопределяет  более   тесную   связь   среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый  бизнес,  или  малое  предпринимательство,  представляет   самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости  в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти  политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению  они принадлежат   к   большинству   населения,    одновременно    являясь    как непосредственными производителями,  так  и  потребителями  широкого  спектра товаров  и  услуг.  Сектор   малого   предпринимательства   образует   самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных  рынках  и непосредственно  связанных  с  массовым  потребителем  товаров  и  услуг.  В совокупности с небольшими размерами малых предприятий,  их  технологической, производственной  и  управленческой  гибкостью   это   позволяет   чутко   и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка2.

Сектор малого предпринимательства  является  неотъемлемым,  объективно необходимым элементом любой развитой  хозяйственной  системы,  без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют  крупные  корпорации,  а наличие мощной экономической силы — крупного капитала  в  значительной  мере определяет  уровень  научно-технического  и  производственного   потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной  системой  хозяйствования  являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая  форма  деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается  и  циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются  питательной  средой для среднего и крупного бизнеса.3 Высокая приспособляемость  и  массовый  охват  практически  всех  сфер внутреннего рынка страны  обеспечивают  устойчивость  развития  экономики  и способствуют стабильности политического климата.Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в  странах с  развитой  экономикой  состоит  в  том,  что   крупное   производство   не противопоставляется  мелкому.  В  развитых  странах  культивируется  принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём  крупные  объединения  не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в  сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.   Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем,  узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров  и  услуг,  возможность

начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом -  все  эти черты малого бизнеса являются его  достоинствами,  повышающими  устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся  недостатками, сдерживающими его развитие. С  одной  стороны,  быстрое  реагирование  малых предприятий  на  изменения  условий  функционирования   делает   его   более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры  рынка, динамики   внешних   социально-экономических   и    политических    условий. Относительно  небольшой  капитал  сужает  рамки  производства,  ограничивает возможность   привлечения   дополнительных   ресурсов   (научно-технических, финансовых,  производственных,  трудовых  и  т.д.).  Ограниченные   масштабы производства  и  небольшое  количество  занятых  обусловливают  простоту   и эффективность управления предприятием.

 

 

1.2.Особенности малого предпринимательства в России

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими  его  от  малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его  совмещение в  рамках  одного  малого   предприятия   нескольких   видов   деятельности, невозможность  в  большинстве  случаев  ориентироваться  на  однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной  самостоятельности,  в  то  время как значительная часть зарубежных малых  предприятий  работает  на  условиях субподряда  и  т.п.;  -  общий   низкий   технический   уровень   и   низкая технологическая  оснащенность  в  сочетании  со  значительным  инновационным потенциалом. Российские    малые    предприятия    обладают    высокой     степенью приспособляемости   к   сложной   экономической   обстановке,   усугубляемой дезорганизацией  в  системе  государственного   управления   и   нарастающей криминализацией   общества.   В   то   время   как   неразвитость    системы самоорганизации  и  инфраструктуры  поддержки  малых  предприятий  негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса,  которое  во многом  зависит  от  эффективности  методов   государственного   управления, регулирования и контроля,  является  наличие  и  степень  развитости  рынков факторов  производства,  таких  как  рынок  капитал,  рынок   труда,   рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих  рынков и наличие  соответствующей  инфраструктуры,  обеспечивающей  их  эффективную работу, но и возможность доступа на  них  малых  предприятий,  повышения  их роли в формировании спроса,  а  также  полной  и  достоверной  информации  о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

Сущность малого бизнеса

«Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период»4. В 50-х годах создавалось около 93 000 компаний в год, а сегодня, каждый год создается более 700 000. Большинство из них относятся к малому бизнесу. Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям: «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Так в США] к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: 1. Размеры собственного капитала или совокупных активов;

2.Положение на рынке. Этот критерий используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения .

3.Величина активов. Таким образом, установлены несколько критериев (численность работников, размеры капитала, положение на рынке, величина активов), при соответствии которым предприятие может приобрести статус малого.

Информация о работе Малое предринимательство в современной рыночной экономике России