Малые инновационные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:25, доклад

Краткое описание

Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:
финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

Вложенные файлы: 1 файл

малые инновац предприятия.docx

— 23.28 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области «Индустриально-педагогический колледж» 
 
 
 

Сообщение

«Малые  инновационные предприятия»

Предмет: Инновационный менеджмент 
 
 

Выполнила:

студентка 41 гр. мен

Бычкова Анастасия. 
 
 
 
 
 
 

г. Черняховск, 2011 г.

     Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности.

     Обычно  выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

  • финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
  • производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
  • информационная - собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п.;
  • кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
  • экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

     Особенности и стратегия развития малого наукоемкого бизнеса в НИС

     Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом НИС, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые фирмы часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар. Вследствие рискового характера деятельности их состав постоянно меняется: одни фирмы исчезают, другие появляются.

     В России динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли ”Наука и научное обслуживание”, устойчиво  отрицательная. Если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило  около 23 тыс. Вместе с тем следует  отметить, что подобные предприятия  активно работают и в различных  отраслях промышленности. По оценкам  экспертов, в этом секторе сосредоточено  около 120 тыс. малых предприятий.

     Все отечественные МИП, действующие  в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ  или вузах, и самостоятельные  структуры.

     МИП первого типа - это фирмы, которые  были основаны сотрудниками НИИ или  вузов, а также компании, владеющие  лицензиями на ключевые технологии материнской  организации. Большинство МИП относится  именно к такому типу. Существование  при НИИ дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. В последнее время происходит постепенное сокращение количества таких МИП. Поэтому сегодня и обозначилась тенденция к возврату коллективов МИП в структуру тех организаций, от которых они когда-то отделились.

     Самостоятельных МИП значительно меньше. Они выживают благодаря тому, что смогли найти  свою ”нишу” на рынке наукоемкой продукции.

     Основные  факторы, препятствующие развитию малых  инновационных фирм, очевидны: неразвитость инфраструктуры (финансовой, производственной, кадровой), нехватка оборотных средств (доступа к кредитам), невысокий  спрос со стороны промышленных предприятий.

     Становление малой наукоемкой фирмы, как правило, укладывается в рамки одной из четырех стратегий.

  • Ученые или инженеры разрабатывают технологию (продукт), который, по их мнению, имеет коммерческий потенциал. Они создают МИП и пытаются найти потребителей (покупателей) своего продукта. Это - классическая ситуация ”технологического толчка” (technology push), когда разработки дают импульс процессу коммерциализации.
  • Создание фирмы предваряется патентованием разработки, а начало ее функционирования связано с грамотной лицензионной политикой.
  • Ученые уходят из науки, занимаются торгово-посреднической деятельностью, зарабатывая первоначальный капитал, а затем создают МИП.
  • Представители бизнеса, заинтересованные в производстве наукоемкой продукции, изучают потребности рынка, находят разработчиков, развивают НИОКР и затем - собственное производство. В данном случае спрос диктует заказ на разработку технологий (demand pull). Как правило, такой подход оказывается наиболее успешным, поскольку основывается на потребностях рынка.

     В настоящее время наиболее распространены первая и третья стратегии создания отечественных МИП.

     Финансовая  инфраструктура

     Финансовая  инфраструктура инновационной сферы  стала создаваться после распада  СССР. Вначале главным ее назначением  было не инновационное развитие, а  сохранение и поддержка обширного  научного комплекса, в том числе  той его части, которая связана  с прикладными исследованиями и  разработками. На сегодняшний день финансовая инфраструктура научной  и инновационной деятельности представлена следующими организациями, созданными при участии государства: Российским фондом фундаментальных исследований (1992 г.), Российским гуманитарным научным  фондом (1994 г.), Российским фондом технологического развития (1992 г.), Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере (Фондом содействия) (1994 г.), Венчурным  инновационным фондом (ВИФ) (2000 г.).

     РФФИ  и РГНФ являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых в результате открытого конкурса.

     Российский  фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. существование Единого фонда развития науки и техники. РФТР в основном поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок; главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия.

     Фонд  содействия (государственное бюджетное учреждение) занимается поддержкой малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с ноября 2003 г. и финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу CТАРТ. В ее рамках осуществляется так называемое ”посевное” финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития. Уровень успеха программы - около 10% (показатель, принятый во всем мире для оценки высокорисковых инновационных проектов).

