Коммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия реорганизации коммерческих организаций в целом.
Задачи курсовой работы:
Изучить и понять правовую природу института реорганизации юридических лиц;
Рассмотреть порядок и условия проведения реорганизации коммерческих организаций;
Изучить каждый вид реорганизации коммерческих организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………..


5
1.1 История развития законодательства о реорганизации юридических лиц..

5
1.2 Понятие реорганизации коммерческих организаций……………………...

8
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………….


11
2.1 Основания проведения реорганизации……………………………………..

11
2.2 Подготовка и принятие решения о реорганизации коммерческих организаций………………………………………………………………………………


14
2.3 Завершение реорганизации и ее последствия………………………………

19
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………...


23
3.1 Особенности процедур слияния и присоединения…………………………

23
3.2 Разделение и выделение юридических лиц………………………………..

25
3.3 Специфика преобразования как процедуры реорганизации………………

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая настя.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………..

 

5

1.1 История развития законодательства о реорганизации юридических лиц..

5

1.2 Понятие реорганизации коммерческих организаций……………………...

8

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК  И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ  КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………….

 

11

2.1 Основания проведения реорганизации……………………………………..

11

2.2 Подготовка и принятие решения о реорганизации коммерческих организаций………………………………………………………………………………

 

14

2.3 Завершение реорганизации и ее последствия………………………………

19

ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ  ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………...

 

23

3.1 Особенности процедур слияния и присоединения…………………………

23

3.2 Разделение и выделение юридических лиц………………………………..

25

3.3 Специфика преобразования как процедуры реорганизации………………

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовой институт реорганизации  юридических лиц является относительно новым в системе российского  законодательства.

Повышенное внимание к  институту реорганизации в начале 90-х годов было обусловлено известными экономическими процессами, активным развитием предпринимательства  и началом приватизации государственного имущества. Впервые нормативное  закрепление получают такие виды реорганизации как, выделение и преобразование, - как покажет дальнейшая практика, наиболее востребованные в процессе приватизации.

В научной и учебной  литературе проблемы реорганизации  затрагиваются лишь косвенно, их освещение  преимущественно носит описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Между тем практика применения норм законодательства о реорганизации  уже заставила правоведов столкнуться  с рядом серьёзных проблем, включающих специфику правопреемства и порядка  распределения имущества (прав и  обязанностей) реорганизуемого лица между правопреемниками; защищенность интересов кредиторов, участников и  работников реорганизованного субъекта; разграничение отдельных видов  реорганизации и схожих правовых явлений (выделение и учреждение дочерних обществ, преобразование и  приведение учредительных документов юридических лиц в соответствие с действующим законодательством; порядок заключения и исполнения договора о слиянии (присоединении) и ряд иных.

Несомненно, тема курсовой работы является очень актуальной, и имеет  важное значение в хозяйственной  жизни всего общества. Реорганизация  коммерческих организаций имеет  большое практическое значение и  применение. Она затрагивает права  и интересы широкого круга людей. В наше время реформ, время больших  перемен каждый может столкнуться  с проблемами, возникающими в процессе реорганизации коммерческих организаций. Обычному человеку, который не обладает знаниями в области права, тяжело ориентироваться в таком сложном  процессе как реорганизация, и, как  правило, чаще всего ущемляются именно его права и законные интересы.

Целью курсовой работы является изучение понятия реорганизации коммерческих организаций в целом.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить и понять правовую природу института реорганизации юридических лиц;
  • Рассмотреть порядок и условия проведения реорганизации коммерческих организаций;
  • Изучить каждый вид реорганизации коммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

    1. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц

 

Институт реорганизации  юридических лиц является относительно новым и мало изученным в системе  российского законодательства. В  российском дореволюционном законодательстве существовало немало норм, специально посвященных участию в гражданском  обороте корпоративных образований. Такие образования представляли собой «объединения лиц», созданные  для извлечения прибыли (имелись  в виду акционерные и иные «товарищества») или созданные для достижения других, не связанных с извлечением  прибыли целей (имелись в виду «общества»). Наряду с ними существовали нормы, регулировавшие государственные  учреждения. Такие нормы регулировали, наряду с созданием и осуществлением деятельности юридического лица, и  порядок его прекращения.

 Сложностью правового  регулирования прекращения юридических  лиц обычно объяснялось то, что  соответствующие вопросы должны  были решаться в основном в  уставе юридического лица. При  этом принятые государством специальные  нормы применялись только при  необходимости восполнить пробелы,  обнаруженные в уставе юридического  лица1.

 Единственными формами  реорганизации, которым нашлось  место в законодательстве, были  слияние и присоединение. При  этом второе рассматривалось  обычно как разновидность первого.  В этом своем качестве слияние  противопоставлялось остальным  возможным видам прекращения.  Как писал в свое время Г.Ф.  Шершеневич: «отличие слияния от  иных способов прекращения акционерного  товарищества обнаруживается в  отсутствии ликвидации».

 Предпосылки законодательного  оформления института реорганизации  возникли на определенном этапе  развития капиталистических отношений,  когда утвердилась «общая тенденция  концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий  производства и стремления к  монополистическому положению на  рынке». Соответственно из известных  современному правопорядку способов  реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение.

 В книгу пятую проекта  Гражданского уложения, которое  разрабатывалось на протяжении  нескольких десятилетий, начиная  с конца XIX в., но так и не  было принято в связи с революцией, в главу «Акционерное товарищество»  было включено несколько статей, посвященных «слиянию акционерных  обществ». Здесь уже под слиянием  подразумевалось «прекращение одного  товарищества и слияние его  с другим», т.е. именно «присоединение».

