Малое предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса. Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………......3
1. Малые предприятия: сущность и основные черты……………..6
2. Преимущества малого бизнеса … …………………….. ……...10
3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………14
4. Проблемы становления малого бизнеса в России……………..22
Заключение……………………………………………………..…...29
Список использованных источников……………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Малые предприятия.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………......3

1. Малые предприятия:  сущность и основные черты……………..6

2. Преимущества  малого бизнеса  … …………………….. ……...10

3 Зарубежный  опыт развития малого бизнеса……………………14

      4. Проблемы становления малого бизнеса в России……………..22

Заключение……………………………………………………..…...29

Список использованных источников……………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Актуальность данной  темы определена в первую очередь  объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.     

 Значимость  изучения проблематики малого  предпринимательства усиливается  тем, что именно малому бизнесу,  пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.    

 Без поддержки  государства и без собственного  внутригруппового взаимодействия  малый бизнес не всегда способен  успешно противостоять в конкурентной  борьбе крупному капиталу, отстаивать  свои экономические, политические и социальные интересы.    

 Потенциал  малых предприятий остается нереализованным.  Существуют серьезные экономические  и административные барьеры для  выхода новых предприятий на  рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.     

 Сложившееся  положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.    

 Государство  не желает видеть в секторе  малого предпринимательства равноправного  субъекта экономических отношений,  наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас  для российской экономики.     

 А в то  же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

 

   Теоретической и методологической базой для написания курсовой работы    послужили труды таких ученых, экономистов как Бабаева Л.Б, Гукасьян Г.М. , Горфинкель В.Я и т.д.

  Целью данной работы является  раскрытие основных  теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик ,роль малых фирм ,и их развитие в разных странах мира ,включая Россию.

    Курсовая  работа состоит из введения,4глав,заключения и списка использованных источников.

  В первом вопросе курсовой работы даются определения малого бизнеса , а так же содержит  группы устойчивых черт малого предпринимательства.

    Второй вопрос рассматривает  преимущества малого бизнеса в экономике нашей страны  и за рубежом.

   Третий вопрос рассматривает зарубежный опыт развития малого бизнеса в экономическом росте стран.

   Четвертый вопрос курсовой работы является основным ,так как именно в нем произведен детальный анализ проблем стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малые  предприятия: сущность и основные черты

         Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.  Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.    

  Под субъектами  малого предпринимательства понимаются  также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».    

 Итак, основные  экономические черты малого предпринимательства:

-обособленность (т.е. хозяйствование на свой  страх и риск);

-специализация  на каком-либо виде деятельности;

-реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке.

  Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером  производственного процесса:

-ограниченность  масштабов применяемых средств  производства и технологических процессов;

-небольшая номенклатура  выпускаемых изделий, т.е. узкая  специализация;

-упрощенность  системы сбыта.

2. Спецификой  системы управления и руководства:

-единство права  собственности и непосредственного  управления предприятием;

-особое значение  роли руководителя в жизни  предприятия, его непосредственную  включенность практически во  все функциональные области;

-компактность  управленческой команды и многофункциональность  менеджеров;

-отсутствие  громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

-быстрота принятия  решений.

3. Состоянием  отдельных компонентов (кадры,  финансы и т.д.):

-особый, персонифицированный  характер отношений между работником  и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

-гибкость, восприимчивость  к нововведениям;

-небольшой масштаб  используемых финансовых ресурсов;

-низкая капитализация,  означающая, что владельцы пускают  на расширение основного капитала  лишь малую долю доходов;

-высокая оборачиваемость  капитала;

-существенное  влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений,  выбор правовых форм и на  другие параметры хозяйственной  деятельности семейных и родственных  связей, что обусловлено правом  наследования.

4. Особенностями  внешних воздействий:

-локальность  ресурсных и сбытовых рынков;

-неформальность  взаимоотношений с узким кругом  поставщиков и потребителей;

-положение «ведомого»  в системе кооперационных связей  с крупными и средними предприятиями;

-сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

-ограниченность  источников финансирования и  хроническая нехватка капиталов  (если «гиганты» черпают необходимые  ресурсы главным образом через  фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

-большая степень  зависимости от системы поддержки  малого предпринимательства.    

 Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.    

 Российский малый бизнес  обладает некоторыми отличающими  его от малых предприятий зарубежных  стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

-совмещение в рамках  одного малого предприятия нескольких  видов деятельности, невозможность  в большинстве случаев ориентироваться  на однопродуктовую модель развития;

-стремление к максимальной  самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

-общий низкий технический  уровень и низкая технологическая  оснащенность в сочетании со  значительным инновационным потенциалом;

-высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

-низкий управленческий  уровень, недостаток знаний, опыта  и культуры рыночных отношений;

-высокая степень приспособляемости  к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

-неразвитость системы  самоорганизации и инфраструктуры  поддержки малых предприятий;

-стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

-работа в условиях  отсутствия полной и достоверной  информации о состоянии и конъюнктуре  рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих  услуг.

    Итак ,малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Преимущества  малого бизнеса

       Малое предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу.

Попробуем рассмотреть  вопрос на основе изучения соотношения  конкурентных преимуществ малого и  крупного бизнеса, это обусловлено  актуальностью и значимостью этой темы для формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях. Важность таких разработок определяется также незначительным количеством аналитических работ, рассматривающих малый и крупный бизнес именно с этой точки зрения . Рассмотрение малого бизнеса как противоположность крупного, а понятия "малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых должно стать приоритетным для органов власти, в виду наличия существенных отраслевых различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности по сравнению с крупными и средними предприятиями.

Информация о работе Малое предприятие