Коммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия реорганизации коммерческих организаций в целом.
Задачи курсовой работы:
Изучить и понять правовую природу института реорганизации юридических лиц;
Рассмотреть порядок и условия проведения реорганизации коммерческих организаций;
Изучить каждый вид реорганизации коммерческих организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………..


5
1.1 История развития законодательства о реорганизации юридических лиц..

5
1.2 Понятие реорганизации коммерческих организаций……………………...

8
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………….


11
2.1 Основания проведения реорганизации……………………………………..

11
2.2 Подготовка и принятие решения о реорганизации коммерческих организаций………………………………………………………………………………


14
2.3 Завершение реорганизации и ее последствия………………………………

19
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………...


23
3.1 Особенности процедур слияния и присоединения…………………………

23
3.2 Разделение и выделение юридических лиц………………………………..

25
3.3 Специфика преобразования как процедуры реорганизации………………

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая настя.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

 Возложение на исполнительный  орган юридического лица обязанности  по подготовке обоснования вызвано  тем, что именно исполнительные  органы имеют возможность получить  и использовать при такой подготовке  все бухгалтерские и иные документы.  В то же время мнение исполнительного  органа не является единственны  и достаточным для принятия  решения о реорганизации. Обычно  в таком случае требуется мнение  третьего лица, которое, с одной  стороны, должно обладать необходимыми  профессиональными знаниями, а с  другой стороны, — быть независимым.  На мой взгляд, в настоящее  время в качестве такого лица  мог бы выступать оценщик. Деятельность  оценщиков регулируется Законом  «Об оценочной деятельности в  Российской Федерации», который  содержит обязательные требования  к оценщику, в том числе требование  о его независимости, предусматривает  обязательное лицензирование оценочной  деятельности, устанавливает нормы  об обязательном страховании  ответственности оценщиков и  т.д.

 Таким образом, наличие  обоснования реорганизации и  заключения оценщика по проекту  договоров о слиянии (присоединении)  или решения о разделении (выделении)  должно стать обязательным условием  процедуры реорганизации.

 Для того чтобы дать  участникам реальную возможность  получить и оценить предоставленные  им информацию и материалы,  информация должна предоставляться  не позднее, чем за 30 дней до  даты проведения общего собрания. В указанные сроки сообщение  о проведении общего собрания  акционеров должно быть направлено  каждому лицу, указанному в списке  лиц, имеющих право на участие  в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом  общества не предусмотрен иной  способ направления этого сообщения  в письменной форме, или вручено  каждому из указанных лиц под  роспись либо, если это предусмотрено  уставом общества, опубликовано  в доступном для всех акционеров  общества печатном издании, определенном  уставом общества.

 Исходя из смысла  действующего законодательства  передаточном акту и разделительному  балансу при разных формах  реорганизации: отводится одна  и та же роль — определить имущество и обязательства; которые переходят к юридическим лицам, являющимся правопреемниками в результате реорганизации. Оба эти документа, как следует из ГК РФ, должны содержать «положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами»15. Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

 Чтобы не допустить  нарушения порядка оформления  правопреемства при реорганизации,  в Гражданском кодексе предусмотрено  специальное правило, согласно  которому в случае отсутствия  в передаточном акте или в  разделительном балансе положений  о правопреемстве по обязательствам  реорганизованного юридического  лица государственная регистрация  вновь возникших юридических  лиц не производится.

 Несмотря на столь  жесткие требования закона, на  практике они не всегда выполняются,  что нередко приводит к серьезным  затруднениям, а порой и к невозможности  установления правопреемства при  реорганизации в отношении определенных  обязательств. Статья 58 ГК РФ предусматривает,  что правопреемство при реорганизации  наступает в соответствии с  передаточным актом и разделительным  балансом.

 Составление передаточного  акта и разделительного баланса  является одним из главных  моментов при реорганизации юридических  лиц. В состав передаточного  акта и разделительного баланса  включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном  порядке, в объеме форм годового  бухгалтерского отчета на последнюю  отчетную дату (дату регистрации).

