Концепция предпринимательского кодекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 04:13, лекция

Краткое описание

Предпринимательское законодательство является частью частного права, а поэтому представляется целесообразным рассматривать данный раздел как логическое юридико-техническое продолжение гражданского права, отягощенного предпринимательским элементом;
Предпринимательская деятельность закрепляется как совокупность трех социальных факторов: отношения между субъектами предпринимательской деятельности; между предпринимателями и другими хозяйствующими субъектами; между предпринимателями и государством.

Содержание

Раздел I. Отрасли предпринимательского законодательства, подлежащие кодификации
Стр. 2 - 12
А. Общая часть
Стр. 2 - 7
Б. Особенная часть
Стр. 7 - 12
Раздел II. Концепция Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 13 - 23
Раздел III. Техническое задание для написания текста Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 24 - 33
I. Основание разработки проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 24 - 25
II. Перечень документов, подлежащих разработке
Стр. 25 - 31
III. Примерная структура законопроекта
Стр. 31 - 32
IV. Виды, этапы и сроки работы
Стр. 32 - 33
IV. Порядок финансирования и смета расходов
Стр. 33 - 33
Раздел IV. План (оглавление) разделов проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 34 - 52
Общая часть
Стр. 34 - 45
Особенная часть
Стр. 46 - 52
Раздел V. Краткое изложение промежуточного отчета по подготовке проекта концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации (ПК РФ)
Стр. 53

Вложенные файлы: 1 файл

Kontseptsiya_Predprinimatelskogo_kodeksa_Rossii.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)


План

 

Раздел I. Отрасли предпринимательского законодательства, подлежащие кодификации

Стр. 2 - 12

А. Общая часть

Стр. 2 - 7

Б. Особенная часть

Стр. 7 - 12

Раздел II. Концепция Предпринимательского кодекса Российской Федерации

Стр. 13 - 23

Раздел III. Техническое задание для написания текста Предпринимательского кодекса Российской Федерации

Стр. 24 - 33

I. Основание разработки проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации

Стр. 24 - 25

II. Перечень документов, подлежащих разработке

Стр. 25 - 31

III. Примерная структура законопроекта

Стр. 31 - 32

IV. Виды, этапы и сроки работы

Стр. 32 - 33

IV. Порядок финансирования и смета расходов

Стр. 33 - 33

Раздел IV. План (оглавление) разделов проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации

Стр. 34 - 52

Общая часть

Стр. 34 - 45

Особенная часть

Стр. 46 - 52

Раздел V. Краткое изложение промежуточного отчета по подготовке проекта концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации (ПК РФ)

Стр. 53 - 69


 

Раздел I. Отрасли предпринимательского законодательства, подлежащие кодификации

 

Кодификации подлежат следующие  отрасли сложившегося предпринимательского законодательства.

 

А. Общая часть

 

  1. Понятие предпринимательской деятельности

В настоящий момент это понятие регулируется нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации

 

Предпринимательское законодательство является частью частного права, а поэтому представляется целесообразным рассматривать данный раздел как логическое юридико-техническое  продолжение гражданского права, отягощенного предпринимательским элементом;

Предпринимательская деятельность закрепляется как совокупность трех социальных факторов: отношения  между субъектами предпринимательской  деятельности; между предпринимателями  и другими хозяйствующими субъектами; между предпринимателями и государством.

Основные виды предпринимательской деятельности привязаны к отраслям экономики, каждая из которых имеет самостоятельный предмет хозяйственной деятельности и потому регулируется самостоятельным отраслевым предпринимательским законодательством.

Государственная защита и поддержка предоставляется  тем видам предпринимательской  деятельности, которые полагаются соответствующим  интересам общественного и хозяйственного развития государства.

 

  1. Субъекты предпринимательской деятельности и Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

 

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон  «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.;

Федеральный закон "О  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях" от 14.11.2002 г.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г.;

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8.02 1998 г.;

Федеральный закон "О  производственных кооперативах" от 8 .05.1996 г.

 

Данный раздел должен быть переработан в направлении коррекции существующих видов юридических лиц.

Во-первых, представляется необходимым внести изменения в  гражданское законодательство с  целью разделить все юридические  лица на лица публичного права, созданные  государством, муниципальными образованиями и их органами, и лица частного права, созданные для коммерческой и иной деятельности.

Во-вторых, организационно-правовые формы коммерческих юридических  лиц должны быть перемещены в Предпринимательский кодекс Российской Федерации, где получат более совершенное юридико-техническое огранение.

В частности, предлагается переместить производственные кооперативы в категорию хозяйственных  товариществ, что более подходит к их юридическому статусу. Общества с дополнительной ответственностью можно упразднить за счет расширения содержания общества с ограниченной ответственностью.

В-третьих, право  хозяйственного ведения и оперативного управления как видов вещных прав целесообразно распространить на коммерческие юридические лица самых разнообразных  форм собственности. В таком случае можно решить проблему религиозных организаций, позволив им создать  собственные предприятия, основанные как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.

В-четвертых, рассматривать финансово-промышленные группы как форму объединения коммерческих юридических лиц.

В-пятых, необходимо предоставить органам государственной  власти и органам местного самоуправления право участвовать в предпринимательском (торговом) обороте самостоятельно. В таком случае будет ликвидирована юридико-техническая коллизия, заставляющая Администрацию президента Российской Федерации арендовать Кремль для выполнения Президентом своих конституционных полномочий у Федерального агентства «Управление делами Президента». Таких примеров множество.

