Малое предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса. Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………......3
1. Малые предприятия: сущность и основные черты……………..6
2. Преимущества малого бизнеса … …………………….. ……...10
3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………14
4. Проблемы становления малого бизнеса в России……………..22
Заключение……………………………………………………..…...29
Список использованных источников……………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Малые предприятия.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Существуют отрасли, где малое предпринимательство имеет явные конкурентные преимущества относительно крупного, занимает доминирующее положение, как по численности, так и по объему выручки. К таким отраслям относятся розничная, оптовая торговля и общественное питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве доминируют крупные формы организации бизнеса, доля малого бизнеса в них незначительна. В строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство занимает чуть менее половины численности и выручки.

    Малые предприятия - юридические лица демонстрируют более высокую степень организации и эффективности, чем индивидуальные предприниматели.

Исследование также  выявило наличие качественно  разнородных групп внутри сектора  малого предпринимательства. При наличии определенной стабильно работающей группы субъектов малого предпринимательства, подавляющее большинство малых бизнесов ведутся собственниками неэффективно и неорганизованно. Около половины всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства являются фиктивными, т.е. не ведут хозяйственной деятельности. Из оставшейся половины действующих субъектов предпринимательства, одна треть концентрирует в себе около 90% экономической активности, а на две трети приходится лишь 10%. Таким образом, основная экономическая нагрузка приходится лишь на 15% всех зарегистрированных субъектов малых предприятий, и около 35% выполняют социальные функции и формируют конкурентную среду. Общее количество "экономически активных" субъектов предпринимательства можно оценить в 8-10 тысяч.

     В ближайшее  время на развитие рынка торговли  и общественного питания в  области окажут влияние следующие  тенденции:

- повышение жизненного  уровня и изменение культуры  потребления приведет к появлению  новых рыночных возможностей для предпринимателей в сфере торговли и общественного питания;

- развитие крупных  розничных и дистрибьюторских  сетей значительно ослабит конкурентные  позиции непрофессиональных форм  розничной и оптовой торговли. “Базарные” формы торговли будут  заменяться на цивилизованные; те предприниматели, которые не смогут вовремя сориентироваться и сделать соответствующие инвестиции, будут вынуждены уйти с рынка;

- процессы вертикальной  интеграции в промышленности  будут стимулировать создание  организованных форм оптовой торговли, что приведет к потере самостоятельности существующих оптовых структур.

А теперь основные «конкурентные  преимущества» малого бизнеса:

Близость к клиенту. В отличие от крупных «многопалубных»  компаний, в малом бизнесе практически  все находятся на «линии огня» — в повседневном общении с клиентами. Это позволяет им быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и ниже по качеству.

Способность постоянно  изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость  от клиента и поставщиков, необходимость  непрерывно изыскивать новые возможности  снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.

Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации по мере ее расширения объем решаемых управленческих задач  растет в геометрической прогрессии и соответственно имеет место  рост удельных накладных расходов на постоянно увеличивающийся управленческий аппарат. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.

Использование «малых ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствующихся идеей масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко добиваются расширения данной ниши, которая со временем может стать новым, крупным источником дохода.

Инновационный потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания  быстро и адекватно реагировать  на изменения в бизнес-среде, в  технологии и предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед.

Возможность объединять усилия. Чтобы противостоять крупным  конкурентам, мелкие компании идут на объединение усилий (краткосрочное или долгосрочное) и создание различного рода альянсов, сетей, кластеров.

Важно помнить, что вы действуете в зоне высокого риска, где  достижение успеха является скорее исключением, чем правилом. В этой связи очень  полезно иметь «запасной парашют» — по крайней мере еще одно направление бизнеса, на которое вы сможете переключиться в случае, если первое окажется бесперспективным. Если вы создаете свой малый бизнес, то вам полезно, во-первых, определиться с тем, к какой из вышеперечисленных категорий может быть отнесен ваш новый бизнес, и соответственно выстраивать стратегию развития. Очень важно иметь ясное и реалистичное представление о своих ключевых компетенциях и ответить себе на важнейшие вопросы: почему клиенты предпочтут мои продукты или услуги, а не конкурентов? Что меня выгодно отличает от них? Затем следует решить, на какие конкретно конкурентные преимущества вы сделаете ставку. В-третьих, нужно выстроить долгосрочное видение (описать то, чего бы вы хотели достичь через 5-10 лет) и незамедлительно переходить к действиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса

     После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег. 

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается  свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Для обеспечения устойчивого  и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства.

Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей: 1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках; 2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий; 3. Улучшение деловой среды для малых предприятий; 4.  Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов. В своих планах работы на период до 2013 г., агентство SBA основывается на анализе результатов деятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства.

Наряду с этим, планируется  продолжение работ по смягчению  избыточных норм правового регулирования  предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели.

В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических целей, которые  должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства SBA. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей.