 Реорганизуемые юридические  лица должны провести инвентаризацию  имущества и обязательств в  целях подтверждения достоверности  отдельных статей передаточного  акта или разделительного баланса.

Российское законодательство предусматривает необходимость  утверждения передаточного акта и разделительного баланса одновременно с принятием решения о реорганизации. Вместе с тем реорганизация —  длительный процесс, и риск недостоверности  передаточного акта и разделительного  баланса возникает еще до принятия решения о реорганизации, в процессе подготовки общего собрания, и сохраняется до ее завершения. Юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, не приостанавливает своей деятельности. Совершение любой сделки в ходе такой деятельности, а также наступление определенного события (такого, как пожар) отражается на достоверности предлагаемого к утверждению или уже утвержденного передаточного акта (разделительного баланса). Более того, законодательство само создает причины для недостоверности передаточного акта и разделительного баланса. Первая из них — право кредиторов юридического лица требовать прекращения и досрочного исполнения обязательств после принятия решения о реорганизации, а стало быть, уже после утверждения передаточного акта и разделительного баланса. Вторая —право акционеров, голосовавших против реорганизации или не принимавших участие в голосовании по вопросу о реорганизации, требовать выкупа своих акций, также возникающее после принятия решения о реорганизации и утверждения передаточного акта и разделительного баланса.

 В итоге к моменту  завершения реорганизации разделительный  баланс и передаточный акт  могут не отражать реального  состояния имущества реорганизуемых  юридических лиц. Последовать  в этом случае Указанию Министерства  финансов и отразить имущество  на балансе принимающих юридических  лиц в соответствии с передаточным  актом (разделительным балансом) - значит исказить реальную картину.

 Российское законодательство  признает вопрос о реорганизации  одним из наиболее важных и  относит его к компетенции  участников (учредителей) или общего  собрания участников организации.  Понятно, что в случае унитарного  предприятия решение о реорганизации  принимается уполномоченным государственным  органом. В остальных случаях  закон устанавливает, что для  принятия решения о реорганизации  необходимо единогласие (всех  участников общества с ограниченной  ответственностью, а также, если  иное не предусмотрено учредительным  договором, всех полных товарищей  хозяйственных товариществ) или  квалифицированное большинство  голосов (3/4 от числа участвующих  в общем собрании акционеров  акционерного общества). В акционерных  обществах установлен кворум  для признания общего собрания  акционеров правомочным (более половины, всех голосов). В случае отсутствия кворума может быть проведено повторное собрание, которое является правомочным, если в нем принимают участие акционеры, владеющие не менее чем 30 %голосов. Причем уставом общества с числом акционеров более пятисот может быть предусмотрен меньший кворум для проведения общего собрания акционеров взамен несостоявшегося.

 

2.3.      Завершение реорганизации и ее  последствия

 

Гражданский кодекс РФ в  п. 4 ст. 57 предусматривает, что юридическое  лицо считается реорганизованным, за исключением случаев присоединения, с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. При реорганизации в форме  присоединения присоединяемое юридическое  лицо считается реорганизованным с  момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении его деятельности16.

Правила о внесении данных государственной регистрации юридических  лиц в Единый государственный  реестр.

 Единый государственный  реестр представляет собой универсальную  базу данных, содержащую сведения  и документы, идентифицирующие  юридическое лицо и его учредителей.  Записи вносятся в реестр на  основании документов, представляемых  заявителями при регистрации,  реорганизации и ликвидации юридических  лиц, а также при изменении  данных государственного реестра,  о чем соответствующее юридическое  лицо сообщает регистрирующему  органу в течение трех дней. Исключение из этого правила  Закон делает только для сведений  о лицензиях юридического лица, которые лицензирующий орган  направляет в регистрирующий  орган самостоятельно. Реестр ведется  на бумажных и электронных  носителях, при этом, в случае  несоответствия записей на разных  носителях, приоритет отдается  бумажным носителям. Сведения  реестра являются открытыми и  общедоступными, за исключением  паспортных данных физических  лиц и их ИНН. Таким образом,  любое заинтересованное лицо  может за установленную Правительством  РФ плату ознакомиться с данными  реестра, не являющимися конфиденциальными.  Отказ в предоставлении сведений  государственного реестра не  допускается.

 Применительно к государственной  регистрации юридических лиц,  создаваемых путем реорганизации  (преобразование, разделение, выделение,  слияние), следует отметить, что процедура  регистрации должна быть проведена  по месту нахождения реорганизуемых  юридических лиц. Если же их  место нахождения не совпадает  с местом нахождения юридических  лиц, создаваемых в процессе  реорганизации, то порядок взаимодействия  регистрирующих органов в этом  случае должен быть определен  Правительством РФ.

Согласно п.2 ст.54 ГК РФ местом нахождения юридического лица по общему правилу считается место его  государственной регистрации, если законом или учредительными документами  не установлено иное.

При государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  реорганизации в регистрирующий орган представляются следующие  документы:

 а) подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации каждого вновь возникающего  юридического лица, создаваемого  путем реорганизации, по форме,  утвержденной Правительством Российской  Федерации. 

б) учредительные документы  каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

 в) решение о реорганизации  юридического лица;

 г) договор о слиянии  или присоединении в случаях,  предусмотренных федеральными законами;

 д) передаточный акт  или разделительный баланс;

 е) документ об уплате  государственной пошлины.

 Размер государственной  пошлины устанавливается ст. 333.33 НК РФ17.

Реорганизация юридического лица считается завершенной с  момента государственной регистрации  создаваемых в процессе реорганизации  юридических лиц. С этого же момента  юридическое лицо, подвергшееся реорганизации, считается прекратившим свою деятельность.

 В случае, когда реорганизация  влечет прекращение деятельности  одного или нескольких юридических  лиц, соответствующие записи вносятся  в государственный реестр на  основании информации о регистрации  созданных в процессе реорганизации  юридических лиц. Исключение из  этого правила сделано только  для случаев присоединения, когда  реорганизация считается завершенной  с момента внесения в государственный  реестр записи о прекращении  деятельности последнего из присоединенных  юридических лиц.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации  изменений и дополнений в учредительных  документах юридического лица. В случае необходимости внести в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, изменения  и дополнения, не связанные с изменением учредительных документов, представлению  в регистрирующий орган подлежит заявление о внесении соответствующих изменений в реестр, которое должно подтверждать достоверность подлежащих внесению в реестр сведений и их соответствие закону.

 Регистрация изменений  в учредительных документах юридического  лица и (или) внесение в реестр  изменений, касающихся сведений  о юридическом лице, но не связанных  с внесением изменений в учредительные  документы, осуществляется по  месту нахождения юридического  лица18.

 Понятие правопреемства  является устоявшейся в теории  права категорией. Как правило,  под правопреемством понимается  переход прав и обязанностей  от одного лица — правопредшественника  к другому лицу — правопреемнику, заменяющему его в правоотношении.

 Правопреемство является  производным приобретением субъективного  права или гражданско-правовой  обязанности. Характеризующий признак  — связь между приобретаемым  правом (обязанностью) и первоначальным  отношением. Такое правопреемство  называется транслятивным. Таким  образом, правопреемство представляет  собой разновидность способа  приобретения права. 

В свою очередь правопреемство как способ приобретения права традиционно  принято разделять на виды, в зависимости  от объема передаваемых прав и обязанностей. По мнению большинства специалистов, правопреемство бывает двух видов: универсальное (общее) и сингулярное (частное). Однако правовое содержание названных разновидностей правопреемства оценивается не всегда одинаково.

 По моему мнению, более  предпочтительной является точка  зрения, согласно которой при  общем правопреемстве правопреемник  в результате одного юридического  акта занимает место правопредшественника  во всех правоотношениях (за  исключением тех, в которых  правопреемство недопустимо). Частное  правопреемство — правопреемство  в одном или нескольких правоотношениях.

 В случае реорганизации  участника договора простого  товарищества правопреемство по  общему правилу не возникает  и данный договор прекращается, если стороны специально не  оговорили иного.

Информация о работе Коммерческие организации