     Венчурный инновационный фонд (некоммерческая организация с государственным участием), формирующий на основе долевого финансирования отраслевые и региональные венчурные фонды.

     Масштабы помощи российским МИП сегодня очень малы. Так, РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов. При этом 39% заявителей смогли существенно увеличить долю продаж. Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тыс. малых предприятий, около половины из них устойчиво развиваются (для сравнения: в рамках американской программы SBIR - ”Инновационные исследования малого бизнеса” - за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тыс. малых фирм)1.

     ВИФ оказался наименее успешным. Он организован  по модели израильского Фонда ”Yozma”, на базе которого в течение трех лет было создано десять региональных фондов. Предполагалось, что ВИФ начнет работать с такой же эффективностью, однако этого не произошло. Сегодня в процессе создания находятся два фонда - региональный и отраслевой. Планируется, что их бюджеты составят около 10 млн. долл. каждый (это даст возможность за три года собрать ”портфель” из 10-15 компаний). Однако данные суммы позволят осуществить лишь однократные вложения, поэтому пока формируемые фонды больше похожи на ”демонстрационные модели”, чем на действующие структуры.

     Основные  причины недостаточного развития российских венчурных фондов в том, что, во-первых, государство не берет на себя реальные риски, а во-вторых, отсутствуют стимулы  к вложениям в высокорисковые проекты (сегодня значительно проще и надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли).

     За  рубежом развитию способствуют:

  • значительный капитал институциональных и частных инвесторов, аккумулированный развитой системой финансовых посредников;
  • профессиональные менеджеры, способные оценить перспективу развития данного направления и выступающие связующим звеном между капиталом и его конкретным приложением;
  • высокий коммерческий потенциал разработок, осуществляемых малыми инновационными компаниями;
  • развитый рынок ценных бумаг, позволяющий реализовать финансовые технологии выхода из инвестиций;
  • высокая емкость и платежеспособность потребительских рынков для компаний с венчурным капиталом.

     В России подобных предпосылок пока нет. Фонды как субъекты, реализующие  специфические механизмы финансирования участников научной и инновационной  деятельности, начинали свою работу, что  называется, на заре становления рыночной экономики. Это относится практически  ко всем существующим ныне государственным  фондам. Поэтому неудивительно, что  по мере принятия ряда основополагающих законов и кодексов (а также  отраслевых законодательных актов), регулирующих деятельность экономических  субъектов, положения и регламенты, определяющие работу фондов, стали  входить с ними в противоречие.

     Производственно-технологическая  инфраструктура

     Производственно-технологическая  инфраструктура включает технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы (ИПК), а также центры по передаче технологий. Почти все они создавались при участии государства, но в дальнейшем поддержка им не оказывалась.

     Российские ИТЦ и технопарки (за редким исключением) не выполняют функций инкубирования, а служат своеобразными ”площадками безопасности”, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. В итоге сроки пребывания малых фирм в этих структурах не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около десяти лет (при международном стандарте два-три года).

     Выводы

     В настоящее время отечественную  НИС можно квалифицировать как  модель переходного типа, сочетающую в себе элементы административно-командной  и рыночной систем. Этому есть несколько  причин. Первая - на государственном  уровне нет четкого видения будущей  модели научно-инновационной сферы.

     Существуют  и более частные проблемы:

  • сохранение стиля управления, который был принят в административно-командной экономике. Поэтому основными подходами являются прямое и уравнительное финансирование тех или иных инициатив. Получив единожды статус (например, ИТЦ или технопарка), организация сохраняет его за собой неопределенное время. Серьезного пересмотра статуса по итогам деятельности не проводится;
  • ограниченная поддержка даже приоритетной группы участников инновационного процесса - МИП. Три фонда со скромными в масштабах страны средствами не в состоянии обеспечить становление малого инновационного бизнеса;
  • отсутствие косвенного регулирования инновационной деятельности. Сектор малого предпринимательства в условиях, когда крупная промышленность не заинтересована в инновациях, не может быть эффективным;
  • нечеткость законодательного регулирования, связанного с функционированием инновационной инфраструктуры;
  • копирование зарубежных моделей, происходящее, как правило, без учета экономического контекста, в котором эти модели (механизмы) функционируют.

Информация о работе Малые инновационные предприятия