В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с  целью внесения необходимых корректив  для обеспечения достижения поставленных стратегических целей.    Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г. Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения, поставленных стратегических целей. Стратегическая цель № 1. "Расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны и на слаборазвитых рынках". В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаря предоставленным им кредитным гарантиям агентства SBA, осуществляют непосредственное финансирование малых предприятий. Однако в рамках национальной программы помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам. Роль агентства SBA заключается в разработке национальных программ по предоставлению государственных гарантий уполномоченным организациям, осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансирование инвестиционных проектов. Наличие государственных гарантий у этих организаций, позволяет минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая им доступ к финансовым ресурсам. Наряду с этим, агентство SBA также обеспечивает поручительство по облигационным займам малых предприятий. Важное место в деятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой и консультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла предприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и в организации бизнеса «с нуля», сопровождаемая постоянными консультациями по совершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшего развития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаются комплексные консультации о последовательности операций и порядке выхода из бизнеса при его переуступке, продаже или ликвидации. Наряду этим, агентство SBA также осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов на выполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд. Для достижения этой цели агентству SBA необходимо обеспечить выполнение трёх следующих долговременных задач: 1.1. Усовершенствовать механизм доступа малых предприятий к комплексу программ и услуг, реализуемых агентством SBA для ускорения процессов формирования новых предприятий, что будет способствовать повышению их деловой активности и увеличению количества рабочих мест. 1.2. Осуществить поддержку предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных районах с низким уровнем доходов населения и с высоким уровнем безработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнеса в военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил. 1.3. Создать эффективную систему управления финансовыми ресурсами и деятельностью на рынке ценных бумаг, основанную на полной отчетности расходования бюджетных средств, сопровождаемой постоянным контролем достигнутых результатов. Стратегическая цель 2. "Оказание своевременной финансовой поддержки домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и предприятиям, пострадавшим от стихийных бедствий".

Для поддержки  пострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентством SBA реализуется специальная программа кредитования предприятий, некоммерческих организаций и частных лиц, предусматривающая предоставление льготных кредитов на продолжительные сроки по низким ставкам.

Причём, в рамках этой программы агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим на основании представленных ими  заявок. Эта программа является важнейшим  источником экономической поддержки  районов, пострадавших от стихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновить деловую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путём решения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджета страны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабов причинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. и от урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд. Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийных бедствий: - Кредиты на восстановление или замену застрахованного или незастрахованного движимого и недвижимого имущества, принадлежащего домовладельцам, арендаторам, предприятиям любого размера и некоммерческим организациям; - Кредиты малым предприятиям на приобретение оборотных средств, необходимых для преодоления экономических последствий стихийных бедствий на период, достаточный для полного восстановления деловой активности. Стратегическая цель 3. "Улучшение деловой среды для деятельности малых предприятий". Несмотря на огромную роль малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, он несёт значительные потери из-за чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности и больших объёмов бюрократических процедур, связанных с подготовкой отчетности и выполнением различных предписаний. Проведённые исследования показали, что для соблюдения всех государственных предписаний, малые предприятия с числом занятых менее 20 человек, ежегодно несут трудозатраты в расчете на 1 человека на 45% больше, чем крупные компании.

В этой связи, агентство SBA, представляя интересы малого бизнеса в органах власти, стремится к усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малым предприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многим предприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработку инновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBA намерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи: 3.1. Обеспечить представление интересов малого бизнеса во всех органах государственной власти, одновременно принимая меры для уменьшения негативного влияния от чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности; 3.2. Ускорить создание благоприятной и дружественной среды для развития малого бизнеса в стране. Стратегическая цель 4. "Обеспечение высокого уровня организационного управления в структурных подразделениях агентства SBA". Повышение эффективности поддержки малого предпринимательства напрямую связано с совершенствованием системы управления во всех структурных подразделениях агентства. В значительной мере это зависит от уровня квалификации штатных сотрудников агентства и их мотивации к труду. В условиях ужесточения конкуренции на внутренних и международных рынках, все большее значение приобретает своевременность и адекватность принимаемых мер поддержки малого предпринимательства, отвечающая динамичным изменениям в социально-экономической жизни страны. Это диктует высокие требования к обеспечению надёжного информационного, технологического и финансового обеспечения взаимодействия всех структурных подразделений агентства при реализации всего комплекса программ поддержки предпринимательства. Для этого необходимо сосредоточить основное внимание на следующих долговременных задачах: 4.1. Совершенствование политики подбора персонала и всемерное содействие повышению квалификации специалистов и руководящих работников для обеспечения эффективной и качественной реализации программ поддержки малого предпринимательства. 4.2. Обеспечение безопасности информационной среды для осуществления оперативной деятельности всей инфраструктуры агентства SBA. 4.3. Применение прогрессивных методов финансирования и управления, гарантирующих действенную и эффективную реализацию программ поддержки предпринимательства. Таким образом, несмотря на экономический кризис, Правительство США, оказывая целевую финансовую поддержку деятельности агентства SBA, намерено обеспечить выполнение плана стратегического развития малого предпринимательства до 2013 г.

Информация о работе Малое предприятие