 Раннее советское законодательство  прямо не предусматривало процедуры  реорганизации юридических лиц.  Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала  перечень оснований прекращения  организаций, среди которых такой  процедуры, как реорганизация,  не значилось. Но в то же  время п. «б» ст. 364 первого Гражданского  кодекса советской республики  устанавливал в качестве основания  прекращения акционерного общества  упоминается его слияние с  другим акционерным обществом.  В отношении прочих юридических  лиц, говоря об их прекращении,  ГК РСФСР 1922 г. не упоминает  о реорганизации вовсе2.

 При отсутствии в  ГК РСФСР 1922 г. соответствующих  норм, прекращение юридических лиц  регулировалось главным образом  актами, посвященными отдельным  видам юридических лиц. 

В качестве самостоятельного правового института реорганизация  юридических лиц впервые появляется в ГК РСФСР 1964 г., который посвятил вопросам реорганизации лишь три  короткие статьи (ст. 37, 38 и 39). Причем реорганизация  юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривается исключительно  как способ прекращения юридического лица (ст. 37 ГК РСФСР). Согласно ГК РСФСР 1964 г. реорганизация могла осуществляться в трех формах: слияния, разделения и присоединения (ст. 37, 39). Подробное  регулирование реорганизации осуществлялось и в это время посредством  актов, посвященных отдельным видам  юридических лиц и принятых в  основном до вступления в силу ГК РСФСР 1964 г.

 Следующий этап законодательного  развития процедуры реорганизации  юридического лица исторически  связан с периодом становления  правовой системы суверенной  России. Одними из первых в  1990г. принимаются Закон РСФСР  «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» и постановление  Совета Министров РФ от 25 декабря  1990 г., утвердившее Положение об  акционерных обществах. В Законе  РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в п. 1 ст. 37 впервые были указаны пять форм реорганизации — слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование. В соответствии с п. 8 ст. 37 указанного Закона «при преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия»3.

 Следующим за ними  нормативным актом, включавшим  положения о реорганизации, были  Основы гражданского законодательства  Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.11 Они предусматривали  пять форм реорганизации: слияние,  присоединение, разделение, выделение  и преобразование (ст. 16).

 Принятые до 1994 г. нормативные  акты, затрагивающие вопросы реорганизации  юридических лиц, носят в основном  специальный характер. Так, указами  Президента РФ от 25 ноября 1991 г.  № 232 и от 28 ноября 1991 г. № 240 предписывалось реорганизовать  государственные (муниципальные)  предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового  обслуживания населения путем  выделения из их состава структурных  единиц с предоставлением последним  прав юридического лица. Вопросам  преобразования государственных  предприятий и их объединений  в акционерные общества посвящен  Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992г.

Особенности приватизации предприятий  агропромышленного комплекса были отражены в постановлениях Правительства  РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» № 86 от 29 декабря 1991 г. и «О ходе и развитии аграрной реформы  в РФ» № 138 от 6 марта 1992 г., в которых  было установлено, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов решений  о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим  законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право  выхода со своим земельным и имущественным  паем любого члена колхоза (работника  совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских  структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства  без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации)4.

 Несмотря на заметный  прогресс в развитии проблем  реорганизации, связанный с принятием  ГК РФ 1994 г. и ряда специальных  актов (Федеральных законов «Об  акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»), процесс формирования правового института реорганизации юридических лиц вряд ли можно считать завершенным.

 

    1. Понятие реорганизации коммерческих организаций

 

Реорганизация коммерческих организаций как юридических  лиц осуществляется в формах5:

  • слияния нескольких коммерческих организаций в одну;
  • присоединения одной коммерческой организации к другой;
  • разделения коммерческой организации на несколько новых;
  • выделения из состава коммерческой организации другой коммерческой организации;
  • преобразования коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы.
  • Суть реорганизации, в какой бы форме она не осуществлялась, в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим коммерческим организациям по передаточному акту или разделительному балансу, т. е. происходит универсальное правопреемство.
  • Этим обстоятельством определяется одна из особенностей реорганизации коммерческих организаций, как известно, обладающих общей правоспособностью. В целях передачи в результате реорганизации существующего объёма правоспособности реорганизация коммерческих организаций, как правило, ведёт к возникновению (при присоединении-сохранению) другой коммерческой организации.
  • Боле того, в случаях, указанных в ГК, реорганизация коммерческих организаций может повлечь возникновение только определённых видов коммерческих организаций. Так, в соответствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производственные кооперативы6. Подобная ограниченная регламентация касается также реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112) в отдельности.
  • Следует сделать вывод, что кроме случаев, прямо предусмотренных законом, законодатель не допускает преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот.
  • По общему правилу, реорганизация коммерческих организаций осуществляется по решению её учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК). Из этого правила имеется два исключения.
  • Первое исключение касается случаев, установленных законом, когда реорганизация коммерческих организаций в форме их разделения или выделения из их состава одной или нескольких коммерческих организаций осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, т. е. принудительно. При этом если решение уполномоченного государственного органа или суда о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд поручает ему осуществить реорганизацию. Решение о принудительном разделении коммерческих организаций или выделении из их состава одной или нескольких организаций может быть обжаловано в арбитражный суд.
  • Второе исключение касается случаев, установленных законом, когда реорганизация коммерческих организаций в форме слияния, присоединения или преобразования осуществляется с согласия уполномоченных государственных органов. Так, в соответствии со ст. 17 Закона РФ  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями установлена обязательная процедура получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Коммерческие организации