В-шестых, иностранным  государствам, их союзам, международным  организациям, их органам, иностранным  юридическим лицам необходимо предоставить четкий статус для осуществления предпринимательской деятельности.

 

  1. Внутренние локальные акты субъектов предпринимательской деятельности

 

Крупные коммерческие юридические лица (например, ОАО  «Газпром», РАО «ЕЭС», Русская Православная Церковь) имеют такое количество внутренних локальных актов, что  могут сравниться в этой части  с некоторыми федеральными ведомствами.

 

 

 

  1. Регистрация, реорганизация, ликвидация субъектов

Федеральный закон  «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » от 13.07.2001 г.

 

Создание, реорганизацию  и ликвидацию коммерческих юридических  лиц целесообразно представить в едином пространственно-временном консилиуме.

В частности, юридические лица и государственные  органы за время своего существования  накапливают определенную историю, скрепленную из разнообразных юридических  фактов (уставные документы, создание филиалов и представительств, заключение договоров, нотариальные действия и др.). Такая история должна быть определена единым правовым пространством, понятным для всех участников предпринимательской деятельности.

 

  1. Лицензирование

Федеральный закон  “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 08.08.2001 г.;

 

Лицензионная  деятельность должна быть представлена в качестве дополнительного элемента регистрации и получения эксклюзивных прав на занятие определенной сферой предпринимательства. Таким образом, лицензирование явится формой единого пространственно-временного консилиума существования юридического лица.

 

  1. Право собственности и другие вещные права (хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, сервитуты)

Гражданский кодекс Российской Федерации

 

Объекты предпринимательского (торгового) оборота нуждаются в  существенной детализации.

В частности  полагаем необходимым доработать правовое регулирование работ и услуг  в предпринимательских отношениях.

Серьезным изменения  должен стать такой объект как результаты интеллектуальной деятельности, имеющий огромное значение для развития промышленности и особенно наукоемких производств.

Информация  и особенно информация, передаваемая по электронным сетям, требует законодательного регулирования, которое в настоящий момент отсутствует. Однако электронная торговля ведется в Интернете очень активно.

В предпринимательской деятельности употребление права собственности и других вещных прав нуждается в значительно большей детализации, чем это регулируется нормами гражданского законодательства.

В частности, право оперативного управления и  право хозяйственного ведения целесообразно  рассматривать в качестве двух форм доверительного управления.

Такая же ситуация связана с регулированием института  сервитута, которым практически полностью пронизана предпринимательская практика.

Полагаем целесообразным уделить внимание объектам недвижимости, в частности земле и другим природным объектам, активно используемым в предпринимательской деятельности.

Требует специального регулирования создаваемые объекты собственности, участвующие в предпринимательском (торговом) обороте.

 

  1. Недвижимость 

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.;

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г.

 

Нормы, относящиеся  к недвижимости, используемой для предпринимательских целей, должны быть пересмотрены в контексте возможной продажи жилых помещений и появления доходных домой. Такая практика, по нашему мнению, требует специального законодательного регулирования.

 

  1. Государственное участие в экономике

Федеральный закон "О  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях" от 14.11.2002 г.;

Федеральный закон "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14.06.1995 г.; 

Федеральный закон  «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19.07.1998 г.

 

Данный раздел должен закреплять виды и формы государственного участия в предпринимательской деятельности и поощрении конкретных предпринимательских проектов (дотации, субсидии, льготные кредиты).

Гражданское законодательство участие государства  в экономике не поощряет. Однако практика настоящего времени и развитие подзаконных актов показывают ошибочность  подобного рода политики.

 

  1. Национализация и приватизация

Федеральный закон  "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г.

 

В переработке  нуждается массив норм, регулирующих приватизацию, то есть переход государственного собственности в частную.

Необходим и  правовой набор мер, осуществляющих обратный процесс: переход частной собственности в государственную. Национализация, проведенная в 20-х годах прошлого века, вызывает большие юридические и политические споры. В этой связи данный раздел должен быть тщательно разработан.

Возможен раздел, регулирующий вопросы реституции, то есть восстановление в правах собственности бывших владельцев, незаконно лишенных этой собственности. Такой раздел позволил бы вернуть в собственность российских граждан земельные наделы, вносимые их недавними предками в уставные капиталы созданных в 30-х годах колхозов.

 

  1. Предпринимательские договоры

Гражданский кодекс Российской Федерации 

 

Целесообразно вычленить из общего перечня гражданско-правовых договоров те, которые относятся  исключительно к предпринимательской деятельности. Провести ревизию форм этих договоров; выявить несоответствие практике их заключения.

Предпринимательские сделки должны явить пример государственно-частного партнерства в виде разумного  сочетания в них государственных  и общественных интересов.

Предложить иные формы договоров.

Предлагается  урегулировать внешнеторговые сделки, имеющие важное значение при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Некоторому  изменению должен подвергнуться  ряд договоров. В частности, договоры электронной торговли, банковские договоры, страховые договоры.

 

  1. Несостоятельность

Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)»  от .27.09.2002 г.;

Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» от 25.02.1999 г.;

Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999 г.;

 

Унифицировать законодательство о несостоятельности; прекратить практику постоянного изменения  законодательства о банкротстве.

Отдельные виды несостоятельности должны носить характер особенности предпринимательской деятельности, к которой они относятся.

 

  1. Антимонопольная деятельность

Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.;

Информация о работе Концепция предпринимательского